Десять фактов о покушении на Брежнева
Ровно 52 года назад, 22 января 1969 года, было совершено покушение на Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева.
Виктор Ильин во время следственного эксперимента
Во время торжественной встречи космонавтов лейтенант Советской Армии Виктор Ильин стрелял в кортеж автомашин, рассчитывая убить Генсека. Он выпустил 16 пуль из двух пистолетов Макарова в машину, где ехал похожий на Генсека космонавт Георгий Береговой. Шофёр Илья Жарков, залитый кровью, выпустил руль (позднее он скончался в больнице). Могла произойти авария, но один из космонавтов сумел взять на себя управление автомобилем и припарковал его к обочине. Ветровое стекло лопнуло под выстрелами, Берегового легко ранило осколками в лицо, а Николаеву — оцарапало пулей спину. Ильина по закону, конечно, могли расстрелять, но его пощадили, признали невменяемым. Хотя ему пришлось провести долгие годы в больнице, но в 1990 году он вышел на свободу. Жив и сейчас.
2. Какая была реакция на это событие?
Реакция самого Леонида Ильича Брежнева, в частной беседе (по рассказу его жены Виктории Петровны):
3. Реакция советской печати. Некоторые считают, что о покушении не сообщалось официально. Нет, сообщалось, как в центральной, так и в областной прессе было помещено сообщение:
4. Реакция советского/антисоветского фольклора:
1). Сообщение ТАСС: «Сегодня было совершено покушение на Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева. Пуля попала ему в лоб и рикошетом убила шофёра. Леонид Ильич не пострадал».
2). На допросе лейтенанта Ильина:
— И ничего ты не добился, а себя загубил. Тоже снайпер нашёлся!
— Попробуй попади, когда все рвут из рук пистолет, и каждый просит: «Дай мне, дай мне стрельнуть!»
3). Маршалу Будённому рассказывают, что в Брежнева стреляли.
— Попали?
— Нет, мимо.
— Издалека стреляли?
— Нет, в упор.
— А сабелькой пробовали?
4). — Чем занимается КГБ после покушения лейтенанта Ильина у Боровицких ворот?
— Розыском его младшего брата Владимира.
— Почему?
— Потому что, узнав о поступке старшего брата, он, по оперативным сведениям, сказал: «Мы пойдём другим путём!»
Последний анекдот в 1969 году был понятен слушателям без пояснений, а теперь, вероятно, требует их. Дело в том, что «В. Ильин» — один из известных псевдонимов Ленина. Ну, а фраза «Мы пойдём другим путём!» была сказана Владимиром Ильичём, когда он узнал о неудачном покушении старшего брата на царя Александра III, за которое Александра Ульянова казнили.
5. Покушение произошло почти что в прямом эфире. Уже в момент встречи телезрителям стало ясно, что случилось что-то непредвиденное. Последними словами диктора, которые они услышали, были:
— Кортеж правительственных машин приближается к Боровицким воротам, и через несколько минут герои-космонавты будут в Кремле, где состоится торжественная церемония их награждения...
Потом прямой репортаж внезапно прервался. «Телевидение транслировало встречу космонавтов на всю страну, — рассказывал писатель Юрий Борев. — Объектив камеры был направлен на приближающийся автомобиль. И вдруг в кадре замелькали стены домов, крыши, небо — оператор молниеносно вскинул камеру». Через час трансляция продолжилась. Но на торжественной церемонии награждения чувствовалось какое-то беспокойство. Её участники выглядели нервно и встревоженно, они роняли наградные дипломы...
Кадр из сохранившейся записи прямой трансляции встречи космонавтов. Остановившийся из-за ЧП правительственный кортеж
Виктор Ильин сразу после покушения, находится без сознания
6. Что вообще заставило Виктора Ильина пойти на его отчаянный поступок? Его сослуживцы вспоминали, что он и ранее выражал сочувствие различным террористам и мятежникам. Например, про убийцу президента США Джона Кеннеди он как-то заметил с восхищением: «Молодец этот Ли Харви Освальд! Всего один выстрел — и знаменит на весь мир». Другой раз спросил: вот в Африке офицеры едва ли не ежемесячно устраивают государственные перевороты, возможно ли такое у нас? Впрочем, Ильин сильно переживал из-за того, что по его вине погиб шофёр. Однако свои убеждения Ильин сохранял и позднее. В 1977 году, во время всенародного обсуждения «брежневской» Конституции, предложил дополнить её такой статьёй: «Каждый член общества имеет право на террористический акт в случае, если партия и правительство ведут политику, не соответствующую Конституции».
