Бутан. Королевство счастливых (док. фильм)
Королевство Бутан — государство в Азии в Гималаях, расположенное между Индией и Китаем. Столица — город Тхимпху. Самоназвание — Друк Юл или Друк Ценден — «страна дракона-громовержца». Бутан — также историческое название сопредельной территории в Индии в штате Западная Бенгалия с центром Калимпонг. Эта территория была отторгнута англичанами от Бутана в XIX веке в результате конфликтов. По одной из версий название «Бутан» происходит от Бху-Уттан (Bhu-Uttan), что в переводе с санскрита означает «высокогорье» или «горная страна». По другой версии, название происходит от Бхот-Ант (Bhots-ant), что означает «край (конец) Тибета» или «юг Тибета».
Это королевство - единственное в мире государство, где существует Министерство счастья. Даже в конституции этой загадочной страны прописано, что главная цель правительства - сделать счастливым каждого своего гражданина. В Бутане даже работает «комиссия по всеобщему народному счастью». А еще Бутан стал первой страной в мире, законодательно перешедшей на органическое земледелие. Также 60% территории отдано под национальные парки, а основой жизни в стране является «традиция». В Бутане «мировое сообщество» на практике обкатывает возможное будущее Земли – экологическую диктатуру.
В мировые СМИ информация о жизни в нищей монархии под названием Бутан попадает редко. А зря. В стране уже 30 лет идёт эксперимент