Эдгар Сависаар выразил поддержку Sputnik Эстония
Бывший премьер-министр и мэр эстонской столицы Эдгар Сависаар стал первым среди политических тяжеловесов своей страны, кто назвал неправильной попытку властей закрыть Sputnik Эстония.
"Я не считаю это правильным, что в Эстонии хотят закрыть канал Sputnik. Массмедиа должно быть свободным, даже если оно нам не нравится. Центристская партия всегда стояла за свободу прессы. Это касается и России, так же как и других стран. Мы не можем молчать о таких вещах", — так написал Сависаар на своей странице в социальной сети Facebook.
Эдгар Сависаар известен своим критическим отношением к современной эстонской политике, в том числе к ее откровенной антироссийской направленности. В бытность мэром столицы страны он всегда выступал за конструктивные отношения и контакты как на муниципальном, так и государственном уровне. При его содействии в Таллинне проходили (и проходят до сих пор) Дни Москвы и Санкт-Петербурга.
Сависаар стал первым видным политиком Эстонии, высказавшимся против преследования сотрудников Sputnik Эстония властями страны.
Ранее свое несогласие с действиями эстонских властей и слова поддержки коллективу Sputnik Эстония выразили профессиональные сообщества журналистов Армении, Абзахии, Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Кыргыстана, Молдовы и России.
В Европейской федерации журналистов, комментируя угрозы уголовного преследования в адрес сотрудников Sputnik Эстония, призвали эстонские власти воздержаться от вольных трактовок санкций ЕС и ненужных ограничений на работу агентства. По словам генерального секретаря Европейской федерации журналистов (EFJ) Рикардо Гутьерреса, речь идет о "чрезмерном толковании" европейских санкций.
Как сообщал Sputnik Эстония, эстонское Бюро данных об отмывании денег Департамента полиции и погранохраны Эстонии настаивает на законности угроз уголовного преследования, поступивших в адрес сотрудников агентства Sputnik Эстония.
Руководитель ведомства Мадис Рейманд заявил, что адресованные сотрудникам Sputnik Эстония письма якобы связаны с санкциями в отношении гендиректора МИА "Россия сегодня" Дмитрия Киселёва.
По его словам, этими санкциями предусматривается заморозка имущества лиц, в том числе юридических, в отношении которых введены ограничительные меры.
Рейманд добавил, что Бюро оповестило физические лица, которые имеют трудовые отношения с МИА "Россия сегодня", о том, что в отношении Киселёва введены подобные ограничения. Ведомство, по его словам, также разъяснило, что "в Эстонии предусмотрено уголовное наказание в случае заведомого нарушения международной финансовой санкции".
При этом Бюро данных об отмывании денег в своем объяснении никак не прокомментировало тот факт, что МИА "Россия сегодня" не содержится ни в одном существующем санкционном списке. Не смущает ведомство и то, что агентство представляет собой российское государственное предприятие, финансы которого не принадлежат Дмитрию Киселёву.
Наконец, Бюро никак не объясняет свое решение отправить письма сотрудникам Sputnik Эстония именно сейчас, хотя санкции в отношении Киселёва действуют с 2014 года.
Sputnik под прицелом: как Эстония пытается угодить своим хозяевам
В советское время говорили, что эстонцы выполняют несовершенные русские законы с немецкой педантичностью, доводя их до абсурда. Теперь это же можно сказать в части правил, навязываемых Эстонии западными союзниками. Гонения на Sputnik Эстония наглядный тому пример.
Жители Эстонии давно привыкли к тому, что власти страны всегда стремятся быть в авангарде — войти первыми в ЕС и НАТО, ввести евро, стать климатически нейтральными и так далее.
При этом желание угодить очередному суверену настолько сильно, что часто это оборачивается убытками для самой республики.
