В Японии жертвам землетрясения пришли на помощь гангстеры якудзы
Японская мафия якудза оказывает активную помощь жертвам катастрофического землетрясения, произошедшего две недели назад. Из префектур Токио и Кобэ отправлены колонны грузовиков с гуманитарным грузом.
Обездоленные японцы получат еду, питье, одеяла и туалетные принадлежности, закупленные на средства якудзы, передает Reuters. Все эти грузы направлены на северо-восток страны, где 11 марта произошли масштабные разрушения из-за подземных толчков и последовавших за этим ударов цунами. Число погибших и пропавших без вести достигает по меньшей мере 27 тысяч человек.
Всего якудзы отправили порядка 70 грузовиков с гуманитарными грузами общей стоимостью 500 тысяч долларов, утверждает эксперт Джейк Аделштайн из Токио. Он уже написал две книги, посвященных японским преступным синдикатам.
Отметим, что традиционными источниками доходов якудзы остается такой преступный и малопривлекательный бизнес как вымогательство, азартные игры, торговля порнографией и проституция. Также японская мафия славится богатыми традициями татуажа - гангстеры обычно покрывают наколками практически все тело.
Однако в дни общенациональной катастрофы даже у закоренелых уголовников появилась редкая возможность показать себя с лучшей стороны. По данным информационного агентства, строгая дисциплина якудзы сделала ее серьезным конкурентом государственных спасательных служб. Во многих районах нерасторопные чиновники не успевали оказывать помощь десяткам тысяч пострадавших, общее число которых составляет 300 тысяч человек. В итоге первыми на месте разрушений оказывались именно члены якудзы.
Отметим, что в 1995 году якудзы тоже принимали участие в спасательной операции после землетрясения в Кобэ. Тогда они тоже кое-где действовали даже эффективней и быстрее, чем профессиональные спасатели.
Такая филантропическая деятельность не вписывается в представления общества о мафии, поскольку обычно членов мафии считают изгоями. Этому способствует и то, что в мафию уходит представители меньшинств , стокнувшиеся с дискриминацией. Например, среди якудзы много этнических корейцев, которым и на легальном положении в японском обществе уготована незавидная роль. Корейцы в Японии входят в касту Буракумин ("Нечистые") и вынуждены зарабатывать деньги, занимаясь тяжелой и непрестижной деятельностью. Например, многие корейцы работают мясниками или дубильщиками.
"Якудзы - изгои. Оказавшись в положении гонимых, они пытаются помочь тем, кто тоже попал в беду", - комментирует феномен "мафиозной благотворительности" эксперт Мэнэбу Миядзаки, написавший больше 100 книг про якудзу.
Добавим, что Миядзаки и сам является сыном босса мафии, который правил криминальным миром в Киото.
Впрочем, скептики ищут причины странного поведения якудзы в иной плоскости. По их мнению, для мафиози гуманитарные программы являются удачным пиар-ходом, который улучшает репутацию гангстеров в глазах общества.
"Если они помогают гражданам, то (даже) полицейским будет нелегко сказать о них что-нибудь плохое", - считает журналист Томохико Судзуки, который тоже написал несколько книг о криминальном мире.
Он также полагает, что конечной целью мафии являются строительные подряды на восстановительные работы. В этой сфере уже можно будет заработать хорошие деньги, а также отмыть средства от другой подпольной и преступной деятельности.
Впрочем, один из боссов якудзы отвергает эти обвинения в циничном и расчетливом поведении. По его словам, курьезные действия якудзы вызваны именно неэффективной работой чиновников, которые не справляются со своими обязанностями. "Наши представления о чести приносят пользу обществу", - добавил мафиозо.
По словам Джейка Аделштайна, благотворительность является важным пунктом кодекса чести якудзы, где она фигурирует под словом "нинкьё" (ninkyo).
Примечательно, что такой же точки зрения о чистоте намерений якудзы придерживается и их злейший враг - публицист Ацуши Мизогучи. В свое время он пережил два покушения со стороны гангстеров, недовольных его публикациями.
Миядзаки добавляет, что якудзы не ищут какой-либо выгоды от благотворительной деятельности. Это всего лишь повод для гордости и возможность получить моральные преференции.
В настоящий момент в Японии насчитывается около 80 тысяч членов якудзы. Второе и третье место по степени могущества занимают кланы Сумиёси-кай и Инакава-кай. Именно эти группировки оказывают самую активную помощь после стихийных бедствий.
