Болотный валлаби: животное, которое всегда беременно
Австралийские биологи нашли у болотного валлаби (Wallabia bicolor) удивительную способность: эти звери могут зачать нового детеныша прямо во время беременности. Это не свойственно ни другим представителям семейства кенгуровые, ни вообще каким-либо млекопитающим за исключением зайца-русака (об особенностях размножения читайте во второй части статьи).
Но если даже у зайца есть «периоды покоя», то самки болотного валлаби беременеют непрерывно на протяжении всего своего фертильного возраста. Особой нагрузки на организм это не оказывает: как и все сумчатые, валлаби имеют уникальную репродуктивную систему — две отдельные матки, каждая из которых имеет свои собственные яичники, яйцеводы и цервикальные отверстия. Новый эмбрион развивается в отдельной матке, и когда на свет появляется детеныш, зачатый раньше — младший «замирает» примерно на девять месяцев, ожидая, пока старший брат или сестра не подрастут достаточно, чтобы освободить сумку.
Это явление называется эмбриональная диапауза и характерно для всех кенгуру. Беременность у сумчатых настолько короткая, что она не прерывает обычного цикла эструса. После рождения первого малыша самки быстро беременеют вновь, но пока сумка занята, развитие эмбриона останавливается, и он не потребляет ресурсов.
Отличие болотного валлаби от других кенгуру в том, что они еще больше ускорили этот процесс, исключив паузы. Вся беременность длится до 38 дней, и уже за неделю до родов происходит новое спаривание и новое зачатие. Для чего болотные валлаби эволюционно развили эту тактику — не известно: срок беременности это не увеличивает, то есть детеныши не рождаются крепче, чем у других кенгуровых.
Ученые поясняют, что изучение сумчатых очень интересно с точки зрения эволюции: они долгое время развивались изолированно от других плацентарных млекопитающих, и это позволило им найти интересные решения для выживания. Возможно, ответ на загадку валлаби именно в этом: зачатие за несколько дней до родов позволяет принести за год больше потомства и этим может объясняться многочисленность болотного валлаби — вида, вызывающего наименьшие опасения.
Заяц-русак - Особенности размножения
Время размножения русака зависит от географического района его обитания. На севере первый гон начинается в апреле, в центральных районах - в марте; на юге русаки размножаются и в зимние месяцы, практически - непрерывно (что не означает, конечно, неограниченного числа выводков у отдельно взятой самки). Признаком начала течки самок служат пятна пигментированной мочи (но не оранжевой, как у беляков, а синей). Такие пятна появляются на снегу позже парных следов и являются более точными показателями гона. Самцы разыскивают самок не только по запаху, но и на слух. В вечерние часы можно слышать издаваемые зверьками крики, гоняющиеся зайцы громко стучат на бегу задними ногами. Есть сведения, что русаки «паруются» задолго до самого гона, но нередко составляют добрачные группы из трех и более самцов возле одной зайчихи. При наступлении у нее течки мирные отношения между ее телохранителями сменяются на враждебные. Самцы ожесточенно дерутся - передними лапами, лягаются и задними, нанося соперникам серьезные травмы. В горячке гона порою достается и самке.
Отбивший себе пару самец не оставляет ее без надзора, бегает за ней ночами, днем ложится рядом. Как и беляки, русаки в эту пору встречаются и днем, почти не обращая внимания на людей. Несмотря на длительную подготовку к гону, в центральных областях распространения русака выводки зайчат появляются довольно дружно. Ближе к границам ареала, например в Западном Казахстане, покрытие самок очень растянуто, и зайчат первого помета можно встретить с марта по май включительно. Как и у беляка, повторное покрытие самок в принципе происходит сразу же после родов.
О продолжительности беременности у русака издавна существовали различные мнения. Наблюдения в неволе показали, что она короче, чем у беляка, и составляет иногда 44-46, а иногда и 42-43 дня. Однако имеются сведения и о 50-дневной беременности! В связи с этим охотников часто интересует вопрос о способности вынашивания самкой русака одновременно двух разновозрастных пометов. Как это может быть? В литературе это явление названо суперфетацией (что и означает вынашивание увеличенного числа эмбрионов). Такая особенность самок зайца-русака была подробно описана еще в середине XX столетия. Затем этот факт подтвердился и более поздними исследованиями, представившими неопровержимые доказательства спаривания самцов с уже беременными зайчихами. Кроме того, известно, что обычный для беременных самок физиологический барьер невосприимчивости исчезает к последним 24 ч перед родами. Поэтому можно допустить, что некоторые нетерпеливые самцы могли успешно покрыть еще не разродившуюся самку именно за эти последние сутки. Однако во время опытов выяснилось, что покрытия самок происходили и за 1-5 дней до родов! Пришлось ученым принять факт возможного покрытия беременной самки за несколько дней до родов, учитывая известную в животном мире провоцирующую роль этого акта на восприимчивость самки. Смысл его заключается в том, что именно активность самца (даже внеурочная) настраивает организм самки на овуляцию (продуцирование готовых к оплодотворению яйцеклеток, в данном случае - преждевременное). Очередное оплодотворение, очевидно, не приносит вреда готовому появиться на свет помету. Таким образом, в случаях суперфетации выводок может появиться через 38 дней после предыдущих родов, хотя нормальная продолжительность беременности русака остается порядка 42 дней.
