Прибалтика: сон разума рождает русские танки
В Эстонии, Латвии и Литве одновременно активизировали подготовку к войне
Министр обороны Эстонии Март Лаар напугал добропорядочных эстонских бюргеров вероятностью российского танкового броска на Таллин. Видно, испугавшись собственной буйной фантазии, он попытался подсластить военно-политическую пилюлю: пообещал остановить русские танки с помощью подрыва мостов, использования управляемых снарядов и партизанской войны, к которой стали готовиться уже сейчас.
Средний прагматичный эстонец, выслушав своего министра обороны, должен в страхе перекреститься. Но вовсе не по причине мрачных болезненных «прозрений» главы военного ведомства, а из-за сомнений в его квалификации и психическом здоровье. Наш постпред при НАТО Дмитрий Рогозин, ознакомившись с откровениями Лаара, посоветовал ему принимать антидепрессанты.
А он к тому же, рассуждая о гипотетическом марш-броске 50 российских танков из Пскова на Таллин, обманул своих слушателей. «Если Грузия смогла справиться с тем, что русские танки не прошли 90-километровый отрезок между Цхинвалом и Тбилиси, то почему бы и Эстонии не справиться с этим?» - задал риторический вопрос министр-фантазер. Но хорошо известно, что настоящая война оказалась не по силам грузинским воякам несмотря на их роскошную натовскую амуницию, и российские танки затормозили недалеко от Тбилиси исключительно по доброй воле Кремля. По слухам, Владимира Владимировича уговорили западные партнеры. По факту остановить марш-бросок удалось в результате миротворческой миссии президента Франции Николя Саркози. Он так и сказал: «Мы остановили танки за 40 км, и Медведев сдержал свое слово». Речь о так называемом «плане Медведева — Саркози» по урегулированию военного конфликта в Грузии в августе 2008 года.
Так что если доверяться министру обороны Эстонии и его фантазиям, то только на Саркози и останется надеяться. Но впрочем, вряд ли следует допускать, что эстонский министр говорил все это по неразумению. Очень даже по разумению, хотя о психическом здоровье все же не возьмусь рассуждать. Лаар - человек опытный, был премьером. Его слова - энергичная антироссийская провокация, направленная на разжигание ненависти между народами. Наверное, этим он как раз и занимался в Грузии. Судя по фактам, Лаар – человек сомнительной репутации. В бытность премьер-министром был замешан в финансовой афере, в результате которой куда-то исчезли 2,3 миллиарда советских рублей, которые должны были обменять в ходе денежной реформы на эстонские кроны, а потом, как уверяют СМИ, эти деньги всплыли в Чечне. Из-за этой аферы парламент погнал его с поста премьера. О его моральных качествах говорит и такой скандал: в бытность премьер-министром Лаар стрелял из пистолета по портрету своего политического соперника, известного эстонского политика Эдгара Сависаара, выступающего за добрососедские отношения с Россией.
И вот что следует заметить: этот антироссийский демарш чудным образом совпал с «военной активностью» Риги и Вильнюса. Так, стало известно о намерениях министерства обороны Латвии ввести цензуру. Обнародован план действий на случай, если на страну «кто-то» нападет. Планируется арестовывать тиражи газет, отключать от эфира телевизионные и радиопрограммы, контролировать содержание публикаций в СМИ. Министерство обороны Латвии предложило сценарий событий, похожий на тот, о котором говорил Лаар. Якобы вражеское государство может захватить газету, радиостанцию или телеканал и дезинформировать общество. Не совсем понятно, как будет вводиться цензура, если все уже захвачено, но план есть. И конечно, это точно такая же антироссийская провокация, призванная вызвать напряжение в обществе, обозначить врага.
Надо отдать должное эстонским журналистам: они не поддались на провокацию и не поверили в сценарий министерства обороны, вступили в борьбу с планами латвийских военных пробить соответствующий закон в Сейме. «В конституции Латвии написано - цензура запрещена», - говорит тележурналист Янис Зверс. По его словам, кроме СМИ есть социальные сети в интернете, и все равно цензуру ввести не удастся. Журналисты полны решимости не допустить продвижение закона о цензуре в Сейме.
А в Литве начался процесс возвращения обязательной воинской повинности. В 2008 году ее отменили социал-демократы, объявив о переходе на профессиональную армию. Но когда у власти оказались правые – консерваторы Литвы, а министром обороны стала их представительница Раса Юкнявичене, начались дискуссии о возвращении призыва. Министр сетует: в стране маленькая армия. И говорит: «Сегодня если вы бы меня спросили, готова ли Литва защищаться, защитить себя, хотя бы пока не придут союзники, я не смогла бы ответить со спокойным сердцем положительно». От кого защищаться, кто собирается нападать?
И вот вводятся элементы призыва – молодежь будут добровольно-принудительтно забирать на учения. А лица, служившие в литовской армии в 2005-2008 году, обязаны обновить военные навыки. Решено вручить повестки почти тысяче военнообязанных при том, что по разным данным армия в Литве составляет всего лишь 6-8 тысяч человек. «Они ознакомятся с новым вооружением, так как в тот период, когда служили, такое оружие, как автомат G36 (германская штурмовая винтовка Heckler-Koch G36. – «СП».), они не знали. У них будет возможность испытать это оружие, пострелять из него», – сказал литовский командарм, генерал-майор Арвидас Поцюс.
Раса Юкнявичене заявила, что для мирных условий Литве хватает и небольшой армии, но очень важно «чтобы случае военной и другой угрозы, например, во время природных катастроф, армия могла быстро расшириться».
Слова о природных катастрофах и других угрозах – средство прикрытия: зачем же тогда обновлять военные навыки с применением штурмовой винтовки? Так, как будто кто-то действительно собирается нападать. И все же очень интересно: почему псевдовоенная активность Эстонии, Латвии и Литвы совпала по времени? Так, словно антироссийский военный задор координируется из единого центра – как раз к переговорам России и НАТО по вопросам ПРО и «других угроз».
Таллин – Рига – Вильнюс
Сергей Орлов
"Свободная пресса"
Комментарии
Отправить комментарий