Почти все попытки журналистов связаться с представителями этих кланов, чтобы получить комментарии, остались без ответа. Лишь в одном случае ответ все-таки был получен, но грубый и лаконичный: "Мы не комментируем".
Добавим, что в последнее время для якудзы наступили тяжелые времена. В 1992 году был принят новый уголовный кодекс, который ужесточил наказания для членов организованных преступных группировок. Кроме того, полиция в последнее время стремится усилить в обществе нетерпимое отношение к гангстерам, которые теряют романтический ореол. Эта политика уже приносит плоды: 3 года назад впервые в истории жители одного из городов обратились в суд с жалобой на присутствие якудзы.
Однако в данном случае жаловаться никто не будет. Во-первых, мафия не афиширует свою благотворительную деятельность и никто не знает, на какие средства закуплен тот или иной гуманитарный груз. А во-вторых, в период острой нужды никто не задумывается, откуда к нему приходит помощь.
"Когда речь идет о жизни и смерти, Вы не столь щепетильны, чтобы выяснять кто принес Вам пищу", - заключил Томохико Судзуки.
Полиция тоже готова закрывать глаза на такую благородную сторону жизни мафии.
Для справки:
Якудза, известные также как гокудо — члены соперничающих между собой групп традиционной организованной преступности в Японии, а также общее название таких групп. Согласно книге рекордов Гиннесса в наши дни якудза являются самым значительным криминальным феноменом в мире. Иностранная пресса обычно называет якудза «японской мафией».
Организация
Группы якудза построены по принципу жёсткой иерархии и их внутренняя жизнь регулируется различными кодексами поведения. Такие группы есть почти на всех японских островах, а также кое-где за границами Японии. В разговорах якудза пользуются особым жаргоном и в наши дни выдают себя обычно за бизнесменов. С 1993 года отношение властей к якудза стало значительно более жёстким, что было спровоцировано получившим большую огласку инцидентом нападения на кинорежиссёра Дзюдзо Итами членами клана Гото (Гото-гуми). Теперь даже принадлежность к гуми (банда якудза) уголовно наказуема, что всё больше вынуждает современных якудза к переходу на нелегальное положение. Вследствие этого обострились отношения якудза с полицией (эти отношения в силу истории формирования феномена якудза не всегда были плохими) и упал их общественный авторитет.
Центральной фигурой в иерархии якудза является оябун (букв. «шеф»), который примерно соответствует русскому вору в законе. Иногда в качестве синонима для оябуна используется обращение кумитё (букв. «старший начальник»).
Банды якудза, как правило, состоят из старших бригадиров сятэй («младшие братья»), младших бригадиров вакасю («юнцы») и простых якудза.
История
Термин «якудза» пришёл из японской карточной игры ойчо-кабу (в которую играют картами ханафуда и кабуфуда) и означает «никчёмный». Так же, как в игре в «баккара», значения карт складываются вместе и последняя цифра суммы считается количеством очков. Худшее сочетание карт в игре: восьмёрка, девятка и тройка, что даёт в сумме 20 и 0 очков. В традиционной японской форме счёта эти числа называются соответственно «я», «ку» и «са», откуда и возникло слово «якудза». Якудза взяли себе это наименование, так как игрок, имеющий на руках такую взятку, должен обладать самым большим умением и, очевидно, наименьшей неудачливостью, чтобы выиграть (так как взятка является наихудшей из того, что можно получить, только совершенный мастер способен преодолеть своё невезение и выиграть). Название, таким образом, использовалось для обозначения выдержки человека.
В современном японском языке «восемь-девять-три» произносится как «хати-кю-сан», иногда именно так называют якудза теперь.
В период Эдо банды якудза состояли почти без исключения из людей «низкого происхождения», главным образом выходцев из сословия торговцев, а также крестьян и ремесленников. Терял ли человек всё своё имущество в результате проигрыша, стихийного бедствия или мародёрства ронинов, бежал ли от беспорядков или уголовного преследования без средств существования в незнакомый город — ему не оставалось ничего иного, как обратиться к якудза. Те давали ему приют и работу. Нередко добровольцев притягивало также желание укрыться в «семье» или страсть к приключениям и надежда на признание и уважение среди сельского населения.