Очень типичная (и выгодная) для зайцев черта - резорбция эмбрионов при ухудшающихся условиях обитания. Поэтому она наиболее велика осенью, к концу периода размножения. В эту пору зародыши полностью рассасываются в теле матери, по-видимому, без всякого для нее ущерба. В итоге, при обычных четырех пометах на самку нашего южного русака, у нее благополучно рождается за сезон всего до десяти зайчат, которых она способна выкормить. Но именно у южных русаков обнаруживались и огромные, как бы сдвоенные выводки в девять зайчат - живые свидетельства потенциальных возможностей этого зверя. Для более северных популяций характерны два помета - весенний (апрель-май) и, как у беляка, более многочисленный летний (июнь-июль). В лесостепной зоне бывает и третий, самый небольшой выводок. За Уралом известен своими крупными выводками каспийский русак, обитающий в Западном Казахстане и приносящий, при всего двух-трех пометах, 10-12 зайчат за сезон.
В отличие от беляка, рождающего зайчат на голом месте (за исключением заполярного), русак часто (но не всегда) устраивает для ранних выводков норы. Иногда первый, апрельский выводок появляется в снежной норе, а не земляной, в этом случае зайчиха самки за несколько дней до родов, учитывая известную в животном мире провоцирующую роль этого акта на восприимчивость самки. Смысл его заключается в том, что именно активность самца (даже внеурочная) настраивает организм самки на овуляцию (продуцирование готовых к оплодотворению яйцеклеток, в данном случае - преждевременное). Очередное оплодотворение, очевидно, не приносит вреда готовому появиться на свет помету. Таким образом, в случаях суперфетации выводок может появиться через 38 дней после предыдущих родов, хотя нормальная продолжительность беременности русака остается порядка 42 дней.
Очень типичная (и выгодная) для зайцев черта - резорбция эмбрионов при ухудшающихся условиях обитания. Поэтому она наиболее велика осенью, к концу периода размножения. В эту пору зародыши полностью рассасываются в теле матери, по-видимому, без всякого для нее ущерба. В итоге, при обычных четырех пометах на самку нашего южного русака, у нее благополучно рождается за сезон всего до десяти зайчат, которых она способна выкормить. Но именно у южных русаков обнаруживались и огромные, как бы сдвоенные выводки в девять зайчат - живые свидетельства потенциальных возможностей этого зверя. Для более северных популяций характерны два помета - весенний (апрель-май) и, как у беляка, более многочисленный летний (июнь-июль). В лесостепной зоне бывает и третий, самый небольшой выводок. За Уралом известен своими крупными выводками каспийский русак, обитающий в Западном Казахстане и приносящий, при всего двух-трех пометах, 10-12 зайчат за сезон.
В отличие от беляка, рождающего зайчат на голом месте (за исключением заполярного), русак часто (но не всегда) устраивает для ранних выводков норы. Иногда первый, апрельский выводок появляется в снежной норе, а не земляной, в этом случае зайчиха остается с малышами, обогревая их своим телом. Тем не менее много ранних пометов погибает от холода. Замерзших зайчат находили и на снегу, и в норе. Скорее всего причиной их гибели явился не холод сам по себе, а разрывание норы и распугивание выводка хищником. Для поздне-весенних пометов русаки роют в оттаявшей земле родильные норы разной глубины, куда самка приходит кормить зайчат. Кормит она их чаще, чем принято у беляков, и дольше остается поблизости от выводка. Именно русачихи проявляют себя самоотверженными матерями, защищая потомство от ворон и луней и стараясь отвлечь на себя внимание более крупных врагов, в том числе и человека. Иногда из кубла (заячьего логова) вместе с выпугнутой зайчихой выскакивает и другой взрослый заяц, очевидно самец. По наблюдениям, в неволе самец не приносит вреда зайчатам (хотя имеются и обратные факты, полученные в период гона).
Нераспуганные русачки держатся своего логова довольно долго и оставляют его уже заметно подросшими. За это время они обгрызают окружающую молодую траву, но, видимо, все еще подкармливаются молоком. Решившись сменить место обитания, молодые зайчики уходят в залежи, посевы и луга. По привычке часть их еще держится вместе, но многие встречаются уже поодиночке (вероятно, из разогнанных или погибших выводков). Половозрелости прибылые русаки, как и беляки, достигают к весне следующего года.
Комментарии
Отправить комментарий