Как начиналась Первая Чеченская война
Ровно 23 года назад, 11.12.1994 началась первая чеченская война. Ниже немного истории, большая подборка фотографий и документальные кадры с той войны.
У историков существует негласное правило, что прежде чем дать достоверную оценку, тем или иным событиям должно пройти минимум 15-20 лет. Однако в случае с Первой чеченской войной все обстоит совершенно иначе и чем больше времени проходит с начала тех событий, тем меньше о них стараются вспоминать. Создается впечатление, что кто-то сознательно пытается заставить людей забыть об этих самых кровавых и трагических страницах в новейшей российской истории. А ведь общество имеет полное право знать имена людей развязавших этот конфликт, в котором погибло около трех тысяч российских солдат и офицеров и который фактически положил начало целой волне террора в стране и Второй чеченской.
События приведшие к Первой чеченской необходимо разделить на два этапа. Первый – это период с 90-го по 91-й год, когда еще существовала реальная возможность свергнуть режим Дудаева бескровно и второй этап с начала 92-го года, когда время на нормализацию ситуации в республике было уже упущено, и вопрос о военном решении проблемы стал лишь делом времени.
Этап первый. Как все начиналось.
Первым толчком к началу событий можно считать обещание Горбачева дать всем автономным республикам статус союзных и последующую фразу Ельцина – «Берите независимости столько, сколько можете унести». Отчаянно боровшиеся за власть в стране они хотели таким образом получить поддержку у жителей этих республик и наверняка даже не предполагали к чему приведут их слова.
Уже через несколько месяцев после заявления Ельцина, в ноябре 1990 года Верховным Советом ЧИАССР во главе с Доку Завгаевым была принята декларация о государственном суверенитете Чечено-Ингушетии. Пусть по сути это был лишь формальный документ, принятый с прицелом на получение большей автономии и полномочий, но все-таки первый звоночек был уже дан. В это же время в Чечне появляется доселе мало кому известная фигура Джохара Дудаева. Единственный генерал чеченец в Советской Армии, мусульманином никогда не являвшийся и имеющий государственные награды за боевые операции в Афганистане стал быстро набирать популярность. Возможно, даже слишком быстро. В той же Чечне многие до сих пор уверены, что за Дудаевым стояли серьезные люди, сидящие в московских кабинетах.
Быть может эти самые люди, и помогли Дудаеву свергнуть Верховный Совет с его председателем Доку Завгаевым 6 сентября 1991 года. После роспуска Верховного Совета власти как таковой в Чечне уже не существовало. Был разграблен склад КГБ республики, в котором находилось стрелкового оружия на целый полк, из тюрем и СИЗО были выпущены все находившиеся там преступники. Однако все это не помешало уже 26 октября того же года провести выборы президента на которых как и ожидалось, победил сам Дудаев, а первого ноября принять декларацию о суверенитете Чечни. Это уже был не звоночек, а настоящий звон колокола, но в стране казалось, не замечали происходящего.
Единственным человеком, попытавшимся что-то сделать, был Руцкой, именно он попытался объявить Чрезвычайное Положение в республике, но его никто так и не поддержал. Ельцин в эти дни находился в своей загородной резиденции и не проявлял к Чечне никакого внимания, а Верховный Совет СССР документ о ЧП так и не принял. Во многом это произошло из-за агрессивного поведения самого Руцкого заявившего при обсуждении документа буквально следующее – «этих черножопых надо давить». Эта его фраза чуть не закончилась дракой в здании Совета и естественно о принятии ЧП речи быть уже не могло.
Правда, несмотря на то, что документ так и не был принят, в Ханкале (пригород Грозного) все же приземлилось несколько бортов с бойцами внутренних войск, общей численностью около 300 человек. Естественно, что 300 человек не имели никаких шансов выполнить поставленную задачу и свергнуть Дудаева и напротив сами стали заложниками. Более суток бойцы фактически находились в окружении и в итоге на автобусах были вывезены за пределы Чечни. Через пару дней прошла инаугурация Дудаева на пост президента и его авторитет и власть в республике стали безграничны.
Этап второй. Война становится неизбежной.
После официального вступления Дудаевым в должность президента Чечни ситуация в республики накалялась с каждым днем. Каждый второй житель Грозного свободно ходил с оружием в руках, а Дудаев открыто заявлял, что все оружие и техника которое находится на территории Чечни, принадлежит ему. А оружия в Чечне было масса. В одном только 173-м грозненском учебном центре находилось оружия на 4-5 мотострелковых дивизий в том числе: 32 танка, 32 БМП, 14 БТР, 158 противотанковых установок.
