"Чтобы нас похоронить, извести всех знакомых"
В «Нарвскую Газету» пришло письмо из Санкт-Петербурга от Ольги Николаевны Батыревой (в девичестве Егги), приславшей короткие воспоминания об эстонцах, разделивших участь жителей осажденного Ленинграда. Ольга, являющаяся потомком одной из эстонских семей, проживавших в обычной ленинградской коммуналке, записала воспоминания своей соседки Натальи Симсон (ныне Кришталь), дочери Леонида Симсона, тоже эстонца, оказавшегося с супругой, как и другие тысячи ленинградцев, в блокадном кольце.
В 1942 году Наталье было 14 лет. Она проживала в той квартире вместе со своими родителями.
Из истории
22 июня 1941 года Германия напала на СССР. В первые 18 дней наступления главный ударный кулак войск, нацеленных на Ленинград, — 4-я танковая группа с боями прошла более 600 километров (с темпом 30—35 км в сутки), форсировала реки Западная Двина и Великая. 5 июля части вермахта заняли город Остров в Ленинградской области. 9 июля был занят Псков, находящийся в 280 километрах от Ленинграда. От Пскова самый короткий путь к Ленинграду проходил по Киевскому шоссе, идущему через Лугу.
8 сентября солдаты группы «Север» захватили город Шлиссельбург (Петрокрепость), взяв под контроль исток Невы и блокировав Ленинград с суши. С этого дня началась длившаяся 872 дня блокада города.
Только за пять месяцев, с января по май 1942 года, в осажденном гитлеровцами Ленинграде умерло наибольшее количество жителей – 441 тысяча, в том числе более 21 тысячи детей. Всего же за годы блокады в Ленинграде погибло, по разным данным, от 600 тысяч до 1,5 млн человек. На Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Только 3 процента из них погибли от бомбежек и артобстрелов, остальные 97 процентов умерли от голода…
Воспоминания Натальи Симсон
В 1942 году от недоедания умирали и жители коммунальной квартиры №12 дома 21 по улице Теряевой. В последние дни эти люди думали не о себе, а о своих близких. Вот что вспоминает о тех тяжелых временах 88-летняя Наталья Симсон, пережившая кошмарные дни блокады.
«На Петроградской стороне жило много эстонцев. Только в нашей квартире по улице Теряевой, 21 проживали три эстонских семьи и одна русская.
В 1942 году, в апреле, в семье Егги умерли Наталия Ивановна (39 лет) и ее дочь Людмила (17 лет). В семье Симсон все трое чудом остались живы. В семье Сельге в январе 1942 года умерли все: Эдуард Петрович Сельге (38 лет), его жена Мария Юрьевна (37 лет), их сын Евгений (14 лет). В русской семье Гордеевых двое погибли, остался один человек.
Я, Симсон Наталья Леонидовна, жива и часто перечитываю завещание, которое написал мне отец в те страшные годы. Он лежал истощенный, как и моя мать, но с ясной головой. В свои молодые еще 39 лет он понимал, что я, 14-летняя девочка, могу остаться одна. Вот оно, это завещание».
Завещание отца
«Для того, чтобы нас похоронить, извести дядю Сашу, дядю Сережу и всех знакомых. Если холодно будет, живи в комнате у тети Муси или у Тамары. Если тепло, то в своей комнате — приведи ее в прежний идеальный порядок.
Средства к существованию: ходить в техникум до конца учебного года, а там устроиться на работу. Папины вещи все продать. Постараться удержать за собой комнату до 16 лет. Потом поменять комнату на жилплощадь 16-18 квадратных метров с паровым отоплением.
Вещи крупные продавать в крайнем случае — только менять на съедобное. В комнату подруг и чужих людей, кроме Тамары, не прописывать. Все вещи храни, как хранила мама: «Трудно нажить, но легко прожить». Помни папино наставление: «Что глазами видишь — не покупай. «Зарись» на дешевое, но сытное, а не на дорогое и сладкое».
Если случится какая-нибудь перемена в правительстве или если тебя выгонят из ленинградской квартиры, надо поехать на лето в Кингисепп, собрать подписи старожилов и во что бы то ни стало получить дом дяди Рудольфа, так как он родовой по Симсоновской фамилии. Летом обеспечить себя продуктами на зиму. Ни в коем случае не выходить замуж раньше 22 лет. Мужа найти здорового, судить не только по физиономии (маленькие и хилые мужчины никуда не годны). Постарайся учиться долго и получить специальность, чтобы не зависеть от мужа.
