«Один рослый немец показал мне большой кулак»: как проходил марш 57 тысяч пленных немцев в Москве
17 июля 1944 года москвичи из «тарелок», висевших в каждой комнате и приносивших с фронтов радостные и горестные вести «От Советского информбюро», дважды — в 7 и 8 часов утра — услышали сообщение от начальника столичной милиции: сегодня через Москву будут проконвоированы немецкие военнопленные рядового и офицерского состава из числа захваченных незадолго до этого войсками 1-го, 2-го и 3-го Белорусского фронтов.
Пленных с утра собрали на ипподроме, после чего колонны (по фронту 20 человек) в 11 часов по двум маршрутам начали движение под руководством командующего войсками МВО генерал-полковника П.А. Артемьева.
Всего на улицах Москвы оказались 57 тыс. немецких военнопленных, которых сопровождали конники с обнаженными шашками и конвоиры с винтовками наперевес.
Лишь кое-кто из генералов иногда равнодушно бросал взгляды на москвичей. Офицеры делали вид, что пленом не сломлены.
Разведчик, публицист Владимир Васильевич Карпов вспоминает:
Генералы не смотрели по сторонам, шли, тихо переговариваясь. Один коротышка отирал платком седой щетинистый бобрик на продолговатой, как дыня, голове. Другой, здоровенный, равнодушно смотрел на лица москвичей, будто это не люди, а кусты вдоль дороги.
За генералами шли гнущимися рядами офицеры. Эти явно старались показать, что плен не сломил их. Один, рослый, хорошо выбритый, со злыми глазами, встретив мой взгляд, быстро показал большой кулак. Я тут же ответил ему: покрутил пальцем вокруг шеи, словно веревкой обвил, и ткнул им в небо: гляди, мол, как бы тебе не ответили этим!
Фашист несколько раз оглянулся и все показывал кулак, щерил желтые прокуренные зубы, видимо, ругался. «Какая гадина, — подумал я, — жаль, не прибили тебя на фронте».
К 19 часам всех военнопленных (не выдержали прохода по улицам Москвы лишь четверо, которых пришлось на время направить для оказания медицинской помощи) погрузили в вагоны и отправили в места заключения.
В рапорте в ГКО на бланке Народного комиссариата внутренних дел СССР Берия докладывал, что при конвоировании «со стороны населения было большое количество антифашистских выкриков: «Смерть Гитлеру!», «Смерть фашизму!», «Сволочи, чтобы вы подохли!» и т.д.
Конечно, москвичи наблюдали за конвоированием с затаенной ненавистью и глубоким презрением к убийцам наших братьев и сестер, грабителям, факельщикам и насильникам. И тем не менее никто не дал выхода обуревавшим чувствам гнева и возмущения.
«Вот вы и попали в Москву», — слышалось по адресу генералов, которые наверняка готовили парадные мундиры и объемистые чемоданы, надеясь войти в советскую столицу завоевателями.
Источник: Карпов В. В. Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. — М.: Художественная литература, 1990; Пахомов В. Парад побежденных // Советская Россия. — 2014. — № 94
Комментарии
Отправить комментарий