«Смотрите мои фильмы - там все сказано...»
Леонид Иович Гайдай (30 января 1923- 19 ноября 1993) — советский и российский кинорежиссёр, сценарист, выдающийся комедиограф, актёр. Народный артист СССР (1989). Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1970). Участник Великой Отечественной войны.
Хорошим был человеком Гайдай, хорошим… Талантливым, подарившим миру блистательную плеяду фильмов. Уникальный комедиограф на экране, Гайдай не был записным весельчаком в жизни. Он не рассказывал смешные байки. А еще Гайдай был по-детски азартен, мог часами играть на простейших игровых автоматах. А потом часами же возбужденно рассказывать, что надо было бросать жетоны не так, не туда и не столько, а вот если бы он бросил их так, туда и столько, то получилась бы вот такая сказочная комбинация с вот таким фантастическим выигрышем. Свидетельство самоиронии Леонида Иовича - эпизод из "Брайтон-Бич", в котором он снялся в эпизодической роли старичка-фанатика, которого выносят из зала игровых автоматов на носилках с ручкой от "однорукого бандита" в руке и поющего: "Люди гибнут за металл"...
Леонид Гайдай родился в городе Свободный. Его отец Иов Исидорович Гайдай был уроженцем Полтавщины, родился в семье крепостных крестьян. Как рассказывала Нина Гребешкова: «Семья была бедная. Поехали ребёнка крестить, а батюшке заплатить нечем — ни денег, ни курицы. Так что тот и спрашивать не стал, какое имя хотите ребёнку дать. Сегодня, говорит, по Святцам день святого Иова, и всё тут. Лёнина бабушка огорчилась: "Что за имя такое- будто кто лает!" А священник на своем стоит. Так отец Лёни и стал Иовом». Отец работал с 11 лет, имел три класса образования. В 22 года он был осуждён на каторжные работы почти на семь лет. Другому каторжному ссыльному Егору Любимову понравилось его трудолюбие, и Любимов написал письмо домой в Рязань, выступив в роли свата для своей сестры- Марии Любимовой. В письмо для убедительности он вложил фотографию Иова Гайдая. В Рязани это письмо из каторжной Сибири читали всей родней. Старшие сёстры Мани Любимовой, Зоя и Клавдия, разглядывая фотокарточку, сказали: «Он же лысый!» Однако кандидатуру жениха утвердили.
Каторга Иова Гайдая закончилась в апреле 1913 года, и он поселился в городе Свободном Амурской области, начав работу на постройке Амурской железной дороги. В 1923 году Гайдай с женой и тремя детьми- Александром, Августой и совсем маленьким Леонидом переехал в Читу, позже- в приангарский железнодорожный поселок Глазково, расположенный в предместье Иркутска, где Леонид Гайдай начал учиться в Иркутской железнодорожной школе №42. Иов Исидорович очень любил читать, никогда не жалел денег на книги. Леонид начал читать ещё до того, как пошёл учиться в школу.
Маленький Леонид частенько хулиганил – это подтверждают практически все, кто его знал. Но смекалки, находчивости и целеустремлённости у него тоже было не отнять. Вот, к примеру, история: Гайдай, прочитав в одном из журналов, как самому сделать скрипку, смастерил её. На струны нужен был конский волос, тут Лёне пригодился хвост соседского коня. В детстве он очень любил кино, особенно фильмы Чаплина. В воскресенье, когда показывали Чаплина, Лёня приходил на первый сеанс. В конце фильма, он ложился на пол между рядами, заползал под сидения и, спрятавшись, пережидал перерыв между сеансами, чтобы снова посмотреть любимый фильм. Иногда он проделывал этот номер несколько раз в день.
