При взрыве в минском метро погибли не менее 7 человек
Вся Белоруссия обескуражена взрывом в Минске и задается вопросом: кому понадобилось убивать людей во всегда спокойном центре Европы?
В 17.56 вечером 11 апреля Минск стал другим. Здесь случилось то, чего не было долгие годы — страха перед возможностью внезапной физической смерти. Как бы кто ни относился к Александру Лукашенко, стоит признать: за 16 лет его нахождения у власти до сегодняшнего дня Минск видел только один теракт — 3 июля 2008 года. Тогда жертвами признали всего пару человек, и инцидент, собственно, все быстро забыли. То, что произошло накануне, белорусы, привыкшие к спокойствию, вряд ли забудут вообще.
Что же произошло?
Место, выбранное терористами для атаки, — самое многолюдное в Минске. Самая оживленная станция метро — единственная, где пересекаются две ветки подземки. Час пик. Огромная толпа людей. Взрыв такой силы, что на перроне пропал свет, а людей оглушило. На выходе из станции многие выбегали не только окровавленными, но и держась за уши.
Число жертв по местным масштабам огромно: 11 официально признанных погибших и 126 пострадавших. Из них около 20 находятся в критическом состоянии. Им срочно делают операцию.
Многие плакали, просто сидя на тротуарах. Сотовая связь в центре Минска практически не работала: сети операторов просто не выдержали такой нагрузки. Сайты новостных агентств работали с перебоями: сервера не справлялись с потоком запросов. Телевидение молчало часа три после теракта: видимо, у журналистов просто не было «картинки». И даже когда информацию о теракте стали давать, то никаких официальных лиц на экранах не появлялось до позднего вечера. Тогда перед общественностью и силовиками выступил президент. Телевизионщики стали раз в полчаса крутить ролики, как глава государства спускается в метро и возлагает цветы в память о погибших.
Кто виноват?
Среди простых обывателей и экспертов в Минске ходят разные версии. Самая популярная версия, которую довелось услышать от пострадавших, — «Во всем виновата власть». В пользу этой теории говорит тот факт, что в последнее время охваченное кризисом население винило Лукашенко в своих экономических проблемах, и как бы нужно было «отвлечь народ». Вдобавок население вспомниает теракт 3 июля 2008 года: тогда Лукашенко тоже обещал найти подонков, но общественности их имена не назвали до сих пор.
Впрочем, эксперты, опрошенные корреспондентом «Росбалта», убедили нас в невозможности и «нелепости» этой теории. Во-первых, всем понятно, что сразу после теракта многие будут указывать на президента, который недавно победил на выборах, а затем столкнулся с экономическими трудностями. Надеяться «спихнуть» теракт на кого-то было бы как минимум глупо. Во-вторых, трудно представить более сложную с точки зрения поиска оправданий перед Западом ситуацию для власти. Наконец, желание Лукашенко привлечь к помощи в расследовании инцидента российских специалистов вряд ли вяжется с его причастностью к случившемуся.
Вторая версия — причастность к теракту «обиженных на власть оппозиционеров». Ее могут муссировать государственные СМИ, ее может муссировать сам Лукашенко. Но важно другое: кто хоть немножко знаком с ситуацией в Белоруссии, сразу поймет, что это вряд ли возможно: все шаги демократов, как показали декабрьские события в Минске, КГБ знает и может предупредить.
Третья версия — психопат-одиночка. Ее эксперты тоже всерьез вряд ли будут рассматривать. Дело в том, что центр Минска — а рядом со станцией «Октябрьской» находится и главная площадь страны, и резиденция президента, а «Дворец Республики» — крупнейшая в Белоруссии концертная площадка, — всегда хорошо охраняется. В самом метрополитене всюду камеры, рядом — наряды милиции. Все предварительные данные указывают на то, что теракт готовили профессионалы, люди с опытом и сноровкой. И готовили его, возможно, далеко не один день. Психопату это не под силу.
Четвертая версия — передел власти среди властных структур в Белоруссии. Генпрокуратура, КГБ и МВД всегда были в каком-то смысле соперниками друг друга. Но эта версия — из разряда конспирологических. Трудно представить себе, что минская жандармерия вышла из-под контроля.
Наконец, весьма популярна версия о том, что за терактом стоят все те же, печально известные в Москве лица с Северного Кавказа. Белоруссии таким «традиционным» способом могут указывать на недопустимость поддержки начинаний Кремля по интеграции. Выглядит правдоподобно: Таможенный союз — первое реально действующее геополическое образование, созданное Кремлем при участии Белоруссии.
Что будет дальше?
Ничего хорошего для политических оппонентов белорусского президента в ближайшее время явно не будет. Президент уже заявил о необходимости ужесточения контроля в Минске. От общественности он попросил помощи в поимке «уродов».
