«Коричневое золото» Вирумаа
В Эстонии не залегают драгметаллы, нефть или каменный уголь, которые мы могли бы экспортировать, зарабатывая на этом большие деньги. Приходится ограничиваться тем, что кроется в недрах северо-восточной Эстонии. Сланец – наше национальное богатство, и этот камень был дан нам природой миллионы лет назад. «Коричневое золото» в Вирумаа добывают более 80 лет. Кто из местных представителей старшего поколения не знает легенду о том, как когда-то некий мужик нашел на поле в Кукрузе камни, построил из них баню и потом развел в каменке огонь? Баня сгорела дотла. Так был открыт сланец.
Промышленная добыча началась в 20-е годы прошлого века. Благодаря возникшей некоторое время спустя сланцеперегонной промышленности жизнь в этих краях стала развиваться. У Эстонской Республики имелись в тот период статьи экспорта в лице сланцевого масла и даже бензина. В дни Второй мировой войны производства Кивиыли и Кохтла снабжали даже военную технику вермахта.
Советское время принесло быстрое развитие сланцевой промышленности вместе со строительством Нарвских электростанций. Само собой, это сопровождалось притоком чужой рабочей силы из братских республик. Плоды этого мы до сегодняшнего дня пожинаем в национальной политике. За одно можно все же благодарить: обруганная советская власть развила на северо-востоке Эстонии инфраструктуру и промышленность – что из того, что монофункциональную. Сегодня шахты дают жителям региона работу и кусок хлеба. Если у человека есть крыша над головой, работа и хлеб на столе, то ничего особенного ему больше не надо.
Однако от поступающих из Брюсселя новостей становится горько на душе. Высокие еврочиновники тормозят развитие здешнего региона. Под угрозой оказываются тысячи рабочих мест, поскольку евробюрократы из окон бюро далеко не видят. Под ударом – будущее всего региона и инвестиции, сделанные в дальнейшее развитие производства сланцевого масла.
Утверждение абсурдное: наше масляное производство будет якобы угрожать окружающей среде и даже поставит под угрозу климат земного шара. Однако, по утверждению знатоков, производить сланцевое масла куда разумнее, чем производить электроэнергию. Очевидно, наши евродепутаты и компетентные госчиновники проспали тот момент, когда следовало подать голос и исключить попадание здешней сланцеперегонной промышленности в «черный» список. Предприятия на настоящий момент сделали большие затраты для развития масляного производства. Вряд ли ЕС станет в будущем компенсировать нам эти расходы из своего кармана.
Если я еще пару лет назад был сторонником Евросоюза, то в свете последних процессов и всяческих глупых предписаний все больше склоняюсь к тому, чтобы войти туда, куда уже входят Игорь Грязин и Март Хелме, то есть в лагерь евроскептиков. У нас у самих уже вообще нет права голоса в важных экономических и государственных делах, судьба жителей никого не трогает. Даже в охаянное советское время депутаты Верховного Совета защищали в Москве интересы Эстонской ССР больше, чем это делают сейчас командированные в Брюссель члены Европарламента. Хоть начинай верить Марту Хелме, что и последняя крупица независимости окончательно продана!
Евробюрократы боятся серьезной конкуренции в лице развивающейся эстонской сланцеперегонной промышленности.
Сжигаемый в котлах Нарвских электростанций сланец уже не загрязняет атмосферу в таких объемах, как лет двадцать тому назад. Сейчас эксплуатируется гораздо более экономичное оборудование и установлены новые улавливающие фильтры. «Eesti Energia Kaevandused» сделало инвестиции в новые технологии. Евродепутат родом из Бретани или Тосканы, в жизни своей не державший в руках ни кусочка сланца и вообще не знающий, как он выглядит, сегодня является принимающей важные решения персоной. Эстонец не идет учить итальянцев или французов, как надо выращивать виноград или делать вино. Пусть каждый принимает решения все же в своей стране.
Если поставят крест на нацеленной на будущее сланцеперегонной промышленности, то кто станет выплачивать пособия людям, которые потеряют здесь работу? Вряд ли благоденствующие депутаты будут отправлять сюда тяжело груженные денежные корабли, если им самим надо спасать Грецию и Италию. На долю шахтера или работяги масляного производства придется все-таки выплачиваемая тут скудная компенсация, на которую и не проживешь, и не умрешь. Мы выбрали депутатами в Брюссель лучших из лучших среди нас. Статусом «императорского пингвина» и благами наслаждается получившая мандат от здешнего края Кристийна Оюланд. Наверняка жители северо-восточной Эстонии хотели бы услышать ее мнение. Защита и развитие демократии в Молдавии – дело, конечно, хорошее, но нас оно касается мало. Общество благосостояния по-прежнему занимается второстепенными проблемами. Для эстонца важно, чтобы увеличили квоты на лов кильки и салаки в Балтийском море, а также чтобы у нас осталась собственная промышленность. Мы сами могли бы решить, что производить и куда продавать.
ВАМБОЛА ПААВО, ЖУРНАЛИСТ, ИДАВИРУСЕЦ
pohjarannik
Комментарии
Отправить комментарий