Алла Врублевская: «Сбавить обороты пока не получается!»
Преподаватель Нарвской хоровой школы, замечательная вокалистка Алла Врублевская представила Эстонию на юбилейном концерте джазового исполнителя Сергея Манукяна, выйдя на сцену Светлановского зала Московского международного дома музыки с песней собственного сочинения.
Зал рукоплескал, маэстро был тронут, а именитые джазовые музыканты за кулисами горячо поддерживали свою новую коллегу. О самых ярких впечатлениях пережитого триумфа, а еще – о сюжетных перипетиях своей затейницы-судьбы и о роли музыки в ней Алла рассказала в интервью газете «Нарва».
- Алла, здравствуй! Поздравляю тебя с дебютом на одной из самых популярных сегодня московских сцен. Поделись послевкусием.
- Привет! Поделюсь, но начну издалека. Удивительно, как непредсказуемы тропинки человеческих судеб! Вот мы с тобой, например, знакомы с детства. Жили в разных городах и странах, а теперь беседуем в гримерке Дома музыки. Этот грандиозный концерт - очередной неожиданный «ход конем», который сделала моя жизнь. Она вообще ассоциируется у меня с шахматной партией. Противник - это ход событий с абсолютно непонятной мне логикой.
У Карлоса Кастанеды хорошо сказано на этот счет: когда человек готов открыть новую дверь и впустить в нее ветер перемен, в его власти только выбор - открывать или нет. А что произойдет потом, ему не дано знать заранее. Поэтому сейчас я просто рада, что этот ветер принес меня в гости к выдающимся музыкантам Москвы. Впечатления ошеломляющие!
- Не сказать, чтобы ты оказалась здесь совсем уж случайно.
- Это правда: Сергея Владимировича Манукяна я тоже знаю с детства. Было время, когда он жил и работал в Нарве. И учил меня джазовой гармонии - по слуху, без нот! Признаюсь, это было очень увлекательно и... уморительно. Шутить он умеет и любит, с ним веселообщаться и сегодня. Так вот, с той поры прошли десятки лет, и в прошлом году маэстро Манукян после долгого перерыва приехал в Нарву в качестве гостя детского музыкального фестиваля «Ритмы джаза», который вот уже 19 лет проводят Татьяна Тарасенко и Наталья Федорова. А я, как педагог Нарвской хоровой школы, привела на фестиваль своих учениц. Мы обрадовались друг другу, разговорились, и оказалось, что Сергей Владимирович хранит самые добрые воспоминания о детском эстрадном ВИА «Веселые нотки», где я пела в юности, и даже помнит музыку, которую мы с ним разучивали. Я показала ему несколько своих новых песен, он провел в Нарвской музыкальной школе мастер-класс и уехал. Прошло более полугода, и вдруг – звонок: Манукян приглашает меня выступить на его юбилейном концерте! Неожиданный поворот.
- И не в самое подходящее для тебя время, насколько я знаю! Только что закончились каникулы, травмирована спина и прочее...
- Да, я до последнего момента не знала, смогу поехать или нет: казалось, все обстоятельства против. Но кто же откажется от такого предложения! Во-первых, мэтру исполняется 60, во-вторых... Ну не разбрасываются такими шансами! Решение пришлось принимать очень быстро, поэтому приехала я накануне концерта, пропустив все репетиции. А за два часа до концерта выяснилось, что и аккомпанировать мне не будут! «Давай сама». Могу, не вопрос, но в гримерке и фортепиано нет! Я буквально ощутила, как волосы встают дыбом от ужаса, представив: вот сейчас выйду на сцену после выступлений Сергея Манукяна, Анатолия Кролла, Игоря Бутмана, Валерия Гроховского, Вячеслава Горского и других музыкантов экстра-класса – и это будет полный провал... В такие минуты особенно нуждаешься в поддержке. Слава богу, со мной былидрузья, плюс коллеги и зрители не подвели: в Светлановском зале и энергия светлая. Никто не заметил, как у меня дрожит голос, трясутся руки – наверное, мне самой это просто казалось! (смеется). Ну и сдаваться я не привыкла – Телец по гороскопу. В общем, вышла и спела свою новую песню «Там, где рождается свет».
