Самая обаятельная и привлекательная (1985)
Фильм Геральда Бежанова «Самая обаятельная и привлекательная» вошел в классику советского кинематографа и стал одним из самых кассовых фильмов 1980-х годов и одним из самых любимых у миллионов зрителей. Фильм стал лидером советского кинопроката в 1985 году, несмотря на то, что премьера состоялась не в сентябре, как было изначально запланировано, а лишь в ноябре. Его посмотрело 44.9 млн. советских зрителей, в тот год комедия Бежанова опередила «Любовь и голуби» (1984) Меньшова (44 млн) и «Вокзал для двоих» (1983) Рязанова (35 млн). В течении последующих двух лет 69 стран мира закупили картину для своего показа.
Сценарий фильма двое режиссеров – Геральд Бежанов (он и собирался ставить картину) и Анатолий Эйрамджан – писали специально под Ирину Муравьеву.
Ближе к середине 80-х рыжеволосая красавица, которую абитуриенткой два года подряд не принимали ни в один театральный вуз Москвы, стала настоящей звездой. Но после ярких ролей в фильмах «Дуэнья» (1979), «Мы, нижеподписавшиеся» (1981), особенно «Москва слезам не верит» (1980) и «Карнавал» (1982), актрисе совершенно не улыбалось играть Надю Клюеву, одинокую инженершу, которая пытается найти жениха в стенах родного конструкторского бюро.
В жизни Ирине Муравьевой никакие свахи были не нужны. К тому моменту, когда она начала сниматься в фильме «Самая обаятельная и привлекательная», актриса была мамой двоих сыновей и женой режиссера Леонида Эйдлина. Брак этот продлился более сорока лет.
Из воспоминаний режиссера Геральда Бежанова: «Я полгода ходил за Ириной Муравьёвой, потому что только её видел в роли Нади Клюевой! После успеха фильмов «Москва слезам не верит» и «Карнавал» она отказывалась от многих предложений. Отказалась и от моего. Но я почувствовал, что эту женщину надо добиваться. Я стоял перед ней на коленях, умолял её мужа, «облизывал» её следы у Театра им. Моссовета, даже подсылал к ней директора картины Галину Белинскую, но до поры до времени все было напрасно. Ирина искренне считала сценарий лишенным какой бы то ни было «обаятельности и привлекательности», а фильм, по ее мнению, должен был получиться однодневкой. Но упорство съемочной группы ее тронуло и сломило. Тем более что очень многие из актерского ансамбля были ей хорошо знакомы. Работать с ней было одно удовольствие. Очень собранная, ответственная, профессиональная актриса. Муравьёва жила картиной и прислушивалась ко всем моим советам, чтобы точнее воплотить образ Нади Клюевой».
Когда же картина «Самая обаятельная и привлекательная» вышла на экраны, актрисе стало за нее откровенно стыдно. В конце 1990-х в одном из интервью Муравьева вспоминала: «Я, когда посмотрела его, то поняла: это самый худший фильм в моей жизни, что хуже не бывает – глупее, бессмысленнее – ну не бывает: ну ни про что. А время тогда было такое, когда мы хотели снять именно «про что» – возникало авторское кино, и это имело большое значение». Лишь спустя годы, когда лента «Самая обаятельная и привлекательная» уже приобрела статус культовой, Муравьева изменила свое отношение к этому проекту: сегодня актриса считает роль Нади Клюевой одной из лучших своих работ.
На роль доморощенного психолога Сусанны Бежанов приглашал красотку Любовь Полищук. Однако актриса отказалась от участия в съемках из-за напряженного рабочего графика. Инна Чурикова показалась слишком серьезной. Говорят, что Татьяна Васильева, которая сейчас ассоциируется исключительно с главными ролями, мечтала сыграть подругу Нади Клюевой. И сама актриса не спорит: в то время она была согласна на любую роль. В общем, ударили по рукам.
И Бежанов, и Васильева понятия не имели, чем обернется их сотрудничество. Геральд Суренович, несмотря на кавказскую кровь, оказался настоящим педантом. Он терпеть не мог, когда актеры даже переставляли местами слова, написанные в сценарии. А Васильева иногда приходила, не зная текст. К тому же она считала: играя в комедии, актеры просто обязаны импровизировать!
"Когда я пишу сценарий, то продумываю всё до мелочей. И от актёров требую, чтобы исполняли точно, как написано по сценарию, вплоть до запятой. Это многих раздражает, народные и заслуженные пытаются импровизировать: «А давайте это выбросим! А давайте я сделаю так! Татьяна Васильева как-то пришла на съёмочную площадку, а текста не знает, не выучила. Но это же твоя работа! Если ты профессионал, как ты можешь приходить на съёмочную площадку, не зная текста!"
