Рыбный день или Экскурсия на норвежский завод по переработке рыбы (фото)
По роду своей деятельности я часто посещаю различные рыбоперерабатывающие производства. И за много лет я сумел повидать всяких чудес. Но завод, на который мне довелось попасть в период моей последней поездки в Норвегию заслуживает отдельного репортажа. Завод этот, без преувеличения, если и не самый крупный в мире, то самый дорогой и самый современный — точно.
Завод норвежской рыбоперерабатывающей компании SalMar находится на острове Frøya, что в пяти часах езды от норвежского города Трондхейма. Лучший (и самый быстрый способ) добраться до Frøya — взять в Трондхейме машину напрокат. Мы поступили именно так. На самом Frøya живёт всего 2600 человек. Почему же завод построен именно в этом месте? Причин тому две.
Во-первых, положение завода весьма оправдано географически. Большинство выращивающих лосось ферм расположено всего в часе пути до завода, что самым благополучным образом сказывается на качестве производимой заводом продукции.
Во-вторых, королевство Норвегия субсидирует бизнес «в глубинке», бизнес позволяющий людям в небольших посёлках иметь стабильную и надёжную работу. То же в своё время происходило в СССР: тем кому за пятьдесят наверняка помнят дальневосточные «надбавки». Таким образом империя защищала свои северные рубежи.
Даже если на островке живёт сто человек — дороги будут первоклассные.
По пути останавливаемся и фотографируем окрестности. Ну не красота ли?.. Мимими и всё что хочешь.
Подъезжаем к цели нашего весёлого путешествия: одному из самых крупных (и совершенно точно — самому современному) заводу по переработке сёмги. На заднем плане — старое здание завода (теперь там делают палеты). Фотографируемся на его фоне. Лицо на фотографии должно быть скорбное, иначе не фото не труЪ.
Предвосхищая вопросы: на футболке написан текст песни великого Тимати «У нас в клубе». Для безопасности носителя он переведён на староисландский язык.
А вот и новый корпус завода виднеется. Как можно увидеть уже отсюда — строение весьма сильно отличается от старого здания. Несмотря на ранний час две машины уже стоят под загрузкой.
Подъезжаем к новому зданию завода. Сказать что здание крутое — это оболгать его. Оно супер-крутое. Если сравнивать строительный объект с объектами автопрома, то здание фабрики — это Феррари. Всё прилизано, подогнано и сделано с величайшей любовью. Самый современный дизайн, самое современное оборудование, самые современные технологии переработки — всё это SalMar.
На парковке много машин с латвийскими и литовскими номерами. Неудивительно: половина рабочего персонала понаехала из прибалтики. Несмотря на то что Фроя не резиновая а вполне себе каменная, место нашлось для всех: на заводе трудится коллектив состоящий из (!!!) двадцати шести национальностей. Кстати, здесь довольно много русских: в коридорах то и дело слышится русская речь. Русскими я называю русскоязычных европейцев — бывших жителей государств прибалтики.
Но я коммерсант, я тут на экскурсии. Подходим ближе. Над входом виден прозрачный заборчик: это кафетерий где весь трудовой капиталистический коллектив бесплатно кушает и портит здоровье курением. Туда мы ещё попадём.
Мне, как человеку родившемуся в совке, очень хочется прикрепить на входе плакат о вреде рукопожатий, лозунг «Вперёд, к светлому капитатистическому будущему!» или на худой конец «Да здравствует Марксизм — Ленинизм — Эгде-Ниссенизм!». Но боюсь непонимания. Морду конечно не набьют, но отношения можно подпортить.
На входе чудесный коврик с логотипом: рыбка запуталась в параллелях и меридианах:
На ресепшене (как и на всём острове) рабочий день в разгаре:
На проходной толпится народ:
Кстати, чуть не забыл. Слева от входа во фьорде расположены сетки и корабль. Обо всём этом стоит рассказать подробнее.
Сёмга, которая перерабатывается на данном заводе, растёт в специальных загонах в окрестных фьордах. Когда она вырастает до приемлемых размеров, данный корабль подплывает к сетке, опускает туда трубу диаметром около метра и всасывает рыбу вместе с водой. За один раз такой корабль может перевозить до 380-ти тонн рыбы.
Во время транспортировки рыба испытывает стресс, что обязательно сказывается на качестве мяса и производимого из рыбы продукта. Поэтому для того чтобы рыба успокоилась после перевозки, её и помещают в данную сеть, в морскую воду. Там она проводит сутки-двое, после чего сразу же отправляется на забой.
Но мы уже внутри завода. Потихоньку подходим к производственным помещениям. На ноги каждому посетителю одели бахиллы, персонал же разувается прямо на входе и либо ходит в носках, либо обувает тапки. На заводе культ чистоты.