Окончил школу 18 июня 1941 года, а 23 июня пошёл записываться добровольцем в армию, но его не взяли из-за возраста. Гайдай устраивается рабочим сцены в Иркутский театр, где в это время остался в эвакуации Московский театр сатиры. Он работал с Театром сатиры, смотрел все спектакли, ездил на гастроли. Был призван осенью 1941 года и первоначально проходил службу в Монголии, он объезжал там местных лошадей. Высокий и худой Гайдай на приземистых монгольских лошадях смотрелся комично, но со своей ковбойской работой справлялся успешно. Он, как и другие его сверстники, рвался на фронт. Когда приехал военком отбирать пополнение в действующую армию, на каждый вопрос офицера, Гайдай отвечал: «Я». «Кто в артиллерию?- Я, В кавалерию?- Я, Во флот?- Я, В разведку?- Я»,- чем вызвал недовольство начальника. «Да подождите вы, Гайдай, - сказал военком, - Дайте огласить весь список». Из этого случая, через много лет родился эпизод фильма «Операция "Ы"».
Его перевели на Калининский фронт в пешую разведку. 4 декабря 1942 года в боях за деревню Енкино забросал гранатами огневую точку противника и уничтожил трёх фашистов, участвовал в захвате пленных, за что награждён медалью «За боевые заслуги» (приказ № 69 от 20.12.1942 по 1263 стрелковому полку 381-й стрелковой дивизии). Получил тяжёлое ранение, подорвавшись на противопехотной мине, после которого его признали непригодным к дальнейшему несению военной службы и направили в госпиталь. С июня 1943 по январь 1944 года проходил лечение в ивановском эвакогоспитале № 1386, располагавшемся в зданиях нынешних школ № 49 и 31 (местечко Соснево). Медики хотели ампутировать ногу, но Леонид её «отвоевал». В 1944-м его комиссовали по инвалидности. Рана терзала до последних дней жизни.
В 1947 году окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре (ныне — Иркутский академический драматический театр имени Н. П. Охлопкова), работал осветителем, актёром. Довольно быстро Лёня Гайдай станет местной театральной звездой. Его работу в спектакле по роману А. Фадеева «Молодая гвардия» заметят, о нём напишут в газете. А уж как он будет блистать в комических эпизодах, затмевая главных персонажей! Худой, длинный, нос пуговкой, уши торчком. Зал покатывался при появлении Гайдая на сцене. В 1949 году Гайдай отправился в Москву, поступил на режиссёрский факультет ВГИК (мастерская Г. Александрова). Гайдай на фоне остальных студентов был, пожалуй, одним из самых заметных. Он удивлял своим талантом признанных мэтров именно как актёр. Пырьев и Барнет на просмотрах его студенческих работ сползали со стульев от смеха.
В те годы Леонид Гайдай встретил женщину, с которой прожил всю жизнь. Вспоминает актриса Нина Гребешкова: «Мы учились во ВГИКе на одном курсе. Он пришёл после фронта - раненый, длинный, худой. Не могу сказать, что сразу в него влюбилась... Вот репетируем. Сижу спиной к двери. Ребята заходят (у нас учились и Кулиджанов, и Ордынский) - один, второй... Вроде ничего не происходит. А входит Гайдай - я чувствую его просто кожей. Вообще я его стеснялась. Боялась сказать глупость. Он ведь старше на восемь лет, прошёл фронт. А мне было 17 лет...
Лёня меня очень долго провожал из института. Я жила на Арбате, а институт находился у ВДНХ, и мы ходили пешком. Мне его жалко было, рубашка несвежая, синяки под глазами: я только потом узнала, что он, оказывается, после наших прогулок опаздывал на последнюю электричку, так и ночевал на вокзале, а утром- в институт. Когда я смеялась, что мы с ним как Пат и Паташонок — он высокий, я маленькая, Лёня отвечал: "Так я же тебя на руках носить буду, а большую женщину я не подниму...". Каким был Лёня? Посмотрите на Шурика, и вам всё станет ясно.