Виктор Ильин жив и посейчас, но он избегает давать интервью. Вот выдержки из интервью, которое журналистам с трудом удалось у него получить в 2019 году, к 50-летию покушения.
«Сейчас Виктору Ильину 71 год. Бывший военный живет один в спальном районе Петербурга. Его квартира находится на первом этаже и сразу бросается в глаза. Старая металлическая дверь, неумело врезанный замок. Звонка нет, поэтому мы глухо стучим. Слышится шарканье. Нас встречает интеллигентного вида сухой, но бодрый старичок. Удивлённый пенсионер вопросительно окидывает нас взглядом, но, услышав, что мы журналисты тараторит: «Нет, нет, нет» и захлопывает перед нашим носом дверь.
Виктор Ильин в 2008 году
— Виктор Иванович, 50 лет со дня покушения, хотя бы сейчас вы можете рассказать о своем преступлении, — в отчаянии кричим мы. Тут удалявшиеся шаги остановились.
— Я пытался говорить правду, это всё бесполезно, бессмысленно, — слышится из-за двери. — Спасибо, но вопрос закрыт. Знаете, сколько журналистов меня допытывают? Но я никому не дам интервью.
— Но скажите хотя бы, почему вы решили устроить покушение?
— Понимаете, вы должны сами дать ответ на этот вопрос.
— Вы хотели стать известным?
— Видите, галиматья какая, если люди не могут дать внятный ответ себе, почему я это сделал, то говорить бессмысленно.
— Вы были не согласны с политикой?
— Вот уже близко, и вы сами можете дать ответ.
— Вы были не согласны с партией?
— Не я один был, а очень многие.
— Среди ваших друзей или в стране?
— Это был 70-й год. Кто мог предположить, что через 20 лет этот колосс будет уничтожен. Никто.
— Вы сожалеете?
— Нет, а что сожалеть-то?! История случилась. То, что люди пострадали, это другое дело.
— Вы имеете в виду водителя?
— Не только. Друзья мои тоже.
— Их уволили?
— Кого как. Местные товарищи давили на моих друзей и коллег. Во время следствия один офицер не выдержал и покончил с собой. Это был военный. Его, видимо, хотели приобщить к делу. Он не выдержал давления [тяжело вздыхает].
Виктор Ильин в наше время
— Сколько у вас шла подготовка?
— Примерно с полгода. Основным фактором, который меня подтолкнул, было то, что я получил свободный доступ к оружию. Если бы не обладал этой возможностью, я бы не совершил это преступление. Когда я впервые получил в части доступ и увидел пистолеты, я испытал такой кайф, энергетику. Это хуже наркотика влияет на психику. Ещё в студенческие годы был настроен отрицательно к власти. Я понял, что система меня не устраивает. А потом, когда на гражданке поработал, посмотрел Россию, её нищету. Я понял, что для моей антипартийный работы нужно оружие. Тогда я перешел в армию.
— Под каким предлогом уехали из военной части?
— Просто сбежал. Все вещи уничтожил. Там только оставалась записка с надписью: «Билет в Москву». Её потом чекисты и нашли…
— Что вы делали в Москве?
— 21 января я поехал к своим дальним родственникам. Мы за столом посидели, пришли знакомые. Потом в кино сходили, посмотрели «Братьев Карамазовых». Я же приехал как обычный человек к родственникам, не вызывал подозрений. Поужинали. Лёг спать. За все эти сутки я ни разу не хотел передумать. Утром перекусили, и все поехали по своим делам. Я сказал, что музей хочу посмотреть. Изначально я хотел идти в Кремль в своей военной форме. Но у родственника увидел форму сержанта и попросил её. Сказал, чтобы спокойно пройти к космонавтам. Мне не отказали.
— Почему стреляли именно по второй машине?
— Не только по второй, я предполагал стрелять во вторую и третью. После космонавтов. Но я не учёл, что во второй машине тоже будут ехать космонавты. На всё у меня время ушло 5-7 секунд. Представляете, какое состояние у меня было?! Себя контролировать было практически невозможно.
— В вас въехал мотоциклист, чтобы остановить?
