От «Фантомасов» до «Тяп-Ляпа». К 25-летию подразделений по борьбе с оргпреступностью в России.
Слово «бандит» в нашу речь пришло из польского в конце XVII века. Самая западная провинция Российской империи в то время частенько становилась проводником западноевропейских понятий в русский язык. Так случилось и с итальянским «bandito», превратившегося в польский «bandyta». Варшава тогда считалась «весёлым» городом, чуть позднее этот же эпитет подхватит Одесса. В конце восьмидесятых годов прошлого столетия массовое распространение получило ещё одно понятие – ОПГ, по сути – та же банда, только звучит загадочнее. На собственном опыте значительная часть наших соотечественников тогда убедилась, что гангстеры бывают не только в голливудских фильмах. В 25-ю годовщину создания подразделений по борьбе с организованной преступностью читайте самые одиозные преступные формирования советского периода. Очевидно, что перед тем как проводить обзор оргпреступности 90-х, необходимо исследовать её «корни».
До XX века понятия банда, бандит и бандитизм звучали не слишком часто, были свои, доморощенные. До революции, по выражению современников, в российских городах и на дорогах «пошаливали», после семнадцатого года шалуны стали совсем несносными. Гражданская война обесценила человеческую жизнь. Убивали не задумываясь, по сравнению с бандитами двадцатых, всякие Цапки — мелкие хулиганы.
Самая кровавая.
Самой кровавой можно назвать банду Котова. Трое мужчин и одна дама за два года убили 116 человек. По меньшей мере, столько сумели доказать. Василий Котов, Григорий Морозов, Иван Крылов и Серафима Винокурова предпочитали убивать топором. Массово. Убивали семьями. В 1921 году в Боровском уезде, например, за один налёт порубили на хуторе две семьи, всего 16 человек. Миловидных женщин главарь перед казнью обычно насиловал.
Бандиты неплохо поколесили по просторам РСФСР, оставили о себе долгую память в Калужской, Смоленской и Курской губерниях. В начале лета 1922 четверо друзей решили посетить и Московскую губернию. В Воскресенском и Наро-Фоминском уездах за три недели подельники убили 32 человека. После таких гастролей подмосковные крестьяне начали организовывать массовые выступления с требованием обезвредить душегубов. К началу ноября все, кроме Морозова, были схвачены. Его пристрелил в лесу Котов. Оставшихся троих самый гуманный суд приговорил к высшей мере. Винокуровой на тот момент было 20 лет, Крылову и того меньше — 19.
Самая жестокая.
Такой, по всей видимости, можно назвать банду Николая Сафронова. Они прославились своей нелюбовью к милиции. Свои чувства они проявляли весьма наглядно. Так, в январе 1919 преступники расстреляли 16 постовых. Подъезжали спросить дорогу, несколько выстрелов в упор — труп. После этого постовые стали отказывать дежурить в одиночку. Так появились пикеты. 26 апреля 1919 МУРовцы задержали правую руку Сафронова, «Капитана». Опасаясь за свою жизнь, Николай сбежал к родной сестре в Липецкую область. Неизвестно по какой причине, но между родственниками возникла ссора. Николай Сафронов проявил себя умелым бойцом, убил всех: сестру, её детей, прочих родственников, всего – 8 человек. На шум прибежали соседи, пропустили мимо ушей крики представителей власти о суде, и на месте линчевали убийцу.
Со смертью Сафронова банда не распалась. Тридцать отпетых уголовников возглавил Павел Морозов, или Паша Новодеревенский. Под его руководством они совершали подвиги ещё около года, убив пару десятков человек. В конце концов, руководители ОПГ перестреляли друг друга, остальных на тот свет отправил приговор коллегии МЧК.
Самая изобретательная.
Братья Толстопятовы.
Это, безо всяких вопросов, однозначно банда братьев Толстопятовых, или «Фантомасов». Советская милиция не зря ела свой хлеб. Несмотря на то, что на значительной территории СССР велись боевые действия, уже к концу пятидесятых огнестрельное оружие стало очень редким явлением. Фактически, его можно было только отнять: у охранников, инкассаторов, милиционеров или военных. Толстопятовы пошли другим способом, они его… сделали. Главный конструктор и лидер банды Вячеслав Толстопятов-младший изготовил 4 семизарядных револьвера, три складных пистолета-пулемёта, несколько ручных гранат и даже 4 бронежилета. На протяжении 5 лет – с 1968 по 1973 годы – милиционеры ничего не могли поделать с «Фантомасами». Но большой куш всё никак не шёл, и 7 июня 1973 года братья засыпались при ограблении кассы института «Южгипроводхоз». Милиционеры услышали выстрелы, началась погоня, стрельба, всё как в боевиках. Одного бандита, Самасюка, убили на месте, остальных повязали.
На скамье подсудимых оказались восемь соучастников преступлений и трое преступников: братья Толстопятовы и Горшков. Последний всячески пытался вымолить себе жизнь, валил всю вину на братьев, а себя называл «инвалидом бандитизма», три раза ведь ранен был. Надавить на жалость судей у Горшкова не вышло: расстрел. Та же участь ждала и изобретательных братьев. В течение года они пытались обменять свои знания на жизнь, хотели «пожизненного на благо государства». Младший, Вячеслав, за это время в камере смертников сконструировал автоматический 11-милиметровый пистолет. Старший, Владимир, старательно вычерчивал вечный двигатель, утверждал, что ему не впервой. Впрочем, даже новейший пистолет не стал для Вячеслава пропуском в новую жизнь. 6 марта 1975 года приговор был приведен в исполнение.