- А ощущения в момент выступления помнишь?
- Легкий шок и эйфория одновременно. Торжественный Светлановский зал был полон. Мягкое освещение, потрясающей красоты и звучания орган и, наконец, доброжелательная публика, обожающая творчество Манукяна – все это создавало уютную, непринужденную атмосферу. Всех артистов принимали очень тепло. Кстати, орган, который обычно играет роль роскошной декорации, в этот вечер не молчал – зять Сергея Владимировича, шотландец Колин Грей, исполнил на нем классическое произведение, что стало одним из сюрпризов концерта.
- Давай раз и навсегда проясним вопрос, касающийся твоей фамилии. На двери гримерки надпись – Виславская, на сцену выходишь как Врублевская. Кто ты на самом деле?
- По паспорту я действительно Виславская – это фамилия моего бывшего мужа. А для всех своих друзей детства, для Сергея Владимировича, да и для своей белорусской публики я была и останусь Аллой Врублевской.
- С детства тогда и начнем. Ты помнишь тот момент, когда в твою жизнь пришла музыка?
- Она не пришла: моя бабушка Мария Васильевна с гордостью привезла ее в образе фортепиано Riga, которое родители поставили в центр комнаты. У меня просто не было выбора, а в 6 лет я была еще послушным ребенком! В музыкальной школе мне училось легко, поскольку обнаружился абсолютный слух. Мелодию диктанта записывала с первого раза. Если забывала нотный текст на зачетах по инструменту, сочиняла в нужном стиле на ходу. Кстати, это обстоятельство и определило выбор профессии. Я окончила среднюю школу с золотой медалью и так устала за время сдачи выпускных экзаменов, что поняла: только в музыкальном высшем учебном заведении можно будет расслабиться и учиться себе в удовольствие. А еще я очень любила – и продолжаю любить сейчас - своих учителей по фортепиано Надежду Алексеевну Бакулеву и Татьяну Стефановну Тарасенко. Мне хотелось иметь такую же профессию, как у них.
- А как же композиция и вокал?
- Да, точно - в то время в Нарвской музыкальной школе работал замечательный пианист Александр Яковлев. Он первый стал учить меня импровизации. И я поняла, что мои интуитивные попытки сыграть что-то свое можно облечь в логично развивающиеся формы. А звучание сложных джазовых гармоний меня просто завораживало! Кстати, именно Яковлев буквально за руку привел меня в ДК «Энергетик» на прослушивание в знаменитый уже тогда детский эстрадный коллектив «Веселые нотки». Предполагалось, что я буду играть там на клавишных инструментах. А мне очень хотелось петь... Руководитель коллектива Евгения Александровна Эйдемиллер согласилась на компромисс: на одной репетиции я выводила клавишные партии, а на другой – пела вместе с другими замечательными нарвскими девочками и мальчиками. Для многих из них музыка стала профессией или очень важной частью жизни. Мы дружим до сих пор и стараемся увидеться при любой возможности – будь то в Нарве, в Таллинне, в Петербурге или в Москве. «Веселые нотки», слышите? - я блаодарна судьбе за то, что вы у меня есть!
- По каким критериям выбирала себе вуз?
- Я закончила школу во время непростых перемен в бывшем Советском Союзе. Огромную страну начало лихорадить. Республики, одна за другой, стали требовать суверенитет. Эстонские вузы перешли на национальный язык обучения. А вся Нарва говорила по-русски, и в моей школе предмета «эстонский язык» не было вообще. Питер и Москва не хотели принимать документы у молодых людей из Эстонии, предлагая только платное отделение. А вот Минск приглашал учиться всех, вне зависимости от места жительства и национальности. И язык обучения был русский. Ну разве не молодцы белорусы? На семейном совете было решено, что я поступаю в Минский педагогический университет на музыкальное отделение, а года через два перевожусь в Петербург.
- Удалась такая рокировка?