Вместе с нами в этот день на заводе присутствуют четыре представителя японской компании Мицубиси. Вопреки мнению, укоренившемуся в славянских странах, Мицубиси — не только автопром. Мицубиси имеет кучу бизнесов и стратегию развития на сто лет вперёд. Помимо прочего, Мицубиси закупает в Норвегии внушительные объёмы сёмги.
На сто лет вперёд!.. Нам (с добрым дядюшкой Пу и косноязычным завгаром Януком) сложно загадывать и на несколько месяцев.
Удивительно, но первое что попадается нам на пути — спортзал. «Это отличное вложение денег! — говорит наш гид, — Здоровый и довольный человек работает лучше!» После таких слов я чувствую себя обезьяной.
Работники подтверждают тезисы руководства. Они вполне счастливы. Удивительно что первый работник которого мы увидели был не на рабочем месте, а в спортзале:
Моем руки. Руки тут моют даже после того как ничего ими не делают. Причудливые и разнообразные рукомойники с максимальной частотой растыканы по территории завода и напоминают алтари, возле которых совершаются непрекращающиеся камлания.
Завод построен так, чтобы весь производственный цикл можно было наблюдать проходя по стеклянным коридорам второго яруса. Именно по ним мы и двигаемся.
И первый шаг: вот именно сюда поступает живая рыба, именно тут она забивается. Для того чтобы продукт был самого высокого качества, рыба должна умирать испытывая минимум мучений и стресса. В связи с этим используется две вещи: на пути к забойной камере создаётся сильное встречное течение (поскольку лососю нравится плыть против течения) и зажигается свет (поскольку лососю нравится плыть на свет). Лосось плывёт навстречу смерти, получает по голове, затем специальная машина делает надрез под жабрами и совершенно счастливый лосось идёт на разделку.
N.B. Никогда не плывите на свет против течения! В конце может стоять кто-то, претендующий на вашу рыхлую тушку.
Сразу после этого тушки поступают на конвейер. Специально обученные люди добивают тех рыбин, которые ухитрились выжить после первой степени обработки. Обычно они по самые уши в холодной рыбьей крови и напоминают отъевшихся вурдалаков. Эй, тоскующие любительницы «Сумерек» и прочей вампирской лабуды! Вот так выглядят мясники!
Дальше лосось попадает в огромную камеру с вращающимся валом, где рыба истекает кровью. По фотографии истинных размеров вала не понять, но рыба выпадающая на ленту весит 6-7 килограммов каждая. Вал таким образом где-то в два человеческих роста высотой.
Далее рыба автоматически сортируется по размерам и поступает на линии, где автоматически потрошится. Они на фотографии ниже.
На фотографии с другого ракурса можно лучше увидеть машину: рыба поступает внутрь, круглым ножом автоматически делается надрез на брюхе, после чего кишки высасываются вакуумной трубой. Трубу эту можно увидеть сверху. Человеческое участие минимизировано.
Далее потрошёная рыба сортируется по размерам и автоматически пакуется в пенопластовые ящики:
То что по каким-либо причинам не попадает в ящики — собирается в большой ёмкости. Чего с этим делают дальше я не знаю.
Вот человек, который обслуживает сразу несколько линий. Работка не пыльная: и в потолок поплевать, и в носу поковырять.
Автоматическая подача ящиков, в которые фасуется потрошёная и засыпанная льдом рыба. Обратите внимание на стопки. Правая стопка — ящики для грузовиков. Если присмотреться, то ближе к основанию можно отыскать дырки, через которые уходит вода от тающего льда. Левая стопка — ящики предназначенные для доставки самолётом. Дырок в них нет, зато есть синего цвета абсорбент. Продукт наиболее высокого качества доставляется самолётами и не замораживается.
Как правило, подобный продукт заказывает Азия.
А вот и самое большое удивление от завода: робот, раскладывающий ящики по палетам. Уж на что я всякого повидал, но такого ещё не видел. Единственное что нужно сделать человеку — забрать уже сформированый палет. После этого робот возьмёт новый палет со стопки, поставит его на освободившееся место и продолжит заполнять.
Немного видео:
Если рыба не пакуется целиком — она автоматически режется на филе (и дальше по обстоятельствам). Филетировочный цех временно простаивает, но мы на него взглянём:
К сожалению не получилось сфотографировать филетировочную машину. После филетирования продукт поступает на сортировочный стол, где работники вручную укладывают его в пакеты. Пакеты вакуумируются и замораживаются. Любая продукция на этом заводе пакуется в вакуумную упаковку. Это абсолютное ноу-хау: полной вакуумной упаковки на всю продукцию в Норвегии не делает никто.
