Евро: 20 лет спустя
Ровно 20 лет назад в голландском городке Маастрихте прошел исторический саммит, на котором было принято решение о создании Евросоюза и единой европейской валюты. Спустя два месяца лидеры 12 стран подписали Масстрихтский договор.
Одними из основных инициаторов договора были президент Франции Франсуа Миттеран и канцлер Германии Гельмут Коль, стремившиеся к новому этапу европейской интеграции. Сегодня от их преемников Николя Саркози и Ангелы Меркель зависит будущее евро и всего Евросоюза.
Смотрите под катом:
Малоизвестные, но интересные факты о вступление евро в свои права
В первый день нового 2002 года в 12 стран Евросоюза пришла новая валюта. Теперь ею будут пользоваться 300 миллионов человек. Но отказ от национальных денежных единиц, которые подчас существовали столетиями, и переход на евро был делом достаточно сложным.
Начнем с того, что для евро пришлось придумать собственный символ - такого же плана, как уже существующие знаки доллара, фунта стерлингов или иены. Таким символом стала тонкая линия - почти полный круг, перечеркнутый двумя параллельными горизонтальными линиями.
В чем же смысл этого знака? Оказывается, за основу финансовые и политические деятели ЕС взяли греческую букву "эпсилон" - как начальную букву Евросоюза, а линии - ни больше, ни меньше - обозначают твердую веру этих деятелей в устойчивость новой валюты.
Насколько они правы, покажет только будущее, но пока что с момента учреждения три года назад евро потерял в своей стоимости по отношению к доллару целую треть.
Пришлось, конечно, потрудиться и над дизайнерским оформлением евро. И если банкноты для всей системы хождения новых денег одинаковы, то каждой из стран, принявших евро, было предоставлено право самой определить рисунок одной из сторон монет - на другой было решено поместить изображение флага ЕС.
И тут можно сказать, что в выборе рисунка явно проявился национальный характер и традиции страны дизайнеров. Самый изящный рисунок, пожалуй, у итальянцев: они воспользовались мотивами Леонардо Да Винчи.
На других - изображения портиков храмов или деревьев, а самыми унылыми оказались бельгийцы: дальше изображения профиля своего короля их фантазия не пошла.
Возникло немало трудностей и технического порядка. Европе потребовалось пять лет на чеканку 50 миллиардов новых монет. Если все эти монеты поставить друг на друга, то столбик будет в полмиллиона раз выше одного из самых высоких зданий Лондона Кэнэри-уорф, а вес монет, выпущенных только во Франции, в три раза больше веса Эйфелевой башни.
Что касается банкнот, то их пришлось отпечатать значительно меньше - "всего" 14,5 миллиардов. Но зато для их суммарного измерения понадобятся уже не земные, а астрономические масштабы. В самом деле, уложенные в линию, они в пять раз превысили бы расстояние от Земли до Луны. Но всем 12 странам, перешедшим на евро, надо было избавиться и от прежних денег. Ирландцы решили прессовать их в пачки и закапывать на свалках, предназначенных для естественного гниения отходов. Немцы пустят германские марки на топливо для обогревательных систем и цементных заводов.
По странной иронии, старые испанские и ирландские монеты пойдут на переплавку для изготовления британских монет, а ведь Британия пока что от вступления в денежную систему евро воздерживается. Что будут делать с британскими монетами, если это произойдет, знает, видимо, только министр финансов.
Введение евро повлечет за собой и некоторые косвенные последствия. Итальянцам и финнам придется обзаводиться новыми бумажниками потому, что банкноты евро будут намного больше прежних, а это сулит настоящий бум для таких фирм-иготовителей роскошных кожаных изделий, как Louis Vuitton или Gucci, хотя, конечно, многие предпочтут просто засовывать бумажные евро в карманы.
В Италии уже сейчас удвоилась продажа кошельков, получивших название "порто-евро" и предназначенных специально для евромонет. Дело в том, что стоимость итальянских монет была настолько низка, что в кошельках мало кто их держал.
Многие цены из-за пересчета возрастут, и возрастут немало. Немцы, например, с ужасом увидели, что цены проигрывателей DVD увеличились на 35%, и даже такие простые вещи, как блокноты, стали стоить чуть ни на четверть больше.
Ну а как отреагировали на введение новых денег в принявших их странах? Реакция - самая разнообразная. Самый большой энтузиазм проявили люксембуржцы, а вот парижские проститутки пришли в ярость. Одна из них сказала, что получать вместо принятых раньше обычных трехсот франков 45,63 евро - просто безобразие. "Эти новые деньги делают нас дешевыми", - заявила она.
Комментарии
Отправить комментарий