Любопытно, что на одном допросов братья признались, что внимательно просматривали сериал «Следствие вели ЗнаТоКи», стараясь овладеть методами работы советской милиции и понять, каких экспертиз стоит опасаться. По воспоминаниям Эльзы Леждей, после этого цензура МВД внимательно следила, чтобы сериал не мог стать для преступников источником полезной информации.
Самая малочисленная.
Это – банда «Гастролёров», действовавшая с 1971 по 1973 годы. В её составе всего два человека: ранее не судимый рабочий с Механического завода Юрий Казаков и боксёр-рецидивист Вадим Сидоров. В иное время последний мог бы стать новым «Тайсоном». Силы уралец был удивительной: в одном из эпизодов одним ударом кулака сломал жертве шею.
Рига, Казань, Одесса – всего за два года своей преступной деятельности парочка сумела навести шороху в 19 крупных городах СССР. Не брезговали ничем: грабежи, разбои, убийства. Но сколько бы верёвочке не виться… В марте 1973 года «прилипли» и эти душегубы.
Самая многочисленная.
Лидеры ОПГ «Тяп-Ляп». Завдат Хантимиров, Сергей Скрябин, Сергей Антипов.
«Тяп-Ляп». Эта казанская группировка, действовавшая с 1974 по 1980 годы. Участниками банды стали три сотни физически крепких молодых людей из района завода «Теплоконтроль». По мнению некоторых специалистов, участники этого ОПГ стали родоначальниками так называемого «казанского феномена».
Превратить подростковую шайку в крупнейшую ОПГ СССР смогли три человека:
— Завдат Хантимиров «Джавда», хороший боксёр, властный лидер, создатель и блюститель кодекса чести банды;
— Сергей Скрябин «Скряба», выпускник Казанского педагогического, мозг группы и главный её идеолог, друг детства «Джавды»;
— Сергей Антипов «Антип», рецидивист. В колонии изучил все типичные ошибки других ОПГ и методику работы внутренних органов.
Не пить, не курить, своих не бросать. Свои – в шапках-ушанках с завязанными ушами и телогрейках со значками «Теплоконтроля». Основной бизнес – квартирные кражи и рэкет цеховиков. Метод устрашения – массовые пробеги по Казани. Всех встречных – калечить, по возможности насмерть. Например, 31 августа 1978 года полсотни подростков покалечило несколько десятков человек, две были убиты. Ни один из потерпевших впоследствии не имел претензий к бандитам.
Для ликвидации банды была создана уникальная опергруппа. В нее входили Виктор Ерин, Савелий Тесис, Владимир Замятин. По кусочкам, за хранение оружия, хулиганство, вымогательство, в конце концов удалось притянуть всю банду. 14 апреля 1980 года 30 подсудимых оказались на скамье, двое получили расстрел, остальные – длительные сроки.
Самая долгоживущая.
Банда – «Хади Такташ».
Ещё одна казанская банда – «Хади Такташ». Название получено по географическому принципу: спасибо одноимённой улице. В течение 20 лет, с 1982 по 2002 годы, «Хади Такташ» наводила ужас на жителей Казани. Впрочем, расцвет группировки пришёл уже на конец 80-х – начало 90-х.
По данным сил правопорядка, с 1985 по 1988 год в стране было выявлено три тысячи крупных и малых ОПГ. В одной Москве их насчитывался десяток: долгопрудненская, чеченская, солнцевская, люберецкая, подольская, бауманская… В мае же 1988 года ситуация и вовсе стала поистине плачевной. Девятая Сессия Верховного Совета СССР приняла «Закон о кооперации». Больше других пользы от него получили бандиты. Во-первых, появились «коммерсилы», которых можно было «жать». Во-вторых, появилась легальная возможность отмывания денег через фиктивные кооперативы. Государство в виде налогов получало примерно треть.
По мнению многих экспертов, закон о кооперации стал катализатором возникновения огромного количества уголовников всех мастей. Именно тогда была заложена основа «лихих» 90-х. Всего через 5 месяцев после вступления закона в силу появилось столько ОПГ, что вновь понадобился отдел для борьбы с ними.
Комментарии
В Москве умер один из наркополицейских, которых ранее нашли в бессознательном состоянии в служебной машине во дворе дома на улице Лизы Чайкиной на севере столицы. Инцидент произошел в начале ноября, с тех пор сотрудники УФСКН находились в коме. «Да, он скончался, – подтвердил агентству РИА Новости представитель столичного управления Госнаркоконтроля. – По предварительной информации, причиной смерти стала почечная недостаточность».
В начале ноября двое сотрудников антинаркотического ведомства УФСКН по Северному округу Москвы перевозили изъятые наркотики и пропали. Через некоторое время обоих нашли в фургоне на улице Лизы Чайкиной без сознания. В крови одного из полицейских нашли следы наркотиков. При обыске в машине обнаружили 35 кг гашиша и 7 кг кокаина.
По данным LifeNews, майор Сергей Челидзе, который, как подозревают, мог отравиться кокаином, был доставлен в НИИ Склифосовского. Инспектора Госнаркоконтроля по САО Никиту Калугина отвезли в Боткинскую больницу, также с подозрением на передозировку. Он пережил клиническую смерть и все это время оставался в крайне тяжелом состоянии. В крови нашли следы кокаина и каннабиоиды. Сегодня, 17 ноября, Калугин скончался.
Следственный комитет возбудил по факту отравления наркополицейских уголовное дело по ст. 228 УК «Незаконное хранение наркотиков». Между тем, Челидзе выписался из больницы через неделю после инцидента. Как сообщал представитель УФСКН по Москве, возможны две версии ЧП — передозировка или «отравление в результате нападения»
Отправить комментарий