В январе 92-го года в учебном центре практически не осталось ни одного солдата и всю эту массу оружия охраняли, лишь оставшиеся в военном городке офицеры. Несмотря на это федеральный центр не обращал на это никакого внимания, предпочитая по-прежнему делить власть в стране и лишь в мае 93-го года, в Грозный для переговоров с Дудаевым прибыл министр обороны Грачев. В результате переговоров, было решено разделить все имеющееся в Чечне оружие 50 на 50, и уже в июне республику покинул последний российский офицер. Зачем необходимо было подписывать этот документ и оставлять в Чечне такую массу оружия до сих пор остается непонятным, ведь в 93-м году уже было очевидно, что мирным путем проблему не решить.
В это же время из-за проводимой Дудаевым крайне националистической политики в Чечне происходит массовый исход русского населения из республики. По словам тогдашнего министра внутренних дел, Куликова каждый день границу переходило до 9 русских семей в час.
Но анархия, творившаяся в республике, влияла не только на русских жителей в самой республике, но и на жителей остальных регионов. Так, Чечня являлась основным производителем и поставщиком героина в Россию, также, около 6 млрд. долларов было изъято через Центробанк в результате знаменитой истории с фальшивыми Авизо и что самое главное зарабатывали на этом не только в самой Чечне, получали от этого финансовую выгоду и в Москве. Иначе чем можно объяснить, что в 92-93 годах в Грозный чуть ли не каждый месяц прибывали известные российские политики и бизнесмены. По воспоминаниям бывшего мэра Грозного Бислана Гантамирова перед каждым таким приездом «высоких гостей» Дудаев лично давал указания о приобретении дорогих ювелирных украшений, объясняя, что так мы решаем свои проблемы с Москвой.
Закрывать глаза на это и дальше было уже невозможно, и Ельцин поручает руководителю московской Федеральной службы Контрразведки (ФСК) Савостьянову провести операцию по свержению Дудаева силами чеченской оппозиции. Савостьянов сделал ставку на руководителя Надтеречного района Чечни Умара Автурханова и в республику стали направлять деньги и оружие. 15 октября 1994 года начался первый штурм Грозного силами оппозиции, но когда до дворца Дудаева оставалось менее 400 метров, с Автурхановым связался кто-то из Москвы и приказал выйти из города. По информации бывшего председателя Верховного Совета СССР Руслана Хасбулатова этим «кто-то» был ни кто иной, как организатор штурма Савостьянов.
Следующая попытка штурма силами оппозиции была проведена 26 ноября 1994 года, но она тоже с треском провалилась. Это после этого штурма министр обороны Грачев будет всячески открещиваться от русских танкистов, попавших в плен и заявлять, что Российская Армия взяла бы Грозный в течение часа силами одного десантного полка.
По всей видимости, даже в самом Кремле не особо верили в успех этой операции, ведь за пару недель до этого штурма в Москве уже состоялось секретное заседание Совета Безопасности, полностью посвященное чеченской проблеме. На этом заседании выступили с двумя полярными докладами министр регионального развития Николай Егоров и министр обороны Павел Грачев. Егоров заявлял, что обстановка для ввода войск в Чечню крайне благоприятная и 70 процентов населения республики это решение несомненно поддержат и лишь 30 будут нейтральны либо окажут сопротивление. Грачев, напротив, в своем докладе подчеркивал, что ввод войск ни к чему хорошему не приведет, и мы встретим ожесточенное сопротивление и предлагал перенести ввод на весну, чтобы было время подготовить войска и составить детальный план операции. Премьер-министр Черномырдин в ответ на это открыто назвал Грачева трусом и заявил, что такие заявления для министра обороны не допустимы. Ельцин объявил перерыв и вместе с Рыбкиным, Шумейко, Лобовым и еще несколькими неизвестными членами правительства провел закрытое совещание. Его итогом стало требование Ельцина подготовить в двухнедельный срок план операции по вводу войск. Грачев отказать президенту не смог.
29 ноября в Кремле прошло второе заседания Совета Безопасности, на котором Грачев представил свой план, и решение о вводе войск было окончательно принято. Почему принятие решение принималось в такой спешке, достоверно неизвестно. Согласно одной из версий лично Ельцин хотел решить проблему Чечни до нового года и таким образом поднять свой крайне низкий рейтинг. Согласно другой, член международного комитета Госдумы Андрей Козырев имел информацию, что если РФ решит проблему Чечни в ближайшее время и за короткий срок, то это не вызовет особой отрицательной реакции у администрации США.
Так, или иначе, ввод войск происходил в крайней спешке, что привело к тому, что сразу пять генералов, которым Грачев предлагал возглавить операцию отказались от этого и лишь в середине декабря на это согласился Анатолий Квашнин. До новогоднего штурма Грозного оставалось менее двух недель...
Первая Чеченская война (11.12.1994г.) фотографии Александра Неменова
Комментарии
http://droplak.ru/?p=1543 вот так все начиналось задолго до войны...
На хрена это?
Что на хрена ?
Отправить комментарий