«В Латвии статус играет большую роль». Откровения уехавшей...
В этом году Элина встретила 10-е лето в качестве жителя Лондона, а до этого за плечами и Брайтон, и работа в полях, и студенческие стажировки в штатах. В сегодняшнем выпуске ЖЗЭ — история профессионального эмигранта, в которой каждый переезд — это ступенька вверх.
«ЗА КОРДОН»: С ГОРОХА И БОБОВ В АНГЛИЙСКУЮ РИВЬЕРУ
Первый раз я подалась «за кордон» в 2002 году после первого курса. Произошло все абсолютно случайно. Так как английским я владела хорошо — спасибо школьной учительнице, вдолбила нас грамматику, а словарный запас уж как-то сама подтянула — моя однокурсница попросила помочь заполнить ей документы на «work and travel USA». Была у нас такая студенческая программа, якобы обмена, но, конечно, американским студентам не нужна была наша Латвия, а вот нам их Америка — очень даже!
За определенную сумму, должна заметить, совсем немаленькую, агенство студентам оформляло документы, помогало получить визу, найти жильё и работу в Америке на 4 месяца, а 5-ый месяц можно было путешествовать по стране на те деньги, которые вы там заработали. Так вот, заполнила я однокурснице документы, пришла домой, рассказала маме, мы с ней попричитали, что у меня поехать не получится, так как удовольствие это дорогое... А через две недели я уже заполняла документы на себя.
Поработали мы в штатах. Было тяжело, но нам понравилось, денежку заработали и чтобы отбить поездку, и за учебу за год заплатить, и ещё осталось. Решили после второго курса поехать опять, но в Америку на этот раз нас не пустили. Ничего, решили мы, мы девочки пробивные и работящие, поедем-ка мы в Англию, на поля... Так тяжело мне не было нигде! Работа и условия были адскими! В то время Латвия ещё не вошла в ЕС, ездили мы по визам, и как-то нам повезло, что виза у нас была на полгода... И наш «добрый» хозяин-фермер решил нас перевести с гороха и бобов на картошку и лук, так как сезон начинается позже и идёт дольше... И началась практически «лафа»... Ну, после гороха можно так сказать!
Вернулись мы домой в октябре, опять уставшие, но опять с заработком на учебу и другие расходы, которые могут возникнуть у двух молодых леди... Но зареклись, что больше никаких ферм, гороха, картошки и прочей растительности. Учились мы на отделении туризма, английский к тому времени подтянула и подруга, так что после третьего курса мы решили поехать работать в отели. К тому времени Латвия вступила в ЕС, я натурализовалась, и вопрос визы отпал.
На этот раз нас разделили, и меня отправили в английскую ривьеру — в Брайтон. Работала я в ресторане, персонал оказался очень разношерстный, несколько человек из Латвии, литовцы, французы, поляки, бразильцы, несколько австралийцев, ну и, конечно, англичане.... Работалось нам хорошо, а отдыхалось ещё лучше... Но надо было ехать домой писать диплом. Хотя меня и уговаривали остаться до конца года, предлагали повысить до руководителя... Но нет! Диплом важнее!
Пока я работала в Брайтоне, я встретила молодого человека, который жил на севере Англии, а с понедельника по пятницу работал на юге, в округе Брайтона. Случилась у нас любовь, и решила я после диплома поехать в Англию на годик, так сказать, опыта набраться, поднять квалификацию. К тому же на севере рядышком с его домом был супер-пупер отель, который он мне так разрекламировал. Вот этот «годик» длится до сих пор — уже 10 лет.
LONDONER: В «ХИТРОУ» С ОДНИМ ЧЕМОДАНОМ
Подала я заявку по интернету, пришлось долго о себе напоминать. Пришел мне-таки долгожданный имэйл, в котором было сказано приезжай, мол, Элина, будет тебе работа а ресторане. И прилетела Элина в аэропорт «Хитроу» с одним чемоданчиком...