— Нет, меня никто не сбивал, после отстрела патронов прибежали из охраны или местные. Меня обняли и не дали возможности что-то сделать ещё. На какое-то время потерял сознание от перенапряжения на секунд 15-20. Потом быстро усадили в машину и увезли в Кремль, чтобы осмотреть — жив ли я, здоров ли. Мало ли, я яд принял или ещё что.
— Почему у вас патроны остались?
— Не осталось, все 16 пуль я выпустил.
— А в какой машине был Брежнев?
— Если он и был, то в пятой машине. Если он вообще не свернул в Спасские ворота…
— Как вам все удалось провернуть гладко?
— Удачное стечение обстоятельств. Водитель погиб, а космонавты только царапинами отделались. Но вот водитель… Он не должен был ехать. Он был на пенсии уже. Он 45 лет работал водителем в кортеже. Всё, ушел! Но ему в знак благодарности дали в последний раз проехать. Что это, закон подлости? Тут начинаешь верить в дьявольщину.
— Когда вас задержали, вы знали в кого попали, а в кого нет?
— Нет, откуда я мог знать. Там же секунды прошли. Я косвенно потом узнал по разговорам и ситуации, когда допрос начался. Понял, что у меня не получилось. Расстроился, чувствовал опустошённость. [...]
— Когда вы впервые задумались о борьбе с властью?
— Отрицательно начал мыслить в 15-18 лет. Есть разные формы борьбы. Я же историю любил, изучал Голос Америки, БиБиСи слушал о диссидентах. Я не хотел, чтобы наша политика ориентировалась на Запад. Россия имела все возможности — людские и природные, чтобы жить достойно. Но Хрущёв, Брежнев, Ельцин всё просрали.
— Правда, что вы изучали покушение на Кеннеди?
— Ну, смотрел, изучал, анализировал, но я больше интересовался тем, кто его убил.
— Есть мнение, что вы как раз в это время узнали, что вас усыновили?
— Нет, я узнал об этом, когда мне было 11 лет. Меня усыновили ещё младенцем. В какой-то мере это отразилось на мне. Стресс никуда не денешь.
— Вас действительно в это время бросила девушка?
— Ну, была. Но я не хотел себя связывать отношениями. Я понимал, что рано или поздно я сяду. В 19 лет я уже твёрдо выбрал для себя стезю борьбы. Но я был влюбчивый, сам привлекательный, поэтому, естественно, были отношения. Но слава богу, никому жизнь старался не портить. Если расставался, старался сделать так, чтобы виновником был я.
— Вы считаете, что если бы вам всё удалось, это что-то бы изменило?
— Первая личность играет существенную роль. Могло быть чуть лучше, чуть хуже. Каждый рассчитывает на лучшее. Сменить режим хотят, кто с эгоистической точки зрения, кто из благих намерений.
— Какие требования у вас были к власти?
— Многопартийность, выборность, частное предпринимательство.
— А всё-таки, кому из политиков вы симпатизировали?
— Фиделю Кастро, Че Геваре, Кеннеди, его брату Роберту. [...]
— Если бы вы вернулись на 50 лет назад, вы бы это совершили?
— Боролся бы, но, может быть, как-то иначе.
— Сожалеете, что СССР рухнул?
— Да».
7. Были ли выстрелы Ильина как-то связаны с борьбой в верхах?
Из его интервью:
«— Вы думаете, спецслужбы знали о ваших планах?
— На этот вопрос могут ответить только они.
— Главу КГБ Андропова после вашего покушения должны были сместить?
— Смотрите, всё по порядку. Меня после осмотра медиков отвезли в комитет в центральный штаб. Я смотрю, в стороне стоит Юрий Владимирович и рядом с ним секретарь ЦК Константин Катушев. Потом Андропов подошёл и задал несколько вопросов.
— Что спросил?
— «Почему это сделали?». «Что вас заставило?». И потом сказал: «А кого бы вы хотели вместо?». Этот вопрос меня и спас, определил отношение Андропова ко мне. Я знал расклад положений в партии. Я решил столкнуть и стравить руководство. Я знал, что Михаил Суслов — второй человек во власти. И я назвал его. Тогда Андропов спросил: «А почему?». Я ответил, что он наиболее авторитетный, уважаемый, грамотный. И я, видимо, удачно попал. Шла внутриклановая борьба за место под солнцем. И я под горячую руку сунул Суслова в этот котёл. Этими своими словами я очень помог Андропову. Ведь обычно после таких преступлений глава безопасности слетает со своего поста. И Андропов за мой ответ внутренне был мне признателен».