Анна Ивановна и Леонид Эдуардович Симсон, 1942 г.»
Ольга Николаевна Батырева приписала от себя к этим воспоминаниям собственные. Вот они:
«Леонид Эдуардович Симсон — наш сосед. Я его хорошо знала. Это был редкой интеллигентности человек. Он был радиолюбителем, сам собирал радиоприемники, был фотографом, прекрасно рисовал, был страстным шахматистом. Словом, талантливым человеком, мастером на все руки. Он выжил, но сколько таких замечательных людей, в том числе и моего любимого отца — Николая Петровича Егги, умершего в 39 лет, — мы потеряли!»
Ровно через неделю в редакцию пришло второе письмо от Ольги Николаевны Батыревой, в котором она рассказала о судьбе еще одного своего соседа по питерской коммуналке — мальчика с эстонскими корнями Жени Сельге. Ниже предлагаем читателям и это описание жительницы блокадного Ленинграда.
«Яйцо для Жени»
«Мой друг детства и сосед по квартире Женя играл со мной во все игры, даже в куклы. В свои шесть лет он умел хорошо читать, а я, его ровесница, не умела. Частенько, когда взрослые не находили времени почитать мне книжку, Женя никогда не отказывался и читал с выражением.
Вместе мы пошли в школу. И тут он преуспел: тетрадочки у него всегда были чистыми, аккуратными, без помарок и клякс, пестрели «пятерками». На его письменном столе порядок был идеальным: все нужное лежало под рукой и на своих местах.
Частенько мы со старшей сестрой Люсей бегали к нему: то за карандашиком, то за линейкой. Мама нас стыдила: «Как не стыдно! Девочки, а бегаете к Жене, какие вы несобранные…». Нам было стыдно, но мы, увы, не менялись.
Началась война. Когда нам с Женей было 13 лет и мы перешли в седьмой класс, школа уже не работала. Мы, как и все другие подростки, дежурили на чердаке, у подъездов, таскали песок на чердак, стояли в очередях за хлебом, тушили зажигалки на крыше.
Но голод давал о себе знать. Однажды, придя на кухню, я увидела, что Женя, запустив руку в нашу кастрюлю, вытаскивает картошку и ест. Я в страхе убежала в свою комнату, но никому ничего не сказала. А сама все думала, как же он, такой аккуратист, мог это делать. Я тогда не все знала, нам не все говорили…
Оказалось, Женин отец, Эдуард Петрович Сельге, перед самой войной попал в тюрьму, а в начале войны его, как и многих других, выпустили. Но тюрьма истощила отца Жени, а паек был мал, и они всей семьей рано начали испытывать голод. В январе 1942 года Эдуард Петрович умер. В том же месяце вслед за мужем умерла мать Жени — Мария Юрьевна. Женя лежал в комнате еще живой, а трупы родителей отнесли в ванную комнату.
Неожиданно появился дядя Жени Борис Сувви, который принес племяннику яйцо. Это было чудо! Женя немного оживился. Но чудо-яйцо было твердым, как камень. Оно было замороженным. Температура на улице в те дни стояла под минус 25 градусов, в комнате было немногим теплее. Нужно было ждать, когда яйцо оттает. И Женя терпеливо ждал, не сводя с яйца глаз. Женя не дождался, он умер в январе 1942 года. Яйцо оставалось замороженным.
Вслед за семьей Сельге в апреле начали умирать и члены нашей семьи Егги. Моя 17-летняя сестра Людмила умерла 9 апреля, а моя мама Наталия Ивановна умерла 11 апреля 1942 года.
Я, Батырева Ольга Николаевна (по отцу — Егги), жива до сих пор и пишу эти печальные трагические воспоминания.
Из истории
Только 12 января 1943 года в ходе операции “Искра” начался прорыв кольца блокады Ленинграда. 67-я армия Ленинградского фронта и 2-я ударная армия Волховского фронта перешли в наступление и к исходу дня продвинулись на три километра навстречу друг другу с востока и запада. Несмотря на упорное сопротивление противника, к исходу 13 января расстояние между армиями сократилось до 5—6 километров, а 14 января — до двух километров.
18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились в районе рабочих посёлков № 1 и 5. В этот же день был освобождён Шлиссельбург и очищено от противника всё южное побережье Ладожского озера. Пробитый вдоль берега коридор шириной 8—11 километров восстановил сухопутную связь Ленинграда со страной. За семнадцать суток по берегу были проложены автомобильная и железная (так называемая «Дорога победы») дороги.