Как многие помнят, и в советское время Эстония радостно рапортовала в Москву о своем опережающем развитии и инициативах в поддержку генеральной линии партии. Теперь аналогичные доклады летят в Брюссель и Вашингтон. И опять мы первые. Более того, временами Эстония в своем рвении превосходит самих "старших братьев". Бежать впереди паровоза и быть святее Папы Римского — отличительная черта эстонских политиков.
Особый путь эстонских властей
В терроре, устроенном властями Эстонии в отношении журналистов Sputnik Эстония, отмеченный стиль поведения просматривается во всей красе.
Не секрет, что попытки ограничить деятельность журналистов международного информационного агентства "Россия сегодня", в состав которого входит Sputnik Эстония, предпринимались в мире не раз, однако кроме стран Балтии, это нигде не приводило к прямому запрету на журналистскую деятельность. Даже в США, которые Эстония считает главным примером для подражания, журналисты российского агентства продолжают работать и за это им никто уголовным преследованием не угрожает.
Кроме США, Sputnik имеет региональные представительства и бюро в разных странах, в том числе в Египте, Китае, Великобритании, Кыргызстане, Беларуси многих других государствах. Ни одна из стран ЕС, кроме Эстонии, не вводила подобных запретительных мер, используя для этого принятые четыре года назад антироссийские санкции.
Эстонские спецслужбы намеренно решили трактовать санкционные решения расширенно, то есть таким образом, чтобы они распространялись не только на прямо указанных в санкционном списке лиц, но и на всех тех, кто каким-либо образом взаимодействует с ними, хотя в соответствующем европейском документе ясно отмечено, что санкции могут применяться лишь персонально к обозначенным в списке лицам.
Уже отмечалось, что в санкционном списке ЕС нет ни агентства "Россия сегодня", ни Sputnik Эстония.
Из работающих в них лиц в списке имеется имя лишь гендиректора МИА "Россия сегодня" Дмитрия Киселева, который не является бенефициаром государственного российского агентства. К такому выводу, в частности, пришел и разбиравший связи Киселева с его работодателем известный британский адвокат Фергус Рандольф, который в своем анализе отметил, что "Россия сегодня" не находится под контролем Дмитрия Киселева, а потому к агентству не должны применяться международные санкции.
Запрет на общение с любым россиянином
Если исходить из общепринятой международной практики, иного подхода и быть не может, так как в противном случае персональные санкции можно было бы перенести практически на любого жителя той или иной страны, гражданином которой является попавшее в санкционный список лицо.
К примеру, международные санкции были наложены на спикера Совета Федерации РФ Валентину Матвиенко, а поскольку, исходя из должностных полномочий, "под ее контролем" косвенно находится все российское государство, означает ли это, что иностранцы не имеют право на заключение сделок ни с одним гражданином России или российской компанией? Получается абсурд, что не мешает властям Эстонии делать то, что они делают.
Вероятно, вводимые эстонскими властями запреты будут оспорены в судебном порядке, но в данном случае ставка явно делается не на юридическую правоту, а на чистую политику и время. Даже если эстонские госорганы проиграют в суде, к моменту рассмотрения дела Sputnik Эстония уже вынудят прекратить полноценную журналистскую деятельность.
Очевидно, в деле Sputnik Эстония республика снова проявила "инициативу", за которую надеется получить одобрение от "старших братьев".
Одновременно она рассчитывает, что в случае негативной реакции со стороны России, те сумеют ее защитить. Если же ответ России окажется слишком болезненным, то у эстонских властей есть привычная отговорка про "агрессивного соседа".
Более того, некоторые эстонские партии будут козырять этим как собственным достижением, ведь в ходе предвыборной кампании, к примеру, политики от правящей Консервативной народной партии (EKRE) прямо обещали закрыть Sputnik Эстония.
Предотвратить данный сценарий могут сейчас лишь международные организации, в которые обратилась с просьбой обратить внимание на преследования Sputnik Эстония Россия. Впрочем, у нас уже давно привыкли слушать рекомендации выборочно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Федор Гусев
Комментарии
Отправить комментарий