Даже соседке по коммуналке, пьянчужке тёте Насте, Гайдай не понравился. "Что, пострашнее не было?" - не сдержалась она. А мама предупредила: "Смотри, Нина, от осинки не родятся апельсинки". Однако Леонид Иович оказался настойчивым и 1 ноября 1953 года мы поженились. Свадьба была скромная, дома, у нас в коммунальной квартире. Пришли родственники, знакомые, студенты. Мы сняли комнату. Лёня был сталинский стипендиат, получал 800 рублей. А я уже снималась, у меня были свои деньги. Как актриса уже была востребована. Кстати, Лёня очень обиделся, когда я отказалась взять его фамилию. Потому что стать Гайдай... Не то мужчина, не то женщина». У супругов родилась дочь Оксана. Прожив с Ниной Гребешковой 40 лет, в конце жизни Гайдай признался: «Мне с тобой очень повезло...».
Нина Гребешкова с дочерью Оксаной Гайдай.
Ещё будучи студентом, Гайдай поработал режиссёром-практикантом и снялся как актёр в комедии Барнета «Ляна». В 1958 году Гайдай снялся ещё в одном фильме - в оптимистической драме «Ветер». Это была последняя его работа в качестве актёра в чужих фильмах. С середины 50-х годов Леонид Иович обратился к режиссуре и с тех пор на экране появлялся лишь изредка в эпизодических ролях в собственных фильмах.
Окончив в 1955 году ВГИК, Гайдай стал востребованным режиссёром и совсем скоро прославился.
В 1956 году вышел первый фильм Леонида Гайдая- «Долгий путь», поставленный по мотивам рассказов В. Г. Короленко. Спустя два года на экраны выходит сатирическая картина «Жених с того света», едва не стоившая режиссёру карьеры. После редактирования и удаления всех неугодных начальству сцен, от фильма осталось чуть больше половины. Несмотря на благосклонность к нему директора «Мосфильма» И. А. Пырьева, Гайдай был практически отставлен от режиссёрской работы. Лишь после выпуска в 1960 году идеологически «правильного» фильма «Трижды воскресший» (о котором Гайдай сам позже никогда не упоминал) его «простили». Дальше были короткометражные фильмы 1961 года- «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». Эти работы приносят известность режиссёру, а также легендарной тройке Трус- Балбес- Бывалый.
На следующий год Гайдай экранизирует три новеллы О. Генри, в рамках своего фильма «Деловые люди». Сделав перерыв в три года, режиссёр выпускает подряд три фильма, которые становятся всенародно любимыми, истинными жемчужинами советского кинематографа. Кинокомедия «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», состоящая из трёх киноновелл, занимает первое место в прокате 1965 года, также как и следующие два фильма Гайдая- «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966) и «Бриллиантовая рука» (1968)
Эксцентрическая комедия Леонида Гайдая- «Бриллиантовая рука» в 1995 году была признана лучшей отечественной комедией за 100 лет, победив в опросе телезрителей, за которую он был награждён Призом РТР «Золотой билет» посмертно. «12 стульев»- экранизация одноимённого романа И. Ильфа и Е. Петрова в двух частях, снятая Гайдаем в 1971 году; премьера в кинотеатрах- 21 июня 1971 года.
В 1970-х годах режиссёр экранизировал классические произведения отечественных авторов: (И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков, М. Зощенко, Н. Гоголь). «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), «Не может быть!» (1975), «Инкогнито из Петербурга» (1977), «Риск- благородное дело» (1977), «По улицам комод водили» (1978).
В 1981- 1988 годах Гайдай снимал сюжеты для киножурнала «Фитиль». Тогда же на экраны вышло несколько новых картин Гайдая: «За спичками» (1980),
«Спортлото-82» (1982), «Опасно для жизни!» (1985), «Частный детектив, или Операция "Кооперация"» (1989). Для зрителей они были менее заметны, нежели раннее творчество режиссёра. Согласно опросу журнала «Советский экран» в 1989 году, в категории «Лучший режиссёр-комедиограф» Гайдай получил лишь третье место (120 голосов), его опередили Юрий Мамин (140 голосов) и Эльдар Рязанов (570) голосов. Последней работой Леонида Гайдая стал фильм «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», выпущенный в 1992 году.