- Нет, Питер в моей жизни так и не случился. А вот в Минск я влюбилась! Люди там талантливые, искренние и душевные. Моя жизнь забурлила: театры, концертные залы, КВН; студенческие капустники и веселый мюзикл Мдивани «Шапка с ушами», где у меня было две роли сразу; преподавание в детской музыкальной школе и конкурсы молодых исполнителей, в которых я активно участвовала; работа солисткой одного из эстрадных оркестров города, а позже солисткой Минского молодежного театра эстрады; встречи со знаменитыми музыкантами, вечерняя работа в ресторане, телевидение. Романы и семейная жизнь...
Белоруссия тогда переживала затяжной финансовый кризис, трудностей хватало. Веришь, были времена, когда на всю месячную зарплату в театре я могла купить только одну пару модельной кожаной обуви. Трудностей хватало, но жить было очень интересно!
- А как в твоей жизни появились «Песняры»?
- В моей жизни их не было, хотя музыка «Песняров» тогда звучала отовсюду. А вот в жизни моего близкого человека, талантливого аранжировщика и композитора-песенника, этот легендарный коллектив сыграл прямо-таки роковую роль. Познав всесоюзную славу и финансовое изобилие, он не смог смириться, что все это ушло в прошлое, не сумел найти себя в новых реалиях так быстро меняющейся жизни. У него был тогда трудный период. Я не выдержала и решила действовать.
- Поехав выступать за границу?
- Да. В то время работа за границей была актуальной темой для белорусских музыкантов. Подписать контракт на год-два означало кардинально улучшить свое финансовое положение - купить квартиру, например. Молодые певцы, инструменталисты, танцоры, выпускники циркового училища объединялись в шоу-группы и уезжали в Европу или на Ближний Восток в крупные отели.
Подобные предложения поступали мне много лет, но я не решалась их принять, пока жизнь меня не ударила сильно. И я попыталась сбежать, что ли.
- И куда тебя забросило?
- Я оказалась в ОАЭ, в эмирате Дубаи. И задержалась там на целых 6 лет! Работать было трудно. Старый репертуар и манера пения не пригодились. Там я как артистка родилась в новом качестве. Это был грандиозный опыт: я стала другой. Перестала подражать любимым исполнителям, зависеть от модных веяний - это там не ценится. Нужна смелая личная трактовка уже популярного произведения или своя собственная музыка плюс искренность исполнения.
Быть самой собой, не бояться экспериментировать – это источник творческой энергии, на мой взгляд. Это просто необходимо делать. И тогда предложения о сотрудничестве на-ходят тебя сами.
- Знаю, что тебя не хотели отпускать и долго звали обратно. Почему не продлила контракт?
- Мама заболела, и я незапланированно вернулась в Нарву, думая, что это ненадолго - когда садилась в самолет, даже не подозревала, что больше не вернусь в Дубаи. Там остались не только мои вещи, близкие друзья, стабильная работа. Там осталась часть моей души. Мне еще долго снились эти места, арабские фразы, сцена с корзинами цветов и автографы, но судьба решила перевернуть и эту страницу. Я уже восьмой год живу в Нарве. Время бежит быстро...
- Ты здесь очень востребована и нужна, ведь тебе есть что передать начинающим вокалистам!
- Наверное, это так. По крайней мере, свободного времени почти нет. Я работаю в Нарвской хоровой школе - преподаю эстрадный вокал и фортепиано. Есть частные ученики; кстати, недавно мне привели двух очаровательных девочек, ни слова не говорящих по-русски, родом из... Дубаи! Представляешь, какой приятный сюрприз мне под-бросила судьба! Сейчас они уже говорят моей маме: «Привет», «Пока», «Хорошо». И играют на фортепиано русские песенки!
- Но по интенсивным сольным выступлениям, наверное, скучаешь.
- По сцене? Конечно. Развлекаю себя иногда пением на публику. Нарвский саксофонист Игорь Земский регулярно предоставляет мне такую возможность. Ну и не даю себе спуску, стараюсь быть в хорошей вокальной форме. А еще стала делать новые аранжировки для своих учеников и писать детские песни. Это требует времени и вдохновения – нужно придумать идею, облечь ее в музыкальную форму, поэкспериментировать с гармонией, написать текст, учесть особенности возраста и вокала учеников. Потом сделать черновую запись. На следующий день прослушать, разочароваться, выкинуть ноты и начать обдумывать другой вариант. Но конечный результат меня всегда радует! Плюс мне пришлось переквалифицироваться в концертмейстера поп-музыки. Тоже хороший повод для дальнейшего саморазвития!