Даже отходы производства в такой упаковке выглядят весьма презентабельно:
Обращаем внимание на работников. Ну прямо космонавты.
На заводе оборудована масса прекрасных переговорных комнат. Одна из них, с видом на тот самый филетировочный цех, обставлена мебелью из картона. Весьма прочной, к слову. Чудо, да и только. Больше меня бы удивили только тарелки из презервативов.
Даже лампа из картона:
Экскурсия идёт дальше, а мы идём в цех. Облачаемся в скафандры, трижды моем руки, обрабатываем их обеззараживающим раствором, входим. Вот, собственно, то ради чего мы сюда прибыли (запчасти сёмги).
Цех готовой продукции. В ящиках покоятся охлаждённые трупы мёртвых рыб.
Холодильник. Здесь те же трупы, только замороженные.
Предбанник. Из этого помещения осуществляется отгрузка траков:
Не буду грузить вас тем, что мы делали в камере. Поверье мне, это скучно. Алчность — это всегда скучно (особенно чужая алчность). Если кратко, то искали мы вот это:
Это брюшки лосося: весьма популярный в Украине продукт. Драма состоит в том, что брюшки — фактически отходы производства филе. Каждый производитель стремится отрезать от филе как можно меньше, потому что филе стоит от десяти долларов за килограмм, а брюшки от двух. А нам интересно чтобы мяса на брюшках было побольше. В итоге хорошего продукта почти никогда не купить.
Тут же грузится машина. Поскольку водитель рук не моет и обуви не снимает — сюда ему хода нет. Подъехал, загрузился, получил документы и уехал.
На выходе из цеха вижу ещё одну ранее никогда не виданную штуку, очищающую обувь. Ладно бы на входе, но на выходе! Притом учитывая то, что свою обувь мы перед входом сняли и обулись в предложенные обеззараженные бутсы. Когда я снимал комбинезон, то старался не поворачиваться спиной ни к каким машинам. Я бы уже не удивился, если бы откуда-нибудь выскочил какой-нибудь автоматический ёршик.
Несмотря на то что завод достаточно новый (запущен только в 2010-м году) он уже успел собрать кучу грамот и наград:
А так же подарков:
После камеры выходим на террасу. Тут оборудована курилка. В столовой рядом можно бесплатно поесть, чем мы с удовольствием пользуемся. На улице достаточно тепло и мы греемся после холодильника.
Стоянка уже полностью заставлена машинами. Завод работает в три смены, двадцать четыре часа в сутки. Всего на заводе трудится 460 человек. Ударники капиталистического труда, да и только. И никто не орёт, никто ни за кем не бегает. Тишина, спокойствие, тоска и миллионы денег.
Так спокойно, что аж противно. Ни тебе УБОПа, ни прокуратуры, ни пожарных, ни защиты прав потребителей. Никому ты нахер не нужен.
Мы нашли на заводе всё то что искали, и могли бы быть счастливы. Но мне было грустно и я вполне понимал почему. Такая страна и такое производство лишний раз показывает мне на то, в какой заднице я живу.
Комментарии
Ключевое слово "Самый дорогой". Если есть деньги, плиззз, кто мешает иметь такой же?
Грустно. Очень грустно. Похоже старый анекдот на тему "Насколько наша тэкономика отстала от Западной? - Отстала навсегда" не потеряет актуальности никогда.
Если посмотреть на это под другим углом-лосось выращеный так,тот же бройлер
Мироновский хлебопродукт думаю оборудован не хуже
Ни тебе УБОПа, ни прокуратуры, ни пожарных, ни защиты прав потребителей. Никому ты нахер не нужен,пока правда пласть не сменится))))
Извините, но 380 тонн рыбы за раз? Это же 6 с половиной груженых ж/д вагонов. Пр кораблику так и не скажешь...
а где хайтек то? Лесенки из нержавейки, картонные стулья и одинокий манипулятор - это все? Лучше бы про заводскую логистику разведали и куда они девают ту дрянь которой еженедельно все это хозяйство промывают.
Я желаю работать на рыбноперерабатывающем заводе!!!!
Я хотелбы здесь работать!
я очень хотел бы работать на таком или аналогичном заводе ,хотябы просто разнорабочим,или грузчиком,сам работаю на птицефабрике в России
Гарна стаття, місцями навіть дотепно. Наткнувся на неї так як шукаю якраз роботу такого плану, саме в Норвегії, загорівся нею. Автор молодець. Дякую
ДОСТАЛИ ХОХЛЫ!что за время настало?Куда не кинь везде эти салоеды!Как саранча..
я очень хотел бы работать на таком заводе ,хотябы просто разнорабочим,или грузчиком,сам работаю инженером в России
Мне очень понравилось.отлично
Я б там и жил и работал, и был бы счастлив
Отправить комментарий