«Российская угроза» – ширма для коррупции в Прибалтике. 5 доказательств.
Последние два года Прибалтика вооружается под крики об «угрозе с востока». Растут военные бюджеты, в Литве возвращают армейский призыв. Активная милитаризация не обходится без скандалов: тень коррупции при закупках, ненадлежащее снабжение новобранцев и условия несения службы.
RuBaltic.Ru собрал пять характерных сюжетов, демонстрирующих, как недобросовестные представители прибалтийской военщины и их западные товарищи пользуют «российскую угрозу» в своих интересах.
1. Пули, которые не летят
Латвийское ополчение – «Земессардзе» – получило непригодные для стрельбы патроны. Патроны застревают, издают только шум, портят оружие. Вместо тренировок земессарги вынуждены чистить винтовки. Поставщиком некачественных боеприпасов оказалась компания из Словении. В настоящее время стороны ищут компромисс, сообщил командующий Национальными вооружёнными силами (НВС) Раймондс Граубе.
Эпизод с патронами – не первый случай, когда обеспечение вооружённых сил вызывает вопросы. В апреле этого года латвийское ополчение подвели сапёрные лопатки.
В ходе учений земессаргам была дана задача захватить патрульную базу. Когда ополченцы начали рыть землю, лопатки стали ломаться. Из 30 лопаток 14 не протянули и пяти минут. Непригодные для отражения «российской агрессии» лопатки китайского производства латвийскому ополчению поставляло ООО Zommers. Почему в конкурсе победила фирма, производившая некачественный продукт, так и осталось загадкой.
2. Бронированный «секонд-хенд»
Заработать на «российской угрозе» можно немало. В сентябре 2014 года Великобританией и Латвией, чьи политики ежедневно ожидают агрессии с востока, был подписан контракт о поставках в общей сложности 123 гусеничных бронетранспортёров CVRT (Combat Vehicle Reconnaissance Tracked). Сумма покупки, прописанная в контракте, – 48,1 млн евро. В сумму входят расходы на ремонт и модернизацию техники, что подтверждается информацией на сайте британского правительства. Соединённое Королевство не только помогло балтийским союзникам, но и хорошо сэкономило на дорогостоящей утилизации, с англосаксонской прямотой прокомментировал сделку министр обороны Великобритании Майкл Фэллон. По британским нормативам к 2020 году техника подлежала списанию.
Продажа залежавшегося вооружения менее требовательным пользователям – дело обычное. Вот только стоимость оснащения латвийской пехоты бронетехникой в конечном итоге немного увеличилась. В пять раз!
До 249,5 млн евро. «Дополнительно приобретаются средства связи и устройства управления огнём, а также боевое противотанковое оружие. Получается, что 123 единицы военной техники стоят примерно 108 миллионов евро», – комментирует рост расходов пресс-секретарь Минобороны Вита Бриже.
Остальные 149 с лишним миллионов евро пойдут на техобслуживание, боеприпасы, обучение персонала, покупку симуляторов и «создание в Адажи новой полосы препятствий». Сумма оправданна, если только для адажской полосы препятствий предусмотрено золотое напыление. И вообще борьба с «российской угрозой» – ремесло непростое, «борцам» и в Риге, и в Лондоне полагается надбавка к жалованию.
3. Победитель известен заранее
Боевая машина пехоты «Boxer»
В соседней Литве тень коррупции также упала на процесс закупки бронетехники для отражения атаки с восточных рубежей. В августе 2015 года правительство разрешило Минобороны провести конкурс на приобретение боевых машин пехоты. Госсовет по обороне постановил начать переговоры с германским консорциумом Artec о покупке БМП Boxer. Крупнейшая сделка в истории литовской армии. Сумма контракта – 300 млн евро.
Сомнения в прозрачности закупок появились после открытого письма директора Ассоциации оборонной промышленности Литвы (LGSPA) экс-командарма Валдаса Туткуса, где он сообщает, что знал о выборе именно БМП Boxer ещё год назад, до всякого конкурса.
