Директор финской школы о том, почему в стране решили отказаться от изучения школьных предметов
Финское школьное образование считается одним из лучших в мире по мнению многих рейтинговых агентств (к примеру, в рейтинге PISA страна стоит на пятой позиции). А школа Ressu, которая признана передовой в самой Финляндии, вызывает у нас двойной интерес.

Директор школы Лена Лиусваара (Leena Liusvaara) рассказала журналу "The Village", по какому принципу строится процесс обучения в ее школе, зачем ученики изучают не предметы, а явления, и действительно ли Финляндия отказывается от традиционного обучения.
— В чем отличие вашей школы от других финских школ?
— Финляндия только переходит на программу Международного бакалавриата (IB), а наша школа работает по ней уже более десяти лет. За это время мы досконально изучили методологию беспредметного обучения и бихевиаристского метода в образовании. Кроме того, мы активно реализуем междисциплинарный подход. Сегодня финское государство ввело это в общий для всех школ Финляндии учебный план, но мы были первыми.
То есть профессиональные навыки у нас уже наработаны. И я думаю, у нас есть, чем поделиться с другими школами. Более того, я чувствую, что мы обязаны это сделать. Поэтому мы активно сотрудничаем со всеми школами и учителями, которые хотят пройти стажировку у нас. Надеюсь, в ближайшее время все финские школы будут использовать ту же методологию.
— Как вы разрабатывали свою программу?
Мы представили, что ждет нас в будущем. И поняли, что образование слишком отделено от реальной жизни и тем более от той, которую мы прогнозируем через 10–20 лет. Речь идет не только об академических знаниях, которые нужно заучивать наизусть, но и о таких простых вещах, как общение, сотрудничество, забота о своих потребностях или управление собственной жизнью. Вдобавок мы учим детей, как найти инструменты, которые помогут быть творческим человеком. В учебном плане всему этому отводится определенное место — наравне с другими предметами.
В современном изменчивом мире мы хотим, чтобы дети взяли с собой в будущее то, что им действительно пригодится — это навыки прежде всего. Они не меняются с годами. Детей нужно научить, как действовать в разных ситуациях, как оставаться открытым, как ориентироваться в информации.
Мы также поняли, что с ростом потока потребляемой информации мы просто разделяем ее по предметам. При этом часто эта информация оторвана от реальности или быстро устаревает, из-за чего детям сложно выстроить взаимосвязи между содержанием разных предметов.
В СОВРЕМЕННОМ ИЗМЕНЧИВОМ МИРЕ МЫ ХОТИМ, ЧТОБЫ ДЕТИ ВЗЯЛИ С СОБОЙ В БУДУЩЕЕ ТО, ЧТО ИМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПРИГОДИТСЯ — ЭТО НАВЫКИ ПРЕЖДЕ ВСЕГО. Они не меняются с годами. Например, как действовать в разных ситуациях, как оставаться открытым, как ориентироваться в информации
— Как вы выбираете непредметные вещи и явления для изучения?
— У нас нет конкретного списка событий или явлений. Только семь основных навыков, которым мы учим детей на всех уроках. Общение — самый важный из них. При выборе же явления или события мы ориентируемся на то, что происходит в мире. Учителя организуют совместные уроки и вместе с детьми отвечают на вопросы, почему это произошло, как и на что это повлияет, что произойдет дальше в этой ситуации.
Нельзя точно спрогнозировать, что вы будете изучать следующим. Нужно оглядываться на мир, читать новости, смотреть телевидение, слушать радио и быть частью социальной жизни. То есть нужно постоянно находиться в этом потоке. Потому что очень важно понимать, как интерпретировать среду, в которой растут дети. Подобные вещи, к сожалению, невозможно изучить на отдельных предметах, поэтому мы выбрали комплексный подход.
— То есть вы находитесь в постоянном поиске актуальных событий?
— Да. Что-то происходит, учителя рассказывают, что было вчера. Например, несколько лет назад в Финляндии произошла террористическая атака. Никто не мог представить, что такое может произойти в такой маленькой и безопасной Финляндии. И мы просто не можем это игнорировать: мы должны изучать это событие со всех сторон, чтобы понять, что привело к этому и как повторение подобных вещей можно избежать в будущем.
Или мы, например, готовимся к годовщине Дня независимости Финляндии. Здесь совместно участвуют литература, история, география и, возможно, другие предметы. Такие явления мы планируем заранее, изучаем их. Есть, правда, вещи, которые нельзя спланировать, их мы просто включаем в годовой учебный план.
В ФИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ЕСТЬ ОДНА ХОРОШАЯ ВЕЩЬ, ОНА НАЗЫВАЕТСЯ «ДОВЕРИЕ». Правительство доверяет школам, я доверяю своим учителям, учителям доверяют родители. И я это очень ценю и уважаю
— Есть ли какие-то показатели, которые вы используете для оценки эффективности нового подхода в обучении?
