Сирет Котка: свиноводство в Эстонии доживает последние дни?
На прилавках Эстонии наряду с отечественной свининой присутствует мясо из Испании, Германии, Дании, Польши и других стран Европейского союза. Не странно ли, что Эстония сейчас ввозит почти половину (44,6 процента) потребляемой в стране свинины, а сама такое же ее количество вывозит?
Сирет Котка, заместитель председателя парламентской комиссии по делам сельской жизни. Фото: Scanpix.ee
Эстония не Европа, она своих свиноводов не поддерживает
Складывается впечатление, что мы оказались в каком-то странном положении, когда, вроде бы, сами в состоянии удовлетворить свои потребности в свинине, но почему-то этого не делаем. Если поискать, где тут собака зарыта, то выясняется, что все государства Европейского союза выплачивают своим сельским производителям значительные субсидии, чего правительство Эстонии категорически делать не собирается. А потому нет ничего удивительного, что нам предлагается на выбор широкий ассортимент продукции иностранных производителей, которым она обходится дешевле.
Увы, цена решает многое, из-за чего и наши оптовики предпочитают зарубежную продукцию, из которой затем у нас изготавливаются колбасы, ветчина, жаркое и все прочее для собственного потребителя.
Не ждут нашей свинины ни дома, ни за рубежом
Правительство Эстонии бросило наших свиноводов на произвол судьбы. С 2011 года, когда Россия ввела запрет на импорт эстонской свинины, отечественное свиноводство оказалось в трудных условиях. Причем переориентироваться вынуждены были практически все европейские производители этого сектора, что сделало конкуренцию на рынке очень жесткой. А поскольку эстонское государство таких доплат, как другие члены ЕС, своим свиноводам не выплачивало, то они и оказались не в состоянии конкурировать с зарубежными производителями даже на нашем собственном рынке.
Но невзирая на все это, самые стойкие наши свиноводы сумели удержаться на плаву и продают сейчас свою продукцию на пространстве от Латвии до Польши, пользуясь хоть малейшей возможностью. Однако, увы, они уже годами торгуют себе в убыток, так что и их ждет не самое светлое будущее. Конечно, им доставляет удовольствие заниматься таким благим делом, только вот затраты на удовольствие превышают доход от него.
Сначала правительство лишило российского рынка, а затем и чума напала на свиные головы
И если кто-то думал, что хуже уже быть не может, то оказалось, что концу худшему нет! На нашей улице появилась новая напасть – африканская чума свиней. Эта эпидемия возникла уже прошлой осенью, но правительство проявило к ней полную апатию. Зато свиноводы заплясали, как на раскаленных углях, и пытались сделать все, что могли, чтобы чума с кабанов не перекинулась на домашних свиней. Увы, в июле чума проникла и в свинарники. На сегодняшний день забиты уже несколько тысяч свиней, а положение продолжает ухудшаться. Не только свиней, но и свиноводов, потому что введены строгие ограничения на сбыт свинины, денежные потоки в отрасли превращаются в иссохшие ручейки, что ведет к сокращениям и банкротствам.
За последнее время Латвия и Литва обошли нас во многих областях, в том числе и в области борьбы с чумой свиней. Правительство Латвии, в отличие от нашего рыйвасовского, относится к пресечению распространения свиной чумы очень серьезно. Во-первых, если у нас стали экспериментировать с подкормом кабанов в надежде, что они станут меньше бродить, то в Латвии пошли по пути дополнительного отстрела, что принесло плоды. Во-вторых, Латвия в прошлом году провела в стране мощнейшую информационную кампанию, связанную с чумой свиней. В-третьих, правительство Латвии выделило своим крестьянам пять миллионов евро, чтобы они могли соблюдать требования биологической безопасности и воспрепятствовать проникновению чумы в свинарники. Наше правительство смотрело на чуму свиней как на нечто потустороннее, его не касающееся, а, может, оно надеялось на чудо. Но этим надеждам не суждено было сбыться.
Свиноводы ждут от государства решительных действий
Министру сельской жизни Круузе пора бы уже вытащить голову из песка и взять в деле борьбы со свиной чумой, что называется, быка за рога. Трудно назвать управлением сельской жизнью ситуацию, когда свиноводы с апреля просят министра о встрече, а встреча происходит только в июле, уже после того, как чума проникла в свинарники. И животноводы, занимающиеся племенным свиноводством, просили министра о встрече. Но их воз и ныне там.
Свиная чума не дает оснований для оптимистичных прогнозов. Если исходить из летаргического сна нашего правительства, то она будет у нас процветать и несколько лет спустя. В Испании и Португалии не было спасения от африканской чумы свиней два десятилетия! Что останется за такой срок от свиноводства в Эстонии? Сейчас наступает момент истины: сохранится наше свиноводство или нет? Захватят зарубежные производители наш рынок полностью, или еще есть надежда поесть отечественной свинины? Необходима совершенно конкретная государственная стратегия, из которой могли бы исходить не только свиноводы, но и другие предприниматели, политики и чиновники.
Как убежденный патриот Эстонии я твердо верю, что эстонское государство может и должно обеспечить своих жителей отечественными продуктами питания. Недаром же и наши предки подчеркивали, что чей хлеб жрешь, того и песни поешь! Иными словами, обеспеченность собственным продовольствием – это еще и фактор безопасности, условие существования нашего народа и государства.
Комментарии
Отправить комментарий