К моменту прорыва блокады в городе оставалось около 800 тысяч человек гражданского населения. Многие из этих людей в течение 1943 года были эвакуированы в тыл.
И только в январе 1944 года началось полное освобождение Ленинграда от вражеской блокады.
14 января войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов начали Ленинградско-Новгородскую стратегическую наступательную операцию. К 20 января соединения Ленинградского фронта разгромили красносельско-ропшинскую группировку противника, а части Волховского фронта освободили Новгород.
Подготовила к публикации Наталья СОБОЛЕВА, "Нарвская газета"
Чтобы помнили: Блокада Ленинграда
Блокада Ленинграда длилась ровно 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности.
Через много лет после прорыва блокады Ленинграда многие историки, да и простые обыватели, задавались вопросом — можно ли было избежать этого кошмара? Избежать — видимо, нет. Для Гитлера Ленинград был "лакомым куском"- ведь здесь находится Балтийский флот и дорога на Мурманск и Архангельск, откуда во время войны приходила помощь от союзников, и в том случае, если бы город сдался, то был бы разрушен и стёрт с лица земли. Можно ли было смягчить ситуацию и подготовиться к ней заранее? Вопрос спорный и достоин отдельного исследования.
Первые дни блокады Ленинграда
8 сентября 1941 года, в продолжение наступления фашистской армии, был захвачен город Шлиссельбург, таким образом кольцо блокады замкнулось. В первые дни мало кто верил в серьёзность ситуации, но многие жители города начали основательно готовиться к осаде: буквально за несколько часов из сберкасс были изъяты все сбережения, магазины опустели, было скуплено всё, что только возможно. Эвакуироваться удалось далеко не всем, когда начались систематические обстрелы, а начались они сразу же, в сентябре, пути для эвакуации были уже отрезаны. Существует мнение, что именно пожар, произошедший в первый день блокады Ленинграда на бадаевских складах — в хранилище стратегических запасов города — спровоцировал страшный голод блокадных дней. Однако, не так давно рассекреченные документы дают несколько иную информацию: оказывается, как такового "стратегического запаса" не существовало, так как в условиях начавшейся войны создать большой запас для такого огромного города, каким был Ленинград (а проживало в нём на тот момент около 3 миллионов человек) не представлялось возможным, поэтому город питался привозными продуктами, а существующих запасов хватило бы лишь на неделю. Буквально с первых дней блокады были введены продовольственные карточки, закрыты школы, ввелась военная цензура: были запрещены любые вложения в письма, а послания, содержащие упаднические настроения, изымались.
Блокада Ленинграда — боль и смерть
Воспоминания о блокаде Ленинграда людей, переживших её, их письма и дневники открывают нам страшную картину. На город обрушился страшный голод. Обесценились деньги и драгоценности. Эвакуация началась еще осенью 1941 года, но лишь в январе 1942 года появилась возможность вывести большое количество людей, в основном женщин и детей, через Дорогу Жизни. В булочные, где выдавался ежедневный паёк, были огромные очереди. Помимо голода блокадный Ленинград атаковали и другие бедствия: очень морозные зимы, порой столбик термометра опускался до — 40 градусов. Закончилось топливо и замёрзли водопроводные трубы — город остался без света, и питьевой воды. Ещё одной бедой для осаждённого города первой блокадной зимой стали крысы. Они не только уничтожали запасы еды, но и разносили всевозможные инфекции. Люди умирали, и их не успевали хоронить, трупы лежали прямо на улицах. Появились случаи каннибализма и разбоев.
Жизнь блокадного Ленинграда
Одновременно с этим ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Мало того: Ленинград помогал армии, выпуская военную продукцию — заводы продолжали работать и в таких условиях. Восстанавливали свою деятельность театры и музеи. Это было необходимо — доказать врагу, а, главное самим себе: блокада Ленинграда не убьёт город, он продолжает жить! Один из ярких примеров поразительной самоотверженности и любви к Родине, жизни, родному городу является история создания одного музыкального произведения. Во время блокады была написана известнейшая симфония Д.Шостаковича, названная позже "Ленинградской".
Вернее, композитор начал её писать в Ленинграде, а закончил уже в эвакуации. Когда партитура была готова, её доставили в осаждённый город. К тому времени в Ленинграде уже возобновил свою деятельность симфонический оркестр. В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета! Все блокадные дни работало ленинградское радио, которое было для всех ленинградцев не только живительным родником информации, но и просто символом продолжающейся жизни.