Цена бронемашин Boxer может оказаться на 35% выше, чем предложения других компаний, утверждал Туткус. Министр обороны Литвы Юозас Олекас и командующий армией генерал-лейтенант Йонас-Витаутас Жукас обвинения отвергли. Дорогостоящая сделка состоялась.
4. Холодная служба
Литовские солдаты
В прошлом году официальный Вильнюс вернул призыв в свою регулярную армию. В Литве была введена смешанная модель вооружённых сил: служат профессиональные военные, служат призывники. С этого момента вояк Грибаускайте непрестанно сопровождают всевозможные скандалы. Так, в январе новобранцы, обучающиеся «сдерживать» Россию близ города Пабраде, разослали в литовские СМИ воззвание о помощи. «У нас очень морозно, печка не работает, ноги посиневшие, никто не собирается привести отопление в порядок. Начальство на наши просьбы не обращает внимания. В ночь с четверга на пятницу нам пришлось спать при морозе в минус 20 градусов», – жалуются призывники. Ничего удивительного: «солдатские» помещения планировались вовсе не для жилья.
«Мы ночуем либо в умывальных комнатах, либо в туалетах, которые воняют. Мы спим практически друг на друге, потому что там очень мало места», – рисует мрачную картину быта литовских новобранцев в Пабраде автор одного из писем.
На обеспечении призывников, мягко говоря, экономят. Войска несут санитарные потери. Случаи пищевых отравлений и некачественной медицинской помощи в вооружённых силах уже не раз привлекали внимание СМИ, резонировали в обществе. Армия – не санаторий, отвечает литовское командование на критику. Далеко не санаторий: во время учений солдаты вынуждены спать в дешёвых палатках без днища. Среди последствий такого ночлега не только насморк. В мае один из литовских призывников умудрился собрать на собственном теле более 100 клещей. «Если точнее, в него впился 201 клещ. Я сам это видел. Две медсестры вытаскивали их 40 минут», – рассказывает сослуживец невезучего новобранца. «Клещи любят тепло и влагу, они заползают в палатки».
В следующем году Литва увеличит свой военный бюджет на 150 млн евро, доведя его до 725 миллионов, или 1,77% литовского ВВП. Может быть, тогда в казармах станет теплее, а в палатках появится днище? В противном случае клещи, отравления и прочие «радости» литовского армейского быта выкосят вооружённые силы республики задолго до «российского вторжения».
5. «Золотое» ситечко
На фото: Президент Литвы Даля Грибаускайте и Министр обороны Литвы Юозас Олекасв армейской столовой
Расходование средств в литовской армии оставляет желать лучшего. В 2014 году вооружённые силы республики приобрели различные кухонные принадлежности в восемь раз дороже их рыночной стоимости. Доска для резанья продуктов обошлась военным в 180 евро, в то время как идентичная доска в магазине стоит всего 28 евро. За хлебный нож было уплачено 142 евро, хотя его цена в «Максиме» – 13 евро. Армия с палатками без дна и нерабочими печками использует вилку для жаркого за 184 евро, дуршлаг за 70 евро, точилку для ножей за 103 евро, нож для мяса за 250 евро, ситечко за 161 евро, ковшики разных размеров за 243 евро и 258 евро. «Золотую» кухонную утварь самых дорогих ресторанов Европы Минобороны Литвы приобрело у малоизвестной фирмы Nota Bene. Кстати, фирма успела отметиться и в Латвии, где, помимо прочего, выиграла конкурс на поставку буксира для самолётов НВС стоимостью почти 200 тыс. евро.
Скандал с «золотой» посудой литовской армии приобрёл политическое измерение. Вмешалась президент Грибаускайте.
«Такие закупки Министерства обороны не допускаются законом, более того, законы не предусматривают возможности воровать – напротив. А когда продукт или товар стоит в восемь раз дороже во время публичных закупок, чем в магазине, то это открытое обворовывание жителей Литвы», – грозно заявила Её Экселенция.
В конечном итоге литовские военные попытались отыграть ситуацию обратно: вернуть «золотую» посуду Nota Bene. Продавец забрал только ложки на сумму 4 тыс. евро. Расторгнуть подписанный в 2014 году договор на сумму 174 тыс. евро компания отказалась.
Комментарии
Отправить комментарий