- Как тебе удается быть авторитетом для участниц эстрадных вокальных коллективов, которыми ты руководишь?
- Мой личный эстрадный опыт мне очень помогает. Репертуар даю самый разнообразный: поп, фолк, рок, джаз. И сами дети приносят на мой суд много хорошей музыки. Их музыкальный вкус меня радует. Табу у нас только на примитивный авторский замысел или на бессмысленный текст. Много работаем над вокальной техникой исполнения конкретного поп-стиля. Создаем личные трактовки песен, импровизируем - благо в эстраде это не возбраняется, а приветствуется. Вообще я люблю этот музыкальный жанр за то, что там полная творческая свобода.
- А куда вывозишь своих подопечных? Наверняка уже приличное количество наград привезли отовсюду.
- А вот на конкурсы мы выезжаем нечасто. Это связано с тем, что поездки требуют финансовых затрат, которые целиком ложатся на плечи родителей. Но они у моих воспитанниц просто супер! Все понимают, поддерживают и помогают. Мне просто повезло! За эти годы мои ученицы пели в Таллинне, Москве, Праге, Риге, Белоруссии. Привозили награды и радовали меня. Помню, как одна из них перед выходом на сцену сказала сама себе: «Не трусь, за твоей спиной вся Эстония!».
- Сложно ли попасть к тебе в ансамбль? Кстати, как называется нынешний состав?
- Мой детский коллектив называется «Конфетти». И попасть в него не так сложно, как кажется. Так что обращаюсь ко всем родителям, чьи чада мечтают научиться петь: приводите их к нам, будем рады!
- Работа, еще работа, частные уроки, кое-что на дом, личное творчество плюс уход за мамой – как ты все успеваешь, как восстанавливаешься?
- Я каждый год собираюсь сбавить обороты и больше времени уделять самой себе, но не получается. Значит, пока не время. А силы восстанавливаются сами, во время сна. Я не отказываю себе в этом удовольствии никогда! Ну и хвала школьным каникулам, особенно летним - за это педагогической работе можно многое простить! Очень люблю путешествовать: новые впечатления освежают мозг и провоцируют появление новых идей. И море просто обожаю – мощная стихия. Ну и весну, конечно! – когда же еще расцветать романтическим чувствам, как не сейчас?
- Вернемся к юбилею Сергея Манукяна. Ты исполняла одну из своих песен. Почему выбрала именно ее?
- Раньше я писала песни более активно. Но для вкусов публики того времени это был «не формат». А спеть на английском, например, с официальной белорусской сцены тогда было вообще нереально. А сейчас к этому занятию меня вернули мои ученики и... Сергей Владимирович Манукян! Нет, он определенно маг. Стоило только пристыдить меня, мол я не даю реализовываться порывам души и этим совершаю преступление против себя же самой - и я показала ему несколько песен. В том числе и блюз с английским текстом и песню в стиле боссанова. Но он почему-то выбрал именно «Свет» - песню, которая к джазу никакого отношения не имеет. Вот и пойми маэстро!
- Желаю тебе серьезно заняться своим материалом и записать альбом.
- Ой, спасибо! Это, конечно, классная идея, но для этого придется летом еще песен написать, что-бы хватило на альбом (смеется). А если серьезно, я в чем-то фаталистка. Быть этому или нет, решит сама жизнь. Решила же она, что мне пора спеть свою песню москвичам! Ну и я со своей стороны тоже активно поучаствую.
- Поделись своим оптимизмом с читателями газеты – после такой затяжной зимы всем хочется как-то воспрянуть духом.
- Я желаю моим дорогим нарвитянам никогда не сдаваться, хотя поводов для этого предостаточно: взберешься на горку, а за ней еще одна, оказывается... Так вот нам на нее-то и надо! Любви вам всем и вдохновения. Будьте счастливы.
Беседовала Анна Чистоделова
Комментарии
Отправить комментарий