Ничего хорошего не ждет и самих силовиков: их кадры, вне всяких сомнений, будут «подчищены».
Власти тоже придется сложно — и на неудобные вопросы отвечать, и людей успокаивать, и преступников находить. «Спокойной жизни нам, мужики, не дадут», — заявил Лукашенко.
А вот для самих белорусов, как ни странно, все должно обернуться довольно неплохо. Во-первых, шансы на получение стабилизационного кредита со стороны России определенно выросли. Когда такое случается, уже не до политических интриг и поиска выгод. Во-вторых, Запад, скорее всего, тоже войдет в положение и, может, даже облегчит визовый режим для простых граждан.
Максим Швейц
Блогеры: Взрыв в Минске выгоден только Лукашенко
МОСКВА, 11 апреля. Многие блогеры, комментируя известия о взрыве в минском метро, сходятся во мнении, что этот взрыв мог быть выгоден властям страны и ее президенту Александру Лукашенко.
«А говорили, что в Белоруссии все спокойно... Сейчас нигде не может быть спокойно», — пишет блогер _kutuzov.
«Дежа вю взрывов в Минске? – вспоминает блогер daynice. — В июле 2008 года на концерте в честь Дня независимости уже был взрыв, и тоже поблизости был Лукашенко».
«Стыдно, но первое, что приходит в голову — это случилось, чтобы отвлечь население от валютной лихорадки», — отмечает блогер titrus.
«Есть мнение (и уже видел его в Сети), что сейчас на оппозицию в Беларуси могут обрушиться жесточайшие репрессии, — считает блогер eyra-0501. — Если это произойдет, мы будем точно знать ответ на заданный вопрос – кому выгодно? Ни в коем случае ни оппозиции, нет. А вот их противнику — вполне вероятно. И если Лукашенко в связи с терактом арестует хотя бы одного оппозиционера, это «вполне вероятно» для всего мира должно перерасти во «вполне однозначно».
«КГБ взрывает Беларусь. Никаких других вариантов не видно, — уверен блогер shusharin. — В белорусской оппозиции отродясь не было экстремистов. Это выгодно только одному человеку — Лукашенко. Для того, чтобы начать террор против белорусского народа — уже не против оппозиции. После проигранных выборов и накануне уже очевидной экономической катастрофы у него нет другого выхода».
«И что это? Аргумент Лукашенко, чтобы военное положение ввести? Аргумент оппозиции в пользу неспособности Лукашенко гарантировать безопасность? – задается вопросом блогер xanzhar. — Безумие какое-то».
«Политический смысл теракта очевиден, но здесь начинаются вопросы, — пишет блогер alexalexxx. — Для Белоруссии политический терроризм нетипичен, поскольку режим был достаточно устойчив и подобные акции в принципе не могли ничего изменить. Терроризм актуален там, где настроения общества становятся фактором политики и взрывы могут воздействовать на эти настроения. После открытого выступления оппозиции на выборах, равновесие режима явно нарушено. И как ни печально, но попытки шоковым путём повлиять на общественное настроение — повышают террористическую опасность.
Причем очевидно, что выгодно это может быть только одному человеку — Лукашенко. Именно у него есть острая необходимость консолидировать общество после подрыва своей легитимности на последних выборах. Причем, судя по складу личности, теракт вполне вписывается в набор его политических инструментов. Взрыв в Минске очень сильно напоминает мне серию терактов в Москве накануне выборов Путина. Лукашенко — способный ученик. Можно не сомневаться, что сейчас он выжмет всё возможное из этого взрыва, чтобы обвинить оппозицию, дискредитировать ее и постараться лишить поддержки в обществе.
Не забудем, что сын «батьки» напрямую курирует КГБ, и какие планы этот «семейный подряд» мог строить за семейным столом — можно только догадываться. Во всяком случае, модель поджога Рейхстага для того, чтобы разделаться с активной оппозицией — вовсе не кажется фантастикой. Руками маргиналов, как-то связанных с оппозицией, КГБ вполне могло организовать этот взрыв, чтобы затем «выйти на след» и предъявить обществу «политических противников президента» (а то и найти «руку Москвы»). Не сомневаюсь, что именно по этому пути рванет следствие...
Но в любом случае, очевидно, что демократическая оппозиция не могла бы получить никаких выгод от организации такого теракта.
Зато «лидер нации» должен сейчас (по идее) потирать руки — и уже прибыл на место взрыва... Скоро услышим от него призывы к сполчению нации перед лицом угрозы со стороны «врагов независимой Беларуси»
«Они хотели запугать президента (скажет Лукашенко) и нагнуть его. Но у террористов ничего не выйдет! Я проводил и буду проводить независимую политику — в интересах белорусского народа...»
Комментарии
Отправить комментарий