В полицию, напротив, приходили в то время только члены самурайской касты, которые не могли из-за так называемого «мира Токугава» найти никакого военного занятия и поэтому занялись охраной общественного порядка. Таким образом, отношения между теми и другими часто были довольно напряжёнными и буси в насмешку называли якудза «выскочками в самураи без почитания Бусидо». Однако не всегда это приводило к столкновению; кроме того, гуми (банды) в разных местах сильно разнились в своём радикализме, поэтому иногда возникало некое сотрудничество между полицией и якудза относительно общественной политики. В настоящее время принято считать якудза наследниками самурайских традиций. Сами участники бандформирований разделяют эту точку зрения, не в последнюю очередь ссылаясь на дисциплину, иерархичность своей структуры и соблюдаемый специфический «кодекс чести».
Тэкия и бакуто
Более непосредственно можно проследить происхождение большинства современных банд якудза от двух групп, возникших в XVIII столетии: тэкия (коробейники) и бакуто (игроки). Корни этого происхождения можно обнаружить в современных церемониях инициации якудза, которые включают в себя ритуалы как тэкия, так и бакуто.
Современность
Современные якудза расширили круг своих интересов до влияния на финансовые рынки и политическую коррупцию. Они пытаются также оказывать влияние на политические выборы, при этом кандидаты поддерживаются денежно или через «услуги», с расчётом на послевыборный шантаж. Наряду с этим якудза занимаются также традиционными для мафии видами деятельности — наркоторговлей, контролем за проституцией, торговлей людьми, незаконным игорным бизнесом, патинко, «крышеванием» (что, например, скрывается многими ресторанами под статьёй расходов на стирку салфеток). Одной из наиболее прибыльных традиционных сфер бизнес-деятельности якудза считаются операции с недвижимостью и строительство. Также достаточно популярен шантаж топ-менеджмента корпораций компрометирующей коммерческой информацией либо угрозы, связанные со срывом собраний акционеров или манипуляциями курсом акций. Занимаются этим так называемые «сокайя», корпоративные шантажисты.
Штаб-квартиры кланов якудза, украшенные неоновыми эмблемами, размещаются в престижных бизнес-кварталах японских городов, полиция обычно не вмешивается в их деятельность. Согласно неписанным правилам якудза, обвиняемый в совершённом преступлении отдельный член бандформирования принимает на себя личную ответственность за совершённое и тем самым не даёт юридического повода обвинить своих руководителей в преступной деятельности. Сложная взаимосвязь якудза, правительственных чиновников и полиции позволяет якудза чувствовать себя уверенно. Члены группировок имеют характерные, нашиваемые на одежду, фирменные эмблемы, которые открыто демонстрируют.
Творчество японского режиссёра Такэси Китано, известного реалистичным отображением быта якудза, играет в культуре современных якудза особую роль. Современный якудза носит дорогостоящий деловой костюм и передвигается, как правило, на иномарке с левым рулём (дорогостоящей в Японии из-за высоких ввозных пошлин). Особенно популярны BMW и Mercedes. Японские машины среди якудза непопулярны и презираются.
Знаки и ритуалы
Якудза уже в течение столетий используют обширные татуировки как знак принадлежности к какой-либо группе, а также чтобы обозначить своё положение в группе. Кроме того, при вступлении в якудза крестьяне и ремесленники получали новые, воинственно звучащие имена, такие как Тигр и журавль, Девять драконов, Ревущая буря и т. д., которые затем наносились в виде картин на спину или грудь. Всё это часто дополнялось художественными излишествами и нередко узорами покрывалось всё тело вплоть до головы, кистей рук и ступней, а также область гениталий. И до наших дней татуировки ассоциируются в Японии с якудза, притом людям с татуировками зачастую запрещён вход в места общественного купания. На самом же деле татуированный якудза давно превратился в штамп общественного сознания, имеющий мало общего с реальностью, ибо после официального запрета якудза никто из них не старается привлечь внимание окружающих.
В случае совершения якудза ошибки, приведшей к «потере лица», он обязан её искупить, при этом он отрубает себе фалангу пальца с помощью танто и молотка. Как правило, начинают с первой фаланги мизинца левой руки. Этот ритуал берёт своё начало ещё с тех времён, когда меч был жизненно необходим. С каждой потерянной фалангой владение мечом становилось хуже, и так до тех пор, пока, наконец, управляться с мечом становилось совершенно невозможно. У старых якудза часто отсутствуют некоторые фаланги пальцев, что они скрывают с помощью протезов, чтобы не выдавать свою принадлежность к уголовному миру.
Значительно более радикальным видом расплаты является сэппуку, ритуальное самоубийство путём вспарывания живота. Было популярно в среде самураев и солдат как наказание за проступки, иногда его совершали также и якудза.
Комментарии
Отправить комментарий