Леонид Гайдай был по-советски скромным человеком. Не выпячивал свое «я»- наоборот, осаждал самопровозглашённых «творцов» и «художников». Он не давал интервью. Говорил: «Смотрите мои фильмы – там всё сказано... В кинокомедии должно быть как можно меньше слов, а те, которые есть, обязаны быть лаконичными, отточенными, бьющими точно в цель». И был верен своим пристрастиям. Трюки сыпались в его фильмах, как из рога изобилия, монтаж был жесточайшим, темп не позволял зрителю перевести дыхание, а словечки и фразочки уже давно живут своей собственной жизнью.
Леонид Иович был большим наивным ребенком, совершенно неприспособленным к быту. Казалось, ему не нужны были ни шикарная квартира, ни машина- её всегда водила Нина Павловна. Чтобы заработать на кооператив, она снималась на Алма-Атинской студии, там платили больше. Сама же потом делала ремонты. «Зачем? - вопрошал муж. - У нас и так все хорошо!.. Ну, тебе это надо? Делай!» И она бежала в магазин за краской и обоями. «Нинок! У тебя там лампочка перегорела», - обращался Гайдай к жене, имея в виду настольную лампу на... своём рабочем столе. «Нинок! По-моему, у тебя в машине что-то капает», - говорил он о «Жигулях». И так 40 лет.
Вспоминает Нина Гребешкова: «Долго не отдыхал никогда. Мог на диване с книжкой полежать. Вот нижняя полка — самые зачитанные: Чапек, Джером Джером, Олеша, Ильф и Петров, Зощенко. Обожал играть с внучкой, кормил её. Оля родилась в Малайзии, зять там работал. Лёня увидел её, когда ей был год, и просто обалдел... (сегодня Оксана и внучка Нины Гребешковой и Леонида Гайдая Оля работают экономистами).
Равнодушный к званиям, он имел их все - до народного СССР. Помню, когда ему давали очередной орден, он приходил и говорил: "Слушай, меня опять записали на какую-то цацку". Он не понимал, зачем артисту вообще звания. Как их можно просить? И он меня в какой-то мере воспитал. Если заслуживал - то дадут. А сама я хлопотать не буду... Зачем? Я от этого ни лучше, ни хуже не стану...
Последние годы ему тяжело работалось. Он не был лежачим больным, но страдал - на ноге открылась рана плюс эмфизема легких. Причём он курил. Но он был счастливый человек - жил только тем, что его интересовало. Например, любил играть в карты или на "одноруких бандитах". Он проигрывал огромное количество денег. В 93-м году Волович и Инин написали для него комедийный сценарий о подводной лодке. Но вдруг он сказал: "Ребята, я, наверное, не смогу".
В 70 лет у него началось воспаление лёгких... Сначала было плохо - в лёгких накапливалась жидкость. Потом он уже лучше стал себя чувствовать. Я бывала у него в больнице каждый день, даже ночевала. И вот 19 ноября 1993 года. Стемнело... Я с ним. Он вздохнул - и всё. Прибежали врачи, надели маску... Всё бесполезно. Он ушёл. Тромбоэмболия лёгочной артерии - оторвался тромб. Произошла закупорка. К тому же он страдал сердечной аритмией. Спасти его было невозможно...». Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
Практически мало кем замеченная смерть Гайдая в 70-летнем возрасте словно подвела печальный итог его карьеры последних лет. Но буквально сразу после этого ухода началась переоценка творчества режиссёра, запоздало признанного безусловным классиком, неповторимым мастером советской эксцентрической и сатирической комедии.
Комментарии
Отправить комментарий