Почти неделю мне показывали страну, чтобы подготовить меня к чужой незнакомой стране. На самом деле мне очень даже повезло, мне было где жить, и ждать работы... А ждать пришлось долго, потому что обещанной работы в отеле не оказалось. Пока я ждала в одном месте, устроилась на другое: пошла работать официанткой в маленький итальянский ресторанчик, но постоянно звонила в супер-пупер отель, и взяла напором. Менеджеру из ресторана я просто надоела, и он решил посмотреть, что это за мадам такая, которая постоянно ему названивает. Так я получила работу бармена в пятизвездочном отеле, в ресторане со звездой Мишлена. Почти за три года в этом отеле я поднялась от бармена до менеджера бара, потом перешла на фронт-деск, так как надоело постоянно заканчивать работу за полночь, работать в выходные и в праздники. На фронт-деск я получила повышение до руководителя. Потом постоянный гость отеля переманил меня работать в своё агенство по трудоустройству. Но там у меня получилось проработать только три месяца, так как случился кризис 2008 года, а я работала со строительными компаниями, многие стройки остановились, поэтому агенство решило сократить штат работников. Последний в дверь, первый из неё.... В то время, пока я была в поисках постоянной работы, у меня было несколько подработок и бойфренд в Лондоне, к которому я моталась каждый месяц. И вот в одну из таких поездок он мне сказал: «А переезжай-ка ты, Элинка, в Лондон. Работы у тебя постоянной все равно нет, да и я тут... Вдвоем веселей». И так я стала Londoner!
Работу нашла в компании по поставкам продуктов в топ-класс рестораны в Лондоне и Англии. Помог мой опыт работы в ресторане со звездой Мишлена и знание языков: кроме русского и латышского в университете выучила испанский. Работала я там помощником operations manager (понятия не имею как это правильно перевести на русский). На данный момент я вот уже почти два года работаю офис-менеджером в компании по разработке компьютерных программ для крупных инвесторов в недвижимость.
Параллельно с этим преподаю латинские танцы взрослым. Так и живу, как стрекоза — танцую с цветочка на цветочек.
АДАПТАЦИЯ: «Я ОЧЕНЬ КОМФОРТНО СЕБЯ ЧУВСТВУЮ»
Как таковой «адаптации» у меня не было. Русских друзей у меня тут очень мало, латышей — и того меньше. По дому я особо не скучаю, только если по семье. Когда еду в Ригу, говорю, что еду домой и когда возвращаюсь в Лондон, тоже говорю, что еду домой — тут отличные друзья, работа, которая нравится, полно хобби, социальная жизнь бьет ключом, конечно, это — дом! Я очень комфортно себя тут чувствую, мне нравится место, где я живу. Очень часто читаю в каких-то группах на фейсбуке, как тут все плохо, и что англичане такие-сякие немазанные, какие бенефиты (госдотации) можно урвать и как ещё государство обмануть, и возникает вопрос: если вам тут так плохо, что же вы тут делаете, дорогие мои? Езжайте-ка вы домой, где все так здорово! Почему я легально работаю, плачу налоги и кормлю таких, как вы?!
На всякий пожарный я получила второе гражданство. Мама насмотрелась страшных историй, как у латвийских мам их бывшие английские мужья отбирают детей, и прямо как дятел мне долбила: любовь любовью, а паспорт второй ты все-таки получи, да и если я опять решу куда-то податься, с английским паспортом, думаю, приём будет теплее, чем с латвийским.
САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ: ЛАТВИЙКА-БРИТАНКА
Но тем, что происходит в Латвии, я все равно интересуюсь. Все равно Родина, хоть и кричат «уродина». К сожалению, все больше новости какие-то отрицательные и иногда абсурдные.
Я латвийка-британка. И там дом, и тут. Но тут мне комфортнее. Как-то у меня сразу все хорошо пошло. Я находила работу, любую, главное, чтобы работать, чтобы денежку платили. Я находила жилье, пусть не в крутом районе, но крыша над головой и чисто. Может, поэтому как-то сразу и привыкла. Я знаю английские законы, знаю, куда мне обращаться, если какая-то проблема. В Англии врачи бесплатные, хоть все и жалуются, что плохие, но все же бесплатные. Единственное «но» Лондона — очень дорого! Квартира и транспорт съедают очень много от зарплаты.
А, и еще! В Лондоне никому ни до кого нет дела, если это не твои друзья. Да и те должны быть близкими друзьями. За Лондоном люди добрее, принимают теплее, помогают чем-то, не материально, а совет или еще чем — сходить куда-то или подвезти, например… Тут даже в метро устанавливать контакт не принято — не дай Бог кто-то не так поймет твой взгляд.
В Латвии кроме мамы сейчас никого нет. А тут друзья, хобби, танцы. Тут как-то все проще, «понтов» меньше, по крайней мере в той среде, где я вращаюсь. Не думаю, что я вернусь в Латвию, по крайней мере пока не думаю. Но никогда не говори «никогда».
Если бы пришлось вернуться, то самым сложным, наверное, был бы язык, пришлось бы заново учить латышский. И в Латвии, как мне кажется, статус играет бóльшую роль, чем тут…
Комментарии
Отправить комментарий