«Люби меня, Шостко!» - ОАО «АК „Свема“» (фото)
Многие из нас еще помнят и успели попользоваться советской продукцией "Свема". Именно благодаря этому производству в наших альбомах есть старые фото. Ведь фото-пленкой и фотобумагой "Свема" пользовались практически все фотолюбители в СССР. А почти все меломаны слушали качественные музыкальные записи именно на магнитофонной пленке "Свема". Да что там говорить, в финальных титрах почти все старых добрых советских фильмов так и написано: "Фильм снят на кинопленку шосткинского производства "Свема". Завод был даже включен в разряд стратегически важных, так как работал и на оборонку.
Производство "Смена", расположенное в Украине, постигла та же участь, что и наш Кренгольм. Полный развал и разруха. С той лишь разницей, что востребованность текстильной продукции до сих пор в мире есть, а вот продукцию "Свемы" выдавил с рынка научно-технический прогресс.
Благодаря блогу ru-abandoned, предлагаю совершить прогулку по заброшенному заводу.
Однажды, в не очень студеную зимнюю пору, мы ехали по дороге в Киев и решили заехать на Свему, завод если не дорогой сердцу каждого фотолюбителя старше 30 лет, то, определенно, знакомый.
Магия фотопленки, зернистость, чувствительность и покража души - all that jazz- безусловный романтизм - меня это вдохновляло, хотя сразу было ясно, что, скорее всего, я увижу смерть и тлен.
Фактологическая справка про Свему - на вики, на случай, если вдруг кто не знает, что за завод, а я дальше.
Мы хотели погулять немножко, часа 1-2-3, так как знали, что территория завода очень велика, а нас впереди ждали еще 300 километров дороги.
С первых же шагов стало ясно, все мои ожидания подтвердились: разруха, ржа разъела буквы на крыше, стёкла выбиты и здесь, и тут, и тут.
И такая же разруха везде. Да ещё и день такой серый.
Конечно же, была дырка в бетонном заборе – можно на мотоцикле заехать. Мы надели белые и розовые шапки с помпонами для тепла и красоты и прошли легко и свободно.
Ясное дело, что в советские времена, т.е. более 20 лет назад, на заводе был ололо-периметр. Но сейчас его останки выглядят как подпорки для виноградной лозы или для хмеля.
По всей территории множество следов, тропинки протоптаны, поэтому преодолевать сугробы нам не пришлось. Мы пошли вглубь территории.
Прошли мимо вот такой вот фигни, на которую были сложены каски. Что это и для чего – я знать, не знаю и ведать, не ведаю. Пожаротушение?
Прошли мы и мимо будки с собакой. Собака лаяла на нас, не вылезая из будки, лишь высунув наружу морду небритого каторжника. Она так и не вылезла, даже когда мы прошли в метре от будки. Вероятно, из-за холода.
По пути попадались не только забросы, но и недострои (хотя, кажется, это уже разобрали, а не недостроили).
На территории было очень тихо. Лёд под ботинками крошился очень громко, и звук разносился довольно далеко, думаю, вот сейчас кто-нибудь из обитателей появится и задаст сакраментальный вопрос: «Таки что вы тут делаете?».
Вот какие-то вытяжки средней могучести из цеха.
Лезть в холодные цеха не очень-то хотелось, а впереди, за бетонным забором, мы увидели здание, явно административное, и пошли к нему.
Забор с остатками ололо-периметра мы преодолели, пройдя по дороге для машин, и подошли к зданию.
И немедленно залезли в окно.
Оказались в методическом центре по внедрению передового опыта ШПО «Свема». И пошли аттестовываться.
На первом этаже располагается холл, с лозунгами про Свему, про спрос, предложение и рынок, несколько комнат и актовый зал.
Под ногами, как обычно, валяется разнообразный хлам, вернее, каталог продукции россыпью, моя любимая радиолампа и даже фотография производства.
Темпы, качество и бережливость – вот главные лозунги дня, по мнению М.Горбачёва. – Трудно не согласиться, но штатива нет, руки кривые и становится всё холоднее.
Смотреть на первом этаже уже и нечего. В здании 2 лестницы. Глядя на эту, понимаешь, что ядерная война уже была. Давно. Лет сто назад.
Под ногами – богатства. Фильмы в коробках. Ручонки зачесались: А вдруг там чего-нибудь ну такое, такое интересное?! А может,взять? Найду аппарат, приглашу киномеханика с внешностью Тома Хальса, и сяду смотреть кино? А?
Здравый смысл возобладал и сокровище осталось лежать, где лежало, но из любопытства было просмотрено слегка на просвет.
А дальше была комната, из которой крутили фильмы, проецировали их в актовый зал. И тут я увидела то, чего никогда не видела – широкоформатную киноленту. Ну, я, конечно догадывалась, что такая существует, но воочию – жаме!
На пленочке виден очаровательный автобусик: синий с белым и с красной крышей.
Также в комнате есть такой шкаф. Милый шкафчик. Но я не знаю, для чего. Как будто-бы для пластинок, но… Тут же кино… а не пластинки.
Следующий этаж получился весь из себяскучнявый и везде, везде лежит иней.
Хотя нет. Ну скучнявый, но не ужас-ужас. Снова фотографии производства и еще одна загадка: книжка про «Винты невыпадющие» (а на днях видела двухтомник под названием «Бруски»).
Вот чем занимались барышни, которые работали когда-то в этом здании – они вязали, клубочки мимими!
Елочные игрушки – кто-ж знал, что нужно было их забрать для гостеприимного хозяина в Киеве, к которому мы ехали!
Ещё один символ полного п****ца – увядший кактус.
Ну, а теперь на крышу! Посмотрите вниз, посмотрите налево, посмотрите направо и оцените масштабы ущерба.
Всё умерло и украдено много лет назад, дома скалят выбитые окна как зубы. Ещё и иней везде лежит. Депресивно и очень холодно. Поэтому, по моей просьбе, дальнейшую прогулку мы свернули и сошлись на том, что здесь веселей гулять летом, с шашлыками и напитками по вкусу. После чего сели в машину и вскоре оказались в месте, где была жизнь и её даже было много и она была даже 1 января в 6 утра.
«Вот, что я люблю!» тм
P.S. Причина, по которой тексту дан такой заголовок (Люби меня, Шостко!) - плакат во всю стену дома, на въезде в Шостку. Своей фотографии плаката у меня нет, поэтому я привожу цитату фотографии lana_sator
Комментарии
Жаль. Хорошая магнитная лента была, лучше Тасмы
Но завод явно не сразу развалился. Года до 1998 он скорее всего работал на полную - на большей части бывшего СССР с ввозом огромного количества магнитофонов-колбасоников магнитная запись была в цене. И фотопленкой народ пользовался активно, для специальных применений пленку тоже покупали в большом количестве. Но как только началось массовое производство проигрывателей компакт-дисков, пленки стали широким массам не нужны. Добили окончательно магнитную бытовую аудио- и видеозапись компьютеры и другая цифровая техника.
цифра убила аналог
Отправить комментарий