«Балтийский путь»: кто за него платил? Меркантильные расчеты и идеалистичные рассуждения.
Сегодня в Эстонии и всей Европе отмечается День памяти жертв тоталитарных режимов. В Таллинне в полдень на Линдамяэ у скульптуры Линды пройдет церемония памяти жертв коммунизма и нацизма. 23-го августа годовщина «Балтийского пути», высокосимволичного флешмоба, документальные материалы о котором ЮНЕСКО включила в международный регистр «Память мира», признав феноменом ненасильственного сопротивления — одной из девяти самых знаменитых «живых цепей». Это было ровно 25 лет назад.
Непрерывная линия длиной в 600 км протянулась от Таллина через Ригу до Вильнюса и состояла, по одним данным — из «более миллиона» , по другим данным – из 2 миллионов человек.
Вот было бы круто, подумал я, и нам, русскоязычным всех трех стран Прибалтики, повторить это высокосимволичное действо. И сел за рассчеты.
Примем, что от Таллина до Вильнюса через Ригу 600 км или 600 000 метров. Путем измерения на себе установлено, что средний человек, пусть даже очень умный, вольно раскинув руки, может занять примерно 1,5 метра. Получается, что на путь в 600 км необходимо не менее 400 тыс. человек.
Предположим, что половина из них, т.е. 200 тысяч, будет стоять в цепи в пешей доступности от места своего проживания и в транспорте нуждаться не будет – или воспользуются общественным транспортом. Пусть также половина от другой половины, т.е. 100 тысяч сознательных участников, выедут на своем личном транспорте, чтобы заполнить собою ту часть цепи, что проходит вне населенных пунктов – итого 25 тыс. единиц легкового автотранспорта из расчета по четыре человека в каждой автомашине.
Оставшимся 100 тысячам участников придется нанимать автобусы в количестве 2 500 (двух тысяч пятисот) единиц из расчета 40 человек в каждом автобусе – чай не баре, потеснятся. Мероприятие с учетом последующего пикника займет весь световой день, так что минимальная стоимость одной только аренды приличного автобуса составит минимум 100 латов (по данным рекламных сайтов).
Итого, только в части аренды транспорта флешмоб обойдется в 250 000 (двести пятьдесят тысяч) латов (1 лат = 1.44 евро). Топливо оплачивается отдельно и будет стоить как минимум 20 латов на автобус при среднем пробеге не более 100 км. Это добавляет еще 50 000 латов, итого 300 000 (триста тысяч) латов или 430 800 (четыреста тридцать тысяч восемьсот) евро.
Итак, от этой высокосимволичной акции придется отказаться. Мы едва на референдум 20 тысяч латов наскребли, а тут не менее трети миллиона, пусть даже разбросанные на три страны. Но возникает вопрос: а как же решили проблему средств тогда, 23 года назад? Ответ очевиден – а никак, все было бесплатно. Точнее, за счет государства — советского, социалистического, коммунистического, тоталитарного, оккупационного и далее по списку.
Вот примерно как происходило тогда. К руководителю завода (колхоза, института) приходили активисты и говорили: «Иван Петрович (Таливалдис Модрисович), отпустите нас завтра всем коллективом на митинг». На что Таливалдис Модрисович (Иван Петрович) отвечал: «Конечно, и вас отпущу, и автобус заводской (институтский, колхозный) дам, и сам с вами поеду». Сейчас такое невозможно в принципе. Заводы частные, институты платные, колхозы вообще исчезли. Иван Петрович и Таливалдис Модрисович в рабочее время отпустят только на биржу труда. Автобусы доступны в любом количестве по 100 латов в день плюс топливо.
Вообще напрашиваются странные выводы. Бороться с прошлым государством можно было за счет самого государства, потому что то государство было народным. Все значимое имущество принадлежало государству, а значит народу. Деньги из-за характера того государства большой роли не играли. И если народ желал устроить такой флешмоб или другое мероприятие, то представители народа на разных уровнях государственной иерархии такую возможность народу предоставляли.
Я не знаю нюансов* организации, например, издания газеты «Атмода» или различных крупных собраний, форумов и других мероприятий тех лет, но ничего похожего на сбор средств точно не было, никто ни на что свои кровные не отдавал, не было таких призывов, да и быть не могло. А борцы с режимом боролись с режимом, получая зарплату от режима же.
Завершился этот праздник народовластия тем, что Верховный Совет ЛР, высший орган Советской (!) оккупационной (!!) власти в Латвии, провозгласил независимость, после чего быстро переименовал себя в Сейм, а государство народное и социалистическое быстро превратилось в государство демократическое и капиталистическое. Вскоре демократическим путем часть избирателей стали лишенцами**, а капиталистическим путем государственная (она же общенародная) собственность была распродана.
С тех пор ничего подобного Балтийскому пути или Атмоде произойти не может в принципе. Оказывается, только при социализме можно поменять надстройку за счет базиса. При капитализме замена надстройки возможна только за свой счет, ну а поскольку изменять надстройку при капитализме желают в основном те, кому денег или иных благ не досталось, то эта задача становится очень трудной.
В наших условиях, поскольку мы желаем обойтись исключительно мирным путем, без крови — как в России 1917 года, и даже без особых беспорядков — как в Арабскую весну, изменить существующее положение дел возможно лишь: а) чрезвычайным напряжением русской части Латвии; б) при расколе латышской элиты; в) давлением со стороны. Причем в отдельности эти факторы к успеху скорее всего не приведут.
Но это уже тема другой статьи.
* Кому эти нюансы известны – прошу изложить в комментариях.
** Лишенец — неофициальное название гражданина РСФСР- СССР до 1937 года, лишенного избирательных прав согласно Конституциям РСФСР 1918 и 1925 годов. Лишенцы не имели возможности «занимать ответственные должности, а равно быть заседателем в народном суде, защитником на суде, поручителем, опекуном». Они не имели право получать пенсию и пособие по безработице.
Так называемые «неграждане», по сути, являются гражданами Латвии, лишенными избирательных и некоторых других прав: быть чиновником, присяжным, занимать некоторые должности в негосударственной сфере. Однако прямая связь «негражданина» с Латвией не оспаривается — его нельзя выслать из страны ни при каких обстоятельствах; он имеет неограниченное право пересекать границу; посольства и консульства обязаны оказывать помощь «негражданам» наравне с гражданами. Таким образом «лишенец» — наиболее точное обозначение нынешних «неграждан». Если в формулировке из Конституции РСФСР 1918 года «...руководствуясь интересами рабочего класса в целом, РСФСР лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которые пользуются ими в ущерб интересам социалистической революции» заменить рабочий класс на латышей, а социалистическую революцию на латышскую Латвию — получится универсальный латышский тезис. В списке прав, которых не имеют «неграждане» и лишенцы, тоже много подозрительных совпадений и аналогий.
Сам термин «негражданин» — наиболее удачное изобретение латышей за всю историю их существования, высшее проявление латышской политической и юридической мысли.
П.С. А вот – картинки. Каждый заметит, что основным действующим лицом флешмоба является автобус.
Комментарии
Отправить комментарий