Однажды отношения между режиссёром и актрисой накалились до предела. Снимали сцену, когда Надя и Сусанна приходят на работу в конструкторское бюро, чтобы «исследовать» трудовой коллектив, посмотреть на героев Абдулова, Кокшенова и Куравлёва. Сусанна - блондинка. На следующий день работа над сценой продолжается, а Васильева появляется на площадке ярко-рыжей! «Таня, ты с ума сошла? – начал возмущаться Бежанов. - Мы же не закончили!»
«А что такое? Я ничего не делала», - спокойно говорит она. «Так это я что ли сумасшедший?» - обратился он к съемочной группе, ища поддержки. А оператор решил подшутить и сказал: «Да не красила она волосы, вчера такой же снималась». Режиссёр схватил камеру (а они тогда были огромные), замахнулся ею, и вдруг как сердце прихватит… Бежанова увезли на «скорой» с микроинфарктом, и он почти месяц пролежал в больнице. Кстати, Васильева наотрез отказалась перекрашиваться обратно в блондинку, поэтому на её героиню Сусанну пришлось надеть белую шапочку.
За кадром остались и непростые отношения между Геральдом Бежановым и Александром Абдуловым. Где-то в середине съёмочного процесса актёр исчез на две недели, и всей группе пришлось его ждать, потому что снимать без него было невозможно - шли сцены в конструкторском бюро. По официальной версии, Абдулов болел, а на самом деле летал на гастроли на Сахалин, о чём стало известно на «Мосфильме». Когда актёр вернулся, разразился огромный скандал, дело, даже, чуть не дошло до драки.
«Была такая история, но, как говорится, кто старое помянет… Главное, что Саша Абдулов прекрасно сыграл в моей картине! - рассказывал Бежанов. - Когда я начинаю снимать, для меня самое главное - снайперски подобрать актёрский состав. Вот не было бы с нами Александра Абдулова - не было бы «Самой обаятельной и привлекательной».
Для превращения Нади Клюевой из дурнушки в красавицу требовались модные наряды, а в 1985 году они были в страшном дефиците. В результате спасли гардеробы актрис. Платья и беленькая шубка на обновлённой Ирине Муравьёвой - это её личные вещи, эффектную красную шляпу на время съёмок главной героине одолжила Татьяна Васильева, а смешную кепочку с помпончиком (помните, как Клюева примеривает её на работе, а герой Куравлёва говорит, что она в ней похожа на Олега Попова?) - Лариса Удовиченко. Вера Сотникова, игравшая подружку героя Абдулова, тоже снималась в своей одежде.
«Мы попытались обыграть в картине тот факт, что в стране сложно было купить приличную одежду, а влетело нам вовсе не за то, что затронули тему фарцовщиков, - рассказывает режиссёр фильма. - Помните, как Надя и Сусанна приходят в гости к спекулянту, которого играл Игорь Ясулович? Фарцовщик предлагает Муравьёвой всякие модные наряды, а когда та отказывается от них, говорит Сусанне: «Она что, с Урала? Ничего не понимает?» Ох и досталось нам за эту фразу! Оказывается, она очень сильно возмутила руководство областного комитета партии Свердловской области, во главе которого в то время был будущий Президент России Борис Ельцин. Госкино и мне лично пришлось писать объяснительные, признаваться в любви к Уралу и доказывать, что мы не хотели обидеть уральских женщин».
Съёмки фильма проходили в Москве при бюджете 500 тысяч рублей - квартиры и комнату в конструкторском бюро отстроили в павильонах «Мосфильма», проходную снимали на одном из заводов, а в качестве вестибюля использовали помещение НИИ на Павелецкой в Первом Щипковском переулке, в который притащили аппарат с газировкой и стол для пинг-понга. Сцену драки с грабителями снимали на Люсиновской улице. Также съёмки проходили на Малой Бронной, недалеко от Патриарших прудов, Стремянного переулка, у метро «Серпуховская», на Калининском проспекте, у входа в ГЦКЗ «Россия» на Москворецкой набережной в здании гостиницы «Россия».
Правда, сцены в поезде реальные. В районе Щербинки есть экспериментальное железнодорожное кольцо, где проверяют поезда. Вот по нему и колесила съёмочная группа.
Александр Ширвиндт и Леонид Куравлёв во время съёмок постоянно подшучивали над Михаилом Кокшеновым. Однажды по сценарию Лёша Пряхин должен был пить воду из аппарата с газировкой: «Вода только для сотрудников института». И вот эти два товарища каждый раз запарывали дубль и просили: «Ой, не получилось, давайте ещё сделаем». В результате испортили восемь дублей, и Кокшенову пришлось подряд осушить восемь стаканов газировки. Он аж раздулся весь, но всё-таки выпил.
В фильме есть сцена, в которой командированные Куравлёв и Абдулов выдают себя за дрессировщиков. Приходят в гостиничный номер, а там вместе с их новой знакомой проживает… Надя Клюева («Впервые вижу дрессировщиков, у которых нет ананасов!»). Оказывается, девушку, которую пытается соблазнить герой Куравлёва, сыграла его дочь Екатерина.