8. Как сложилась дальнейшая судьба Ильина?
«— Вам помог Андропов?
— Здесь вопрос очень интересный. То, что меня не отправили в тюрьму, я должен благодарить Андропова. Есть внутренняя позиция, которая ни для кого не открывается. Он не мог высказывать своё мнение. Была комиссия, экспертиза она признала меня больным и это естественно. Да, на данный момент я был больной. Но болезнь болезни рознь. Статья расстрельная. Но власть понимала, что суда допускать нельзя, тем более, человек больной.
— Вы считаете, на это повлиял Андропов?
— Мне должны были показать кузькину мать. Но её не последовало. Я был в полной изоляции в Казани. Там надзиратели, санитары, контролеры. Но мне повезло, они были прекрасные люди. Я для них был свой. Не испытывал никаких особых затруднений, проблем. Но главное то, что этот режим был создан Андроповым. В психиатрии, знаете, какие методы были? Практиковался электрошок. Но я не пил таблеток, не делал уколы, не получал электрошок. Это были прямые распоряжения Андропова. Я играл с врачами в шашки. Люди там оказались достойные. И потом в Ленинграде местные врачи занимались моей квартирой, пенсией. И когда я вышел из психбольницы, все хотели жаренных фактов. И когда я сказал, что хочу сказать спасибо Андропову, на меня смотрели как на сумасшедшего.
— Пытались после освобождения устроиться на работу?
— Подрабатывал, кем придётся: купил-продал. Меня приглашали многие, хотели использовать моё имя. Были опасные ситуации. И политики, и бандиты. Анархисты, демократы. Обещали золотые горы. Слава богу, я отдавал себе отчёт и не вступал в такое.
— С космонавтами общались потом?
— Да, с Леоновым. Он ко мне претензий не имеет. Он испытал стресс, но не пострадал. Естественно, я извинился. Но кому нужны мои извинения.
— С родственниками погибшего водителя виделись?
— Их надо искать. Сейчас бы уже не хотел найти. Мои извинения только оставят раны, чем принесут облегчение. Если бы я мог помочь им чем-то, то помог бы».
9. Что спасло Брежнева в день покушения? Говорили, что это была проявленная генсеком скромность — он спросил у окружающих:
— А мы-то чего лезем вперёд? Кого чествуют, нас или космонавтов?
После этих слов машина Леонида Ильича повернула к Спасским воротам Кремля, через которые и въехала в крепость. По другим данным, она въехала всё-таки в Боровицкие ворота — но то ли третьей, то ли пятой. Это значит, что сам Брежнев слышал выстрелы и был рядом с местом покушения. Его адъютант Г. Петров рассказывал: «В аэропорту мы перестроились и поехали третьими, уступив второе место в колонне героям дня — космонавтам. Я сидел рядом с водителем. В машине находились Брежнев, Подгорный и Косыгин. Когда наша машина подъехала к Боровицким воротам, услышал выстрелы в Кремле... Сразу дал команду водителю остановиться. Когда выстрелы прекратились, мы обогнули стоящую машину с космонавтами и направились к Дворцу съездов. Всё это произошло за какие-то минуты».
10. Что изменилось бы, если бы план Ильина удался и его пули достигли цели? Прежде всего, Леонид Ильич ушёл бы из жизни во цвете лет. Вероятно, место Генерального секретаря в 1969 году действительно занял бы Михаил Андреевич Суслов. Ведь Суслов был вторым секретарём ЦК, то есть замещал Генсека во время отсутствия, и именно Суслов, по традиции, был первым кандидатом на освободившееся кресло Генсека. Это, конечно, имело бы последствия для СССР и социализма, которые сейчас оценить трудно... Андропову в ситуации такого фиаско спецслужб определённо пришлось бы расстаться со своей должностью. А ещё от выстрелов Ильина легко могли погибнуть космонавты Леонов, Терешкова... В этом случае они ушли бы как легенды советского космоса, как Юрий Гагарин, и мы не узнали бы их постсоветской биографии...
Такие дела...
Комментарии
Отправить комментарий