50 лет со дня первого выхода человека в открытый космос. "Первый шаг в бездну" (док. фильм)
Первый полет человека на орбиту состоялся 12 апреля 1961 года. Однако прошло еще почти четыре года, прежде чем был осуществлен первый выход человека в открытый космос. 18 марта 1965 года на орбиту был запущен корабль «Восход-2» с космонавтами Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым, которому выпала честь стать первым в истории человеком, вышедшим в космическое пространство в скафандре.
В то время космические полеты часто сопровождались неприятными, а то и потенциально смертельным нештатными ситуациями, ну а первый выход в открытый космос только добавил опасности миссии «Вохода». Всего Леонов пробыл в безвоздушном пространстве 23 минуты, из которых 12 прошли за бортом корабля. На Земле скафандр Леонова испытывали в барокамере при давлении, соответствующем высоте 60 километров. В космосе скафандр раздулся намного сильнее, чем в барокамере, что весьма затруднило Леонову возвращение в шлюзовую камеру. Чтобы протиснуться в люк, Леонову пришлось сбросить давление в скафандре до 0.27 атмосфер. Если бы на тот момент у него в крови оставался азот, то он мог умереть от кессонной болезни.
Когда смотришь фантастические фильмы про космос, то редко когда покидает глубинное ощущение надёжности, основательности всех этих космических кораблей и станций. Там всё показывается очень массивным: толстая многослойная обшивка, автоматические двери многосантиметровой толщины. Но когда смотришь на фотографии и чертежи настоящих кораблей, а особенно ранних конструкций, то волосы начинают шевелиться на голове. Да как на ЭТОМ вообще можно летать, не то что в космос? И какой смелостью нужно обладать, чтобы доверить свою жизнь этой тесной хрупкой конструкции? Вот как выглядел корабль «Восход-2», на котором космонавты Алексей Леонов и Павел Беляев отправились в полёт:
- приборно-агрегатный отсек
- спускаемый аппарат
- шлюзовая камера в надутом состоянии
- камера для съемки выхода
- пневмоарматура наддува шлюзовой камеры
- дублирующая ТДУ
Этот серебристый гофрированный цилиндр представляет собой надувную (!) шлюзовую камеру. Можете оценить сами, насколько тесно было как в шлюзе (внутренний диаметр в надутом состоянии — 1 метр, длина — 2,5 м), так и в самом корабле.
Теснота как спускаемого шарообразного модуля, в котором находились космонавты, так и шлюза, была обусловлена жёсткими габаритными ограничениями ракеты-носителя. Отсюда и идея надувного шлюза, очень компактного в сложенном состоянии.
Одеты оба космонавта были в скафандры «Беркут», внутри которых поддерживалось давление 0,4 атмосферы:
Леонов сумел влезть в шлюз, однако забрался он в него вперед головой, и космонавту стоило больших усилий совершить кувырок внутри тесной каморки, чтобы получить возможность вернуться в кабину «Восхода». Однако на этом неприятности не закончились. Внутри корабля стало быстро нарастать парциальное давление кислорода – малейшая искра могла привести к пожару подобного тому, который унес жизни экипажа «Аполлона-1».
Возвращение на Землю тоже выдалось непростым. Автоматика отказала и сажать корабль пришлось в ручном режиме. В результате, капсула «Восхода» приземлилась в тайге на расстоянии 200 километров от Перми. Экипажу пришлось двое суток ждать прибытия спасателей. Позже Леонов даже обратился к тульским оружейникам с просьбой создать многофункциональное оружие для космонавтов, ибо входящий в состав аварийного комплекта пистолет Макарова не слишком помогал отпугивать мишек, выходящих из лесу на разведенный покорителями космоса костерок. Так на свет появился пистолет космонавтов ТП-82.
Но все же главным было то, что полет «Восхода-2» показал, что в скафандре можно работать. С тех пор выходы в открытый космос стали неотъемлемой частью работы на орбите. Лунные экспедиции, миссии по обслуживанию Хаббла, ремонт и сборка орбитальных станций – все это стало возможным после «Восхода-2». Во время нескольких полетов шаттлов в середине 1980-х астронавты даже выходили в космос без страховочного фала, используя установку для перемещения в открытом космосе, чтобы добираться до неисправных спутников, которые затем ремонтировались.
