"Инсайт": сетевые попрошайки – новый вид заработка в интернете
Благими намерениями сердобольных людей пользуются сетевые попрошайки, которые рассказывают жалостливые истории и просят перевести им небольшую сумму на жизнь, на лекарства для больного ребенка и так далее. Таким образом, в месяц "по копеечке" можно набрать очень приличную сумму. Юридически такой род деятельности, однако, мошенничеством не является.
Подайте, люди добрые
Порядка сотни волонтеров благотворительного фонда "Тепло сердец" и еще около пятидесяти добровольцев фонда MamaAbi за короткий промежуток времени получили в социальных сетях примерно одинаковые сообщения от некой Ксении.
В своих сообщениях отправительница рисовала поистине жуткую картину: рассказывала, что ее ребенок болен, в семье не хватает средств на памперсы и лекарства. И, конечно, волонтеры, в основном тоже женщины и матери, не могли не откликнуться на этот крик о помощи, некоторые предлагали помощь с продуктами и лекарствами, а некоторые переводили деньги - благо, суммы Ксения просила небольшие - 10-15 евро.
"Она написала мне в личные сообщения, что ей нужны деньги на кормление ребенка, что у нее сложная ситуация", - рассказывает первая собеседница "Инсайта", пожелавшая сохранить свою анонимность.
В итоге сумма в размере 10 евро все же была переведена, но на этом эпопея не кончилась.
"Потом она уже систематически начала писать мне длинные письма. Писала: "Умоляю, ну что тебе, сложно помочь?" - продолжает свой рассказ собеседница "Инсайта".
Еще одна женщина рассказывает практически такую же историю. За одним небольшим исключением: ей писали сообщения с другого аккаунта и под другим именем. Однако, номер счета и имя ребенка совпадают с теми, которые высылает и Ксения. Так что, речь совершенно точно идет об одном и том же человеке.
Следствие ведут волонтеры
Основатель известного благотворительного фонда "Тепло сердец" Анна Тыниссаар-Рехема всерьез обеспокоилась происходящим. Она начала свое расследование: разместила на странице фонда в Facebook вопрос к волонтерам: кто еще сталкивался с этой женщиной? На тот момент уже было понятно, что некто Ксения действует под разными аккаунтами, но номер счета фигурирует везде один - счет ребенка.
"Мне писали люди и в личные сообщения, и на почту, и под публикацией было порядка 90 комментариев от тех, к кому она обратилась. По количеству людей, которые ей помогли, я понимаю, что на памперсы ей не хватать уже точно не может",- поделилась результатами своего расследования Тыниссаар-Рехема.
В комментариях появляется также информация, что Ксения известна в Нарве и ведет полуасоциальный образ жизни.
"Это способ заработка, - уверена Тыниссаар-Рехема. - Привлечение неравнодушных людей. Отправляешь людям с приличными аватарками и профилями сообщения о помощи. В день можно до 60 или 100 евро собрать".
С этим мнением согласна и Анна Оганесова, основатель другого благотворительного фонда - MamaAbi. Ксения успела зарекомендовать себя и здесь. Сначала она обратилась в фонд, но фонд деньгами не помогает, и тогда она начала писать лично волонтерам.
"Действительно, там уже были такие письма, где уже немножко присутствовал прессинг", - рассказывает Оганесова.
Блеск и нищета попрошаек
Нам удалось встретиться и поговорить с самой Ксенией, которая настаивает, что ее оболгали. Условия, в которых проживает женщина, оставляют желать лучшего.
"Я не снимаю с себя вины, что просила у кого-то деньги. Я больше 20 евро никогда не просила", - рассказывает Ксения.
А как же все эти комментарии, в которых около сотни волонтеров признаются, что получали сообщения от Ксении?
"Это ложь, - настаивает Ксения. - Ну, человек 20 было точно. Человек шесть ответили".
Интересно, что на своей страничке в Facebook Ксения благодарит 44 человека, которые помогли ей именно деньгами. Похоже, что героиня сюжета и сама не помнит, сколько таких сообщений она отправила и сколько раз ей помогли.
При этом, судя по бытовым условиям, в помощи Ксения безусловно нуждается. Однако социальных служб она боится. Всего детей у Ксении четверо. Двое из них уже изъяты из семьи, один живет с отцом, а полуторагодовалый малыш - собственно с Ксенией. На его счет она и собирает деньги. Социальные службы Нарвы отказались комментировать этот случай. В любом случае, если думать о детях и их дальнейшей судьбе, то сетевое попрошайничество выглядит крайне ненадежным способом вернуть их в семью.
Юридическая сторона вопроса
С точки зрения закона такое попрошайничество мошенничеством не является, ведь сердобольные люди сами решают, кому переводить деньги, но волонтеры уверены, что это отрицательно влияет на желание помогать в целом. Из-за действий одного мошенника страдают люди, которые действительно нуждаются в помощи.
Полиция этот конкретный случай комментировать не может. В целом же в последнее время действительно растет число аферистов и мошенников в интернете.
"Один из последних примеров. Мы занимались случаем, когда девушка написала реальную историю болезни ее брата и просила помощи на лечение. Но мошенники скопировали ее объявления и вместо ее банковских данных написали свои. Вот здесь налицо факт мошенничества", - рассказала веб-констебль Яна Фролова-Алферьев.
Мошенничеством является также, когда человек занимается подменой данных, например, просит деньги на несуществующего ребенка. Но в рассматриваемом "Инсайтом" случае и ребенок существует, и условия жизни героини сюжета оставляют желать лучшего - вроде, все совпадает. Но осадочек, как говорится, все равно остался.
Комментарии
А кто ж руководительниц фондов разом обрюхатил
Стремление нормальных мужчин слиться с нормальными женщинами в экстазе никто не отменял. Пока что.
Отправить комментарий