«Наслаждение воистину божественное…»: история первого бассейна в Таллине
Первый и пока единственный бассейн в Нарве появился довольно поздно, только в конце 70-х. Удивительно, но до постройки бассейна для занятий плаванием желающие ездили в Силламяэ. А вот в столице его построили благодаря бизнесмену Василию Симеоновичу Воинову аж в 90 лет назад.
Непосредственный предок всех нынешних таллиннских SPA и водных центров столицы — крытый бассейн на улице Айа — открылся ровно девяносто лет назад. Былым «советским» названием Уюла таллиннцы постарше улицу Айа нет-нет, да и назовут. Потому что — где нынче те сады, которые подарили ей когда-то восстановленное в 1987 году название? А бассейн — вот он, замыкает собой уличную перспективу с северной стороны. Нынешняя улица Айа с 1958-го по 1987 год называлась Уюла — Бассейной. Всё бы ничего, да только нынешний комплекс «Kalev SPA» был открыт летом 1960-го. А вот прежняя и теперешняя Садовая получила имя Бассейной двумя годами ранее — в 1958-м. Самый первый бассейн — и конкретно на этой улице, и во всём городе в целом — распахнул перед пловцами и купальщиками двери за тридцать лет до того. В субботу, 3 марта 1928 года. По адресу: Айа, 3.
Первый из трех
Постройка на углу улиц Айа и Вана-Виру невольно приковывает внимание своей нелепостью. Внизу — отделанный тесаным доломитом старомодный фасад, выше — нагромождение металлических «коробок».
Подобный облик здание обрело относительно недавно — лет двадцать тому назад. Но причудливость его — неслучайна: рождался дом, действительно, тернистым путем многочисленных проб, переделок и перестроек.
В 1909 году некий Павел Шиффер обратился к городским властям с просьбой построить на участке, очерченном улицами Садовой и Старо-Глиняной, трехэтажный доходный дом с помещениями для коммерческих нужд на первом этаже.
Добро было получено, проект — согласован, но тут, как говорится, что-то пошло не так: два года спустя домовладелец обращается с просьбой пересмотреть предшествующее прошение и предоставить право открыть в выстроенных уже помещениях универмаг.
Шиффер просил пойти навстречу и позволить покрыть здание временной толевой крышей. Дескать, к возведению двух верхних этажей он планирует приступить в самое ближайшее время. Отцы города «добро» дали, но просителю это едва ли помогло.
С торговлей у него явно не заладилось — и в 1913 году он продал постройку Василию Симеоновичу Воинову — директору Балтийских маячных мастерских, инженеру, механику, изобретателю, владельцу синематографа на Новом рынке.
Несостоявшийся торговый дом для демонстрации кинолент оказался подходящим как нельзя кстати: витрины, например, были перестроены в широкие двери, через которые, в случае пожара, публика могла быть спешно эвакуирована.
Огонь принадлежавший Василию Воинову кинотеатр «Казино» пощадил. Финансовые проблемы — напротив: в середине двадцатых годов владелец решил поменять профиль заведения самым радикальным образом.
Реализованная мечта
«Плавание — наслаждение воистину божественное, — писала газета «Waba Maa». — Но Бог поселил на севере, где плавать можно всего месяца два в году, что является слишком уж малым временем.
И если уж мы сумели обеспечить себе наслаждение полетами в небеса, так почему же мы не можем позволить себе наслаждаться плаванием в разгар зимы? Зимний бассейн — вот она, подлинная мечта наших дней.
И сегодня она становится реальностью. На улице Айа, где прежде публика бледнела или, напротив, потела перед киноэкраном, господином Воиновым открывается купальное заведение под названием «Бассейн»».
Поначалу, впрочем, газетчики окрестили новую затею киновладельца попросту «баней». В процессе строительства термин этот сменился почтительными «термами». И не без оснований: ничего подобного Таллинну видеть не доводилось. Один только бассейн, по словам корреспондента «Вестей дня», превосходил своими размерами все прочие, построенные до революции в прежних границах Российской империи — включая тот, что имелся в легендарных Сандуновских банях Москвы.
Всё, конечно, познается в сравнении: длина бассейна составляла десять саженей, ширина — две, глубина — одна. При переводе в современные меры длины получается не так уж и много: двадцать с небольшим на четыре с небольшим метров.
