Бородинский бомбовоз
210 лет назад, 4 сентября 1812 года, за три дня до Бородинской битвы, прошли испытания первого в мире дирижабля, спроектированного и построенного в подмосковном имении Воронцово немецким плотником и изобретателем-самоучкой Францем Леппихом. По заявлению Леппиха, его воздушный корабль должен был поднимать аж 50 человек и летать в любом направлении, в том числе - против ветра. Дирижабль планировалось использовать в качестве бомбардировщика в предстоящем генеральном сражении с армией Наполеона.
Для этого Леппих предполагал нагрузить его бочками с порохом и сбрасывать их на вражеских солдат через люки в днище гондолы. Очевидно, эти импровизированные "авиабомбы" снабжались какими-то взрывателями, но об их конструкции ничего не известно. Кроме того, по замыслу конструктора, дирижабль предусматривалось вооружить ракетными установками, однако, с учетом того, что оболочка аэростата наполнялась водородом, это была не самая удачная мысль.
Вверху помещен рисунок дирижабля, сделанный по эскизному наброску самого Леппиха, а внизу - его современная реконструкция (форма "весел" и корабельный штурвал - фантазии художника). Аппарат представлял собой большой баллон грушевидной формы длиной 57 метров. Его покрывала веревочная сеть, к которой подвешивалсь дервянная силовая рама и широкая гондола в виде платформы.
Сзади на горизонтальном шарнире крепился "хвост", служивший рулем высоты, а по бокам - "весла" в виде птичьих крыльев, которые приводились в действие "гребцами", сидящими в гондоле. К сожалению, Леппих не знал, что весельный движитель абсолютно неэффективен для воздушных судов вследствие низкой плотности земной атмосферы.
Таким образом, проект изначально был нежизнеспособным. Любопытно, что сперва Леппих предложил эту "летающую галеру" Наполеону, но тот обозвал его мошенником, выгнал взашей из своего дворца и распорядился выслать из Франции. В этот раз, в отличие от истории с пароходом Фултона, чутье его не обмануло. Потом изобретатель решил попытать счастья в Пруссии, но реакция тамошних властей была аналогичной. Леппиху запретили собирать средства и вести какие-либо работы, а потом приказали покинуть страну.
И только в России энтузиаст воздухоплавания нашел понимание и поддержку. Ему оказал покровительство могущественный московский генерал-губернатор граф Ростопчин. По его ходатайству Леппиху выделили из казны огромные деньги, по разным данным - от 170 до 320 тысяч рублей. На эту сумму можно было построить линкор с полным вооружением и оснасткой. В мае 1812 года, наняв 60 мастеровых - портных, столяров и плотников, Леппих на огороженной и тщательно охраняемой площадке в Воронцовском парке начал постройку своего детища.
К концу августа работы завершились, но результат испытаний оказался удручающим. Гондола и рама получились слишком тяжелыми, а полной герметичности оболочки достичь не удалось. Из-за этого дирижабль, имея на борту всего двух человек, смог взлететь лишь на 10-12 метров, а через несколько минут грузно опустился обратно из-за утечки газа.
До испытаний весел дело не дошло, поскольку аэростат не мог поднять "гребцов", не говоря уж о какой-либо иной полезной нагрузке. Российское военное командование и лично Михаил Илларионович Кутузов постоянно интересовались ходом работ, возлагая большие надежды на леппиховское "вундерваффе". Однако эти надежды оказались напрасными.
Перед сдачей Москвы Леппих и его работники спешно эвакуировались из Воронцово, забрав всё, что удалось вывезти на подводах. Гондолу дирижабля, которая была слишком громозднкой и нетранспортабельной, пришлось сжечь. Перебравшись в Санкт-Петребург, изобретатель возобновил работы в Ораниенбауме.
В 1813 году он построил там второй дирижабль меньших размеров, изображений которого не сохранилось. Согласно отчету генерала Вандомского, с этим аэростатом Леппих "делал несколько раз опыты и поднимался на привязях не свыше 5-ти или 6-ти сажен от земли, но лететь против направления ветра не мог".
В конце концов, всем стало ясно, что проект неудачен, к тому же, война с Наполеоном шла к успешному завершению, поэтому интерес к работам Леппиха окончательно угас. Выделенные ему средства списали в убытки. Но, судя по всему, немалую часть денег изобретатель "сэкономил", поскольку в 1814 году, уехав из России, он купил большое поместье в Баварии.
Там он продолжил занятия изобретательством, запатентовав машинку для маникюра и станок для изготовления гвоздей. Но в 1819 году Леппих неожиданно продал имение и выехал в неизвестном направлении. Больше о нем ничего не известно.
Несмотря на провальный итог леппиховской эпопеи, его воздушный корабль обладал целым рядом приоритетов. Во-первых, на момент постройки он являлся самым крупным аэростатом в мире. Во-вторых, как уже говорилось, это был первый в мире дирижабль и первый дирижабль полужесткой конструкции.
Второй летательный аппарат подобной конструктивно-силовой схемы появился во Франции лишь спустя 90 лет. В-третьих, Леппих первым предложил использовать управляемый аэростат для бомбардировки. Наконец, в-четвертых, это был первый летательный аппарат обтекаемой формы. Ранее все аэростаты делались в форме шара, перевернутой капли или гриба.
А мог ли проект Леппиха в принципе увенчаться успехом, если бы он применил более качественный материал для оболочки, не перетяжелил гондолу и вместо весел использовал винт? Об этом - следующая заметка.
Комментарии
Отправить комментарий