— Мы не так давно перешли на новую программу, поэтому сейчас сложно понять, что сильно улучшилось. Сейчас идет много дискуссий по поводу навыков XXI века. Если ли у нас ответы, в какой реальности дети будут жить через 20 лет, 40–50 лет? Скорее всего, они столкнутся с профессиями, которых сейчас нет.
Мы спрашиваем детей, что они хотят делать в будущем? Они говорят «я хочу быть актером», «я хочу быть парикмахером». Да, эти профессии останутся, но появится также огромное количество новых специальностей. А как учиться тому, о чем мы пока совершенно ничего не знаем? Только через навыки. Это такая штука, которая останется на всю жизнь. Учителя не должны слышать от учащихся: «Где мне это пригодится в реальной жизни?» Вот эти формулы, которые мы используем на уроках математики, — так развивается логическое мышление. А исторические факты и анализ событий учат проводит ретроспективный анализ и понимать связи между событиями и явлениями.
Также благодаря применению беспредметного обучения мы формируем связи между предметами и, следовательно, учим мыслить системно. В нашей школе мы это называем глобальным контекстом. Все связано со всем. Это глобальный феномен.
— Как организован процесс обучения в вашей школе?
— У нас немного школьных часов. Ученики младшей школы проводят 20 часов в неделю, в средней школе их может быть больше, до 30. Многие школы вводят блоки по предметам. И мы пытаемся понять, сколько нам нужно уроков по каждому предмету. Учитель сам должен посчитать, сколько ему нужно часов на изучение предмета. Конечно, мы ориентируемся на требования государства: у нас есть определенные рамки, но, как в них работать, учителя решают сами.
В финском образовании есть одна хорошая вещь, она называется «доверие». Правительство доверяет школам, я доверяю своим учителям, учителям доверяют родители. И я это очень ценю и уважаю.
Конечно, у нас есть традиционные уроки и обычные классы со стульями, партами и учителями. Там мы учим детей формальным методам использования технологий: чтению, письму, математике. Для всего этого нужны те же самые инструменты. Мы не можем полностью отказаться от традиционных методов обучения, потому что тогда не будет возможности научить детей базовым навыкам.
ИНОГДА ДЕТЯМ НЕ ХВАТАЕТ НАВЫКА ОБЩЕНИЯ. ТОГДА МЫ УСИЛИВАЕМ ЭТОТ АСПЕКТ, и учителя помогают наладить контакт между учениками. Главное правило: никто не должен оставаться в одиночестве в этом процессе
Но если мы говорим о чем-то более широком, то здесь учителю нужен партнер. Нужно, чтобы учителя сотрудничали, а не просто взаимодействовали. Меня всегда спрашивают, какая разница между взаимодействием и сотрудничеством? Взаимодействуем мы с полицией, когда возникают трудности с подростками. А вот учителя должны сотрудничать, трудиться на общий результат. Поэтому мы специально выделяем время в рабочем графике учителей, чтобы они успевали организовать такие занятия.
— Как ученики реагируют на новую программу, которую вводит сейчас правительство?
— Они становятся более мотивированными, потому что попадают в аутентичную среду, где у них больше реальной возможности учиться. Кроме того, когда мы составляем учебный план на год, мы прислушиваемся к мнению учеников. До утверждения мы приглашаем студенческий совет к дискуссии — так у них есть возможность повлиять на учебный план: что им нравится, что, наоборот, им делать не хочется. И так мы учим наших студентов быть активными гражданами, высказывать свою точку зрения.
— С какими трудностями сталкиваются ученики и учителя, переходя на новую систему?
— Для некоторых учеников поначалу сложно работать в более быстром темпе и задавать вопросы, быть активными. Обычно урок мы строим так: выбираем феномен, разбираем его и спрашиваем детей: «Что лично вы связываете с этим явлением? Что лично для вас это означает?» Тогда ученики задают вопросы и выносят собственные суждения.
Некоторым в этом процессе требуется больше поддержки, они могут не сразу найти какие-то интересные для себя моменты. Учителя должны мотивировать школьников, учить их видеть все аспекты феномена. Чтобы дети чувствовали, что есть действительно что-то, что их интересует в этом явлении. Это помогает поддерживать внутренний мотив к обучению.
Иногда детям не хватает навыка общения. Тогда мы усиливаем этот аспект, и учителя помогают наладить контакт между учениками. Главное правило: никто не должен оставаться в одиночестве в этом процессе.
Как-то много лет назад, когда я только стала директором, я услышала шум в коридоре. Мы были в тот момент вместе с заместителем директора, который проработал в школе 25 лет. Я говорю: «Что это такое! Все разговаривают, никакой дисциплины в школе, так шумно, двери открыты». На что он ответил: «Это звук счастливого обучения». У нас действительно много звуков, голосов, эхо. И это очень красиво.
Комментарии
Отправить комментарий