Дорога Жизни — пульс осаждённого города
С первых дней блокады своё опасное и героическое дело начала Дорога Жизни — пульс блокадного Ленинграда. Летом — водный, а зимой — ледовый путь, соединяющий Ленинград с "большой землёй" по Ладожскому озеру. 12 сентября 1941 года в город по этому пути пришли первые баржи с продовольствием, и до поздней осени, пока штормы не сделали судоходство невозможным, по Дороге Жизни шли баржи. Каждый их рейс был подвигом — вражеская авиация беспрестанно совершала свои бандитские налёты, погодные условия часто тоже были не на руку морякам — баржи продолжали свои рейсы даже поздней осенью, до самого появления льда, когда навигация уже в принципе невозможна. 20 ноября на лёд Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз. Чуть позже по ледовой Дороге Жизни пошли грузовики. Лёд был очень тонким, несмотря на то, что грузовик вёз только 2-3 мешка с продовольствием, лёд проламывался, и нередки были случаи, когда грузовики тонули. С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой весны. Военно-автомобильная дорога № 101, как назвали эту трассу, позволила увеличить хлебный паёк и эвакуировать большое количество людей. Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу.
Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Теперь на берегу Ладожского озера находится музей "Дорога жизни".
Детский вклад в освобождение Ленинграда от блокады. Ансамбль А.Е.Обранта
Во все времена нет большего горя, чем страдающий ребёнок. Блокадные дети — особая тема. Рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и мудрые они изо всех своих сил наравне со взрослыми приближали победу. Дети-герои, каждая судьба которых — горький отзвук тех страшных дней. Детский танцевальный ансамбль А.Е. Обранта — особая пронзительная нота блокадного города. В первую зиму блокады Ленинграда много детей было эвакуировано, но несмотря на это по разным причинам в городе оставалось ещё много детей. Дворец пионеров, расположенный в знаменитом Аничковом дворце, с началом войны перешёл на военное положение. Надо сказать, что за 3 года до начала войны на базе Дворца пионеров был создан Ансамбль песни и танца. В конце первой блокадной зимы оставшиеся педагоги пытались найти в осаждённом городе своих воспитанников, и из оставшихся в городе ребят балетмейстер А.Е.Обрант создал танцевальный коллектив. Страшно даже представить себе и сопоставить страшные блокадные дни и довоенные танцы! Но тем не менее ансамбль родился. Сначала ребят пришлось восстанавливать от истощения, только потом они смогли приступить к репетициям. Однако уже в марте 1942 года состоялось первое выступление коллектива. Бойцы, успевшие повидать многое, не могли сдержать слёз, глядя на этих мужественных детей. Помните, сколько длилась блокада Ленинграда? Так вот за это немалое время ансамбль дал около 3000 концертов. Где только не пришлось выступать ребятам: часто концерты приходилось заканчивать в бомбоубежище, так как по несколько раз за вечер выступления прерывались воздушными тревогами, бывало, юные танцоры выступали в нескольких километрах от передовой, а чтобы не привлекать врага лишним шумом, танцевали без музыки, а полы застилали сеном. Сильные духом, они поддерживали и вдохновляли наших солдат, вклад этого коллектива в освобождение города трудно переоценить. Позже ребята были награждены медалями "За оборону Ленинграда".
Прорыв блокады Ленинграда
В 1943 году в войне произошёл перелом, и в конце года советские войска готовились к освобождению города. 14 января 1944 года в ходе общего наступления советских войск началась заключительная операция по снятию блокады Ленинграда. Задачей было нанести сокрушительный удар по противнику южнее Ладожского озера и восстановить сухопутные пути, связывающие город со страной. Ленинградский и Волховский фронты к 27 января 1944 года с помощью кронштадской артиллерии осуществили прорыв блокады Ленинграда. Гитлеровцы начали отступление. Вскоре были освобождены города Пушкин, Гатчина и Чудово. Блокада была полностью снята.
Блокада Ленинграда — трагичная и великая страница российской истории, унесшая более 2 миллионов человеческих жизней. Пока память об этих страшных днях живёт в сердцах людей, находит отклик в талантливых произведениях искусства, передаётся из рук в руки потомкам — такого не повторится! Блокаду Ленинграда кратко, но ёмко описала Вера Инберг, её строчки — гимн великому городу и одновременно реквием ушедшим.
Комментарии
Отправить комментарий