Людмила Иванова сыграла в фильме коллегу главной героини Клавдию Матвеевну, которая старается сосватать Надю Клюеву и Лёшу Пряхина (Михаил Кокшенов). Оказывается, роль свахи очень близка актрисе.Людмила Иванова вспоминала: «Я сыграла роль коллеги Нади и свахи-энтузиастки Клавдии Матвеевны. Сценарий и тема были хороши, все артисты замечательные. А главное - я ведь и в жизни люблю сватать одиноких людей, как и моя героиня Клавдия Матвеевна. Так что, стараясь по сюжету выдать Надю Клюеву замуж и женить Лешу Пряхина (Мишу Кокшенова), я сыграла отчасти себя. Я очень любила «своих» девочек - Муравьеву и Удовиченко. Обе прелестные актрисы и добрые, милые женщины. С ними легко работалось. Мне все время хотелось сказать им что-то приятное, и они поступали так же... Примерно в то же время, когда снимали «Самую обаятельную...», к нам в гости пришел сотрудник моего мужа. Имя его Петр, а похож он был на Михаила Кокшенова. Я спросила, почему он не женится, и Петя ответил, что он не москвич и девушки, узнав об этом на свидании, второй раз уже не приходят. Тогда я говорю: - Ты такой симпатичный человек. Давай подумаем: что у тебя есть? - Дом в Павловском Посаде. - Вот, это же рядом с Москвой. А еще? - Еще музыкальная аппаратура фирменная. - На следующем свидании и скажи, между прочим, что у тебя дом и аппаратура. Он так и сделал и женился спустя месяц».
Актер Владимир Носик, исполнявший роль Гены, снимался с гипсом на ноге. Чтобы Муравьева и Носик виртуозно овладели малой ракеткой, режиссер отвел их в секцию настольного тенниса. Ирина решила, что ей достаточно дачного опыта, и быстро забросила тренировки. А Носик доигрался до того, что упал и получил перелом со смещением. Тренер потом все время повторял: «Да-а, вот что значит артист…Никогда у меня такого не было».
Когда картина была готова, руководство настояло, чтобы Бежанов вырезал всю иностранную музыку, потому что у дирекции не было на нее авторских прав. Однако режиссер не хотел прощаться с дорогими ему эпизодами, поэтому он связался с Фаусто Папетти и группой Stars on 45 и попросил у них разрешение на использование их композиций в фильме. Музыканты дали свое согласие и были рады, что советские зрители услышат их музыку.
В своей «последней модели «Жигулей» Аркадий слушает нидерландскую поп-группу Stars on 45 – ее мегахит 1981 года, который так и называется «Stars on 45». Страшно дефицитные в СССР новенькие красные "Жигули", тоже пришлось брать в аренду. Их для съёмок предоставил актёр Михаил Кокшенов.
Музыку к фильму написал композитор Владимир Рубашевский, который также написал «Песенку о счастье» (также известную под названием «Быть может, счастье рядом») на слова поэта Владимира Шленского - её исполнила Ирина Муравьёва. В сцене в знаменитом кафе «Синяя птица» впервые появляется Владимир Маркин, играющий на саксофоне мелодию "Очарование" ("Fascination") Ф.Маркетти, известную по исполнению Фаусто Папетти.
А вы знаете, что в сцене знакомства на улице, прохожего с усами, который спрашивает у наших героинь, "который час", сыграл не кто иной, как сам Геральд Бежанов?
А пассажир в автобусе, сидящий рядом с Сусанной, сценарист картины, режиссер Анатолий Эйрамджан
В советское время, прежде чем озвучивать картину, режиссёр должен был показать её худсовету. Собрались уважаемые люди, сели, посмотрели и как закричат: «Катастрофа! Конец!» Режиссёр пошёл к тогдашнему директору «Мосфильма» Николаю Сизову и сказал: «Умоляю! Отгородите меня от этих людей! Дайте закончить картину, а потом судите». Сизов дал добро. Фильм озвучили и опять собрали худсовет, но уже в присутствии Сизова. «Ну, каково ваше мнение о фильме?» - спросил он у остальных после просмотра. А они сидят и не знают, что сказать, ждут его реакции. Тогда Сизов встаёт и говорит: «Поздравляю! Прекрасная картина». Что тут началось! Люди, которые ещё недавно ругали фильм, стали называть его чуть ли не гениальным.
«Я хотел снять фильм с доброй человеческой историей, милыми героями и счастливым финалом. И еще чтобы киношные ситуации были понятны и узнаваемы в реальной жизни. Этот рецепт придумали в Голливуде, но потом о нем забыли. А я им всегда пользуюсь. Мои комедии говорят о том, как найти счастье в жизни. Для этого надо сделать всего один шаг, только сделать его надо обязательно», — говорил Геральд Бежанов.
Комментарии
Отправить комментарий