В настоящее время рекорд длительности выхода в открытый космос составляет 8 часов 56 минут. Он был установлен в 2001 году во время миссии шаттла «Дискавери» STS-102 астронавтами Сьюзен Хелмс и Джеймсом Воссом.
Однако несмотря на все эти достижения рекорды, не стоит забывать, что любой выход в космос по прежнему несет в себе определенную долю риск. Первый американский выход в открытый космос, состоявшийся через 2.5 месяца после полета «Восхода-2» тоже прошел не слишком гладко. После возвращения астронавта Эдварда Уайта на борт «Джемини-4» выяснилось, что люк корабля заклинило. Астронавты пережили несколько весьма неприятных минут, пытаясь закрыть его – ведь иначе их ожидала неминуемая смерть при входе в атмосферу. К счастью, все обошлось.
Другой инцидент случился с космонавтом Пирсом Селлерсом из экипажа миссии STS-121 шаттла «Дискавери». Во врем пребывания в космосе от его скафандра отцепился страховочный вал. Но Селерс вовремя это заметил и смог снова закрепиться. В любом случае, его скафандр был оборудован системой спасения SAFER, рассчитанной на подобные ситуации.
Куда более потенциально опасная ситуация приключилась во время миссии STS-37 шаттла «Атлантис» в 1991 году. Во время одного из выходов в космос небольшой прут проколол одну из перчаток астронавта. Однако, поскольку прут застрял в перчатке, а кровь из ранки на руке запечатала отверстие, разгерметизации не произошло. Самое забавное заключается в том, что астронавт даже не почувствовал укола и узнал о случившемся лишь когда снял скафандр.
Первый в истории выход в космос продлился 12 минут и 9 секунд. При этом физическое самочувствие Алексея Архиповича оставляло желать лучшего: началась тахикардия, участилось поверхностное дыхание, температура выросла до +38, да к тому же интенсивное потоотделение.Всё это время Леонов был связан с кораблём коротким тросом длиной немногим более 5 метров. За 12 минут нахождения в космосе Алексей Архипович пять раз отдалялся от корабля и возвращался к нему. Кстати, американский космонавт, вышедший в космос через три месяца после Леонова, не отрывался от корабля из-за опасения возникновения какого-нибудь ЧП.
При возвращении возникла проблема: раздутый внутренним давлением скафандр не позволял проникнуть в шлюз. Леонову пришлось снизить давление до 0,27 атм, чтобы попасть внутрь. И поскольку сделал он это не ногами, а головой вперёд, потом ещё пришлось немало потрудиться, чтобы развернуться внутри шлюза —и только потом удалось вернуться на корабль. После закрытия люка шлюз был отстрелен.
Выше мы посетовали на внешнюю хрупкость космических кораблей. Это было не для красного словца: после возвращения Леонова выяснилось, что из-за термической деформации люк закрывается негерметично, и автоматика начала подавать больше кислорода. Возникла угроза пожара. Однако космонавтам повезло: Леонов случайно задел включатель подачи воздуха из резервных баков, атмосферное давление в корабле возросло и он… слегка раздулся. Как консервная банка. Совсем чуть-чуть, но этого оказалось достаточно, чтобы щель возле люка исчезла и разгерметизация прекратилась. После этого автоматика вернула подачу кислорода на прежний уровень.
А в этом коротком ролике от Роскосмоса можно увидеть несколько отрывков, снятых внешней камерой во время пребывания Леонова в космосе, а также интересные факты о нашем будущем новом скафандре «Орлан-МКС».
Кстати, тот исторический полёт стал последним для кораблей типа «Восход», через два года им на смену пришли «Союзы».
Случай уберёг Леонова от гибели ещё раз, в 1971 году. Тогда он был назначен командиром основного состава экипажа корабля «Союз-11», однако перед стартом было принято решение отправить дублирующий экипаж Добровольского, Волкова и Пацаева. Все трое погибли при спуске с орбиты.
Через 10 лет после своего выхода в космос Леонов отправился в свой второй полёт. Он был командиром корабля «Союз-19». На этот раз была проведена первая в истории стыковка двух космических кораблей разных стран, полёт «Союз — Аполлон».
Помимо своей основной профессиональной деятельности, Алексей Архипович Леонов, которому в прошлом году исполнилось 80 лет, прославился у нас в стране и как художник, пропагандирующий покорение космоса. В частности, трижды выпускались наборы почтовых марок, для которых Леонов создавал рисунки.
Комментарии
Отправить комментарий