Триста с лишним электрических лампочек освещали водные дорожки. Кроме того, двадцать ультрафиолетовых светильников, расположенных под водой, предотвращали размножение болезнетворных бактерий. Дважды в неделю воду в бассейне меняли.
Отмечали посетители и роскошь интерьеров: в женском отделении — кабинет маникюра, в мужском — цирюльня. Оба помещения были отделаны мрамором, а зеркала в золоченых рамах создавали «воистину дворцовый эффект».
Впервые в практике купальных заведений Таллинна у Воинова имелся медицинский пункт. А у спуска в воду постоянно дежурил фельдшер, готовый по первому же зову прийти на помощь.
Тело и душа
Нет ничего удивительного в том, что открытие бассейна на улице Айа привлекло к себе многочисленную публику: от любителей плавания до первых лиц местного самоуправления.
В соответствии с традициями довоенной Эстонской Республики — не обошлось и без священников, православного и лютеранского. Причем второй из них вспомнил историю из библейской Книги Царств.
«Пастор Штернфельдт поведал о сирийском военачальнике Неемане, который, страдая от жестокой проказы, обратился за помощью к пророку Елисею, — сообщала «Päevaleht». — Тот повелел ему: «Иди и окунись семь раз в Иордан!»
Так что важность и пользу мытья и поддержания чистоты тела знали уже в старину и, как видим, в древнем Израиле она была на известной высоте. Считалось, точнее, что человек не может быть чистым духовно, если физически он грязен.
С появлением христианства, впрочем, нашлись те, кто стал считать, будто бы, пренебрегая своим телом, можно приблизиться к Богу. Нам известно о верующих, которые по двадцать лет кряду отказывались мыться и даже расчесываться.
В наши дни, впрочем, мы вновь вернулись к убеждению, что именно правильное прочтение Священного Писания требует от нас заботу о своем теле и о поддержании его в чистоте — не говоря уже о сходных требованиях проживания в обществе».
Вслед за представителями церкви слово взял инженер Юлиус Симпманн-Вамбола: горячий пропагандист водных видов спорта. Он подчеркнул — дружба с водой для всякого жителя Эстонии, прибрежной страны, должна стать нормой.
Словно в подтверждение его слов двое пловцов спортивного общества «Калев» — мужчина и женщина, разорвав натянутую над водными дорожками сине-черно-белую ленточку, под всеобщие аплодисменты нырнули в бассейн.
«Продемонстрированы были все виды плаванья: брасс, кроль, баттерфляй, — перечислял газетный репортер. — Кроме того, спортсмены показали умение исполнять прыжки-сальто и сыграли в водное поло».
«В фойе был устроен а-ля фуршет, — добавляли «Вести дня». — Радушные хозяева — супруги Волковы — неутомимо ухаживали за гостями, и оживленная беседа затянулась до позднего часа…»
***
В архиве Таллиннского строительного управления хранится папка, датированная 1935 годом: задумав расширить купальное заведение, Воинов предлагал надстроить его вторым этажом.
Проект, составленный архитектором Гербертом Йохансоном, так и остался на бумаге. А через пять лет политическая власть и экономическая модель в Эстонии поменялась кардинальным образом.
Принадлежащее Воинову имущество было национализировано. Сам он — выслан с супругой во время июньской депортации летом 1941 года, и через несколько месяцев скончался в тюрьме города Кирова.
А бассейн — бассейн продолжал верой и правдой служить таллиннцам до самого начала девяностых годов, когда возвращенная наследникам владельца недвижимость не была перестроена в торговый центр «WW Passaaž».
Две первые буквы в его названии напоминают об инициалах Василия Воинова. Жаль только, среди коммерческих помещений не нашлось места для декоративного водоема — напоминания о «бассейной» странице в истории здания.
Йосеф Кац, «Столица»
Это место в наше время:
Комментарии
В 4й школе бассейн появился раньше чем в Энергетике.
Это не бассейн, это пародия на него. Хотя пока не было бассейна от Энергетика, в 4-ую школу водили сдавать нормативы детей со всех школ. Нас в третьем классе один раз повели. Я уже плавать умел, а мой одноклассник с соседней дорожки нет. Так он зараза меня ногами по дну обогнал и первым "приплыл". Физрук говорит мол ногами тоже зачет. Как же я на него зол был тогда.
Породия не пародия,а тогда других не было.
Отправить комментарий