Блеск золота с оттенком конопли: уникальные находки из могильника Сенгилеевское-2
Интересный рассказ о буднях археологов поведал сам участник раскопок по имени Симон: Среди вопросов, которые часто задаются археологам, безусловным лидером является "Ну что, золото нашли?". И чаще всего в ответ люди слышат пространные речи о культурном слое, керамике и прочем. (Маленький секрет - чаще всего непосредственно в "поле" археологи вам и не скажут про золотые находки, даже если они и есть. Так проще и безопасней, не будет излишних любопытствующих). Но сегодня речь пойдет именно о золоте, о великолепных находках из кургана №1 могильника Сенгилеевское-2 на Ставрополье.
Содержимое тайника из погребения IV в. до н.э. в кургане Сенгилеевское-2. Фотография - А.Б. Белинского.
Сразу отмечу, что раскопки кургана, в котором обнаружена была приведенная выше красота, проходили в 2013-2015 гг. Не могу не поделиться с вами о, пожалуй, самой яркой находке в скифской археологии за последние лет 50. Тем более, что сам как раз скифолог, да еще и принимал непосредственное участие в данных работах.
Месторасположение могильника Сенгилеевское-2. 30 км до Ставрополя.
Исследования кургана №1 могильника Сенгилеевское-2 начались в 2013 году как охранные раскопки, насыпь попадала в зону прокладки новой линии электропередач. Беды, как говорится, ничего не предвещало, курган на первый взгляд казался заурядным для Ставрополья, 2,9 м высотой, 52 м в диаметре. Так курган выглядел до раскопок:
Погребение под насыпью оказалось не одно, а пять, если мне не изменяет память. Изначально в данном месте был погребен катакомбник (представитель катакомбной культуры эпохи средней бронзы, конец 3 - начало 2 тыс. до н.э., свое название культура получила как раз за погребения в могилах по типу катакомбы).
А вот и наконец фото из собственного архива=) За расчисткой катакомбного погребения - н.с. Института археологии РАН В.Е. Маслов.
Позднее, в скифскую эпоху, а именно в 4 в. до н.э. к гражданину катакомбнику подселили нового товарища - знатного юношу, по всей видимости, представителя скифской знати. Подселили немного севернее, досыпав при этом курган, выкопав вокруг насыпи очень приличный ров, 4,5 м глубиной и 6 м шириной (+- конечно), соорудив культово-поминальную площадку перед погребением весьма непростого устройства. Ну а самого усопшего положили в каменную гробницу.
Фото разреза рва вокруг кургана. Из собственных архивов.
Фото погребения №2 (того самого скифа) на момент второго уровня расчистки (разобрали верхний уровень склепа). Слева видно темное пятно - это обожженная глина со слоем угля, именно там располагалась культово-поминальная площадка. Ну а правее уже виднеется главный герой сего рассказа.
Остальные захоронения в кургане были уже впускными, т.е. для них не досыпался курган, а просто делались ямы в уже существующей насыпи. Все они датируются средневековьем. Но о них сильно не буду распространяться, как и в целом о внутреннем устройстве данного комплекса. Вообще, он намного сложнее, чем я описал, ров в какой-то момент досыпался, в него выкладывали камни и т.д. и т.п. Но это отдельная и крайне сложная тема, оставим ее на совести автора раскопок, А.Б. Белинского, все-таки когда-то этот курган будет опубликован. Наверняка, отдельной монографией.
Совещаемся с немецкими коллегами возле каменных конструкций во рву.
Но вернемся к самому интересному, погребению №2, тому самому, где был погребен юный скиф. Как водится, погребение было начисто ограблено, воронка расхитителей попала в самый центр гробницы. Вытащено было все, остались лишь немногочисленные разрозненные кости самого захороненного. Прекрасно помню всеобщее разочарование, когда окончательная зачистка погребальной камеры показала, что внутри могилы абсолютно пусто. "Ну что же, зато сам комплекс интересный и необычный" - решили мы, принявшись за контрольную прокопку материка. Прокопка материка - это методически обязательное мероприятие, в ходе которого дно погребения после финальной фиксации на фото и чертежах дополнительно прокапывают с целью удостовериться, что ничего не упущено, ниже нет погребений или тайников. Обычно прокопка вещь достаточно формальная. Но не в этот раз. А в этот раз удача блеснула нам тусклым светом известного желтого металла.
Как оказалось, в дне могилы была устроена небольшая ямка, замазанная сверху так, что пятно ямы никак не выделялось на фоне "пола" гробницы. Вследствие этого грабителями тайник замечен не был, на наше счастье. Кстати, относительно атрибуции данной ямки есть два варианта. Самый простой и напрашивающийся - это как раз тайник, куда были положены самые ценные вещи с целью сохранения их от грабителей. Однако в древности далеко не все было прозаично, и многие действия несли в себе сакральный смысл. Вполне может быть, что данный "тайник" являлся жертвой потустороннему миру. Известен факт, например, сооружения ритуальных ямок (их В.А. Городцов назвал бофрами) в погребениях скифов на Среднем Дону. В эти бофры укладывались также ценные вещи (не такого масштаба, конечно, поскромнее), иногда прикапывались котлы с жертвенной пищей. Учитывая, что напутственная пища погребенному в таких случаях также укладывалась непосредственно в саму могильную яму, непонятен смысл сокрытия пищи с котлом в дно погребения. Именно поэтому и родилась трактовка подобных ямок как жертв богам потустороннего мира, что вполне согласуется с пониманием пространства и мироустройства древними.
Но вернемся все-таки к самому интересному, изделиям из желтого металла. Что же было обнаружено? Собственно, два предмета, емкости (назовем это пока так, ибо что же это - предмет дальнейших исследований) формы усеченного конуса, которые были соединены устьями так, что образовывали внутри себя закрытое пространство с другими предметами. А именно: 3 предмета также усеченно-конической формы (подобные вещи периодически встречаются в скифо-сарматских погребениях, есть предположение что это - накладки на горит, футляр для лука и стрел, однако однозначного мнения до сих пор не существует); один перстень с концами, оформленными в виде волков в скифском зверином стиле; один браслет, сделанный из целикового прута в три оборота; две шейные гривны, одна из которых деформирована "для того, чтобы влезла". И, конечно же, самое важное - обе емкости украшены рельефными изображениями, о которых подробнее будет написано ниже. Думается, обязательно возникнет вопрос "Сколько же все это добро весит?". 3,2 кг золота, проба близка к 580.
Три "накладки на горит" и перстень. Изображения даны без масштаба, за это прошу прощения, но уж очень лень делать.
Браслет и шейные гривны. Также без масштаба.
Но это, конечно, не самое интересно. Приятные находки, но не такие уж и редкие. Самое главное - это как те самые таинственные емкости.
Емкость №1, закрывавшая весь комплекс вещей, располагалась вниз изображением. На ней мы видим сложную рельефную орнаментацию из трех фризов. Верхний фриз - растительные орнаменты, нижний - геометрические. А вот на центральном - высокохудожественная многофигурная композиция из двух основных сюжетов. Один - грифоны терзают оленя (видим на фото выше), второй - грифоны терзают жеребца. Сцены разделены рельефным изображением деревьев без листьев с усеченной кроной. Также интересно показана поверхность земли - неровная, нанесенная мелкой чеканкой.
Второй сюжет и деревце.
Конечно же, в первую очередь поражает качество проработки, детализация изображений. Естественность позы, работы мускул.. Можно долго распинаться об этом=) Работа, без сомнения, выполнена рукой греческого мастера, но по скифскому заказу. Грифон - хтоническое существо загробного мира - является частым "гостем" в среде скифо-сибирского искусства звериного стиля. Также как и в целом сцена терзания копытного, это один из самых распространенных мотивов многофигурных композиций в скифском искусстве.
Небольшая таблица из статьи В.А. Ильинской с некоторыми изображениями грифонов.
Фото детали пекторали (нагрудное украшение) из кургана Толстая Могила. Аналогичные сцены терзания копытных грифонами.
Емкость №2. В комплексе вещей находилась усеченной стороной вниз. Изображения также рельефные, выполнены в технике чеканки, гравировки и тиснения. Собственно сама композиция представляет собой изображение трех пар сражающихся мужчин. На заднем плане виден рельеф поверхности земли с проработанной травой, кустарниками, деревьями (что примечательно - уже с листьями; этот факт дает нам понять, что события этой композиции происходят в мире живых, а вот сцены с грифонами - в мире мертвых, обратите внимание, земля там - голая, пустынная, деревья безжизненны), а также павшими войнами.
Под ногой у лучника справа - череп.
Между фигурами сражающихся - павший войн.
Опять в первую очередь бросается в глаза качество детализации изображений, в мельчайших подробностях показана каждая деталь одежды, вооружения, эмоции на лицах.
Что же здесь изображено? Собственно, сцена битвы скифов. Причем, если обратить внимание, нападающие представлены людьми более старшего возраста, особенно хорошо это заметно на главной сцене (самое первое фото; главной во всей композиции она является по факту более качественной проработки по сравнению с остальными). А.Б. Белинский, автор раскопок, полагает, что здесь могла быть изображена междоусобная борьба за власть.
Однако немецкий коллега А.В. Гасс выдвинул другую версию. По его мнению, на предмете изображен известный нам по Геродоту сюжет борьбы скифов с восставшими рабами по возвращению первых из походов в Переднюю Азию (Her, IV, 1-4). Собственно эти события отец истории сообщает нам в самом начале 4 книги своей знаменитой "Истории" (в 4 книге, собственно, и содержится рассказ о походе Дария на Скифию, с подробными сведениями о скифах). По сообщениям Геродота скифы, ворвавшиеся на Европейскую сцену из глубин Азии, первым делом отправились через Кавказ прямиком в Переднюю Азию, громить и грабить Мидию и прилегающие земли. Однако в поход жен своих они не взяли, оставив их в Предкавказье. За долгое отсутствие (28 лет) жены скифов вступили в связь с рабами. Что, естественно, не понравилось возвратившимся уже рогатыми мужьям, вследствие чего вспыхнули многочисленные баталии.
Насколько правомерна такая версия? В целом, можно сказать, что она более чем имеет право на существование. Мы уже с вами обращали внимание на то, что нападающие выглядят старше своих противников, одеты они явно богаче, имеют полный набор вооружения, будто бы только вернулись с полей сражений. Также композиционно показано, что обороняющиеся в позе преклоненной, всегда ниже нападающих. Возможно, этим подчеркивается разница статуса. Однако, конечно, с этим можно спорить. Единственное, что мне кажется верным, так это то, что композиция составлена явно не "от балды" и изображает явно известный в среде скифов сюжет, связанный с их историей и мифологией.
Ну а прямые аналогии по стилю и уровню данным изображениям можно увидеть, скажем, в знаменитой электровой чаше из кургана Куль-Оба (Крым):
Или же на серебряном сосуде из Частых Курганов (Воронеж):
Однако остается один серьезный вопрос - что же это за предметы? Самые внимательные уже, наверное, обратили внимание на то, что на дне каждой из этих емкостей находятся дырочки.
Таким образом, использование их в качестве сосудов исключается. Тогда для чего же они? И тут самое время вспомнить название поста. Думаю, самые внимательные уже давно задаются вопросом, причем же здесь конопля.
Ответ прост - был проведен химический анализ внутренней поверхности этих емкостей, который показал наличие в составе налета на стенках опиума и конопли. Весьма неожиданный поворот, не правда ли?=) The Independet, опубликовав новость о находке, сразу же обозвала данные предметы "скифскими бонгами". А.Б. Белинский и А.В. Гасс подошли к этому делу деликатнее, предположив, что в этих емкостях готовили опиумосодержащий напиток. Хотя вопрос "Как?" остается без ответа, так что это лишь пока просто рабочая версия. Но поле для размышлений о функционале широко, так что давайте вместе подумаем в комментариях, как же это могло работать.
Ну а если вновь обратиться к Геродоту, то у него же найдем как раз прямые указания на то, что коноплей скифы регулярно баловались: "Взяв это конопляное семя, скифы подлезают под войлочную юрту и затем бросают его на раскаленные камни. От этого поднимается такой сильный дым и пар, что никакая эллинская паровая баня не сравнится с такой баней. Наслаждаясь ею, скифы громко вопят от удовольствия" (IV, 75).
Подводя итоги, попытаемся понять, что же нам важного дают эти удивительные находки. Во-первых, конечно же, дату. Это определенно IV в. до н.э. Что необычно, так как ранее считалось, что к V в. до н.э. скифы окончательно покидают данные территории (Центральное Предкавказье), перемещаясь в сторону Днепра. Но находка вещей подобного уровня явственно говорит о том, что влиятельные и знатные прослойки скифского общества присутствовали здесь вплоть до IV в. до н.э.
О художественной ценности, точнее бесценности, этих произведений искусства говорить дополнительно и не нужно, комплекс из кургана №1 могильника Сенгилеевское-2 стоит наравне с богатейшими царскими скифскими курганами Северного Причерноморья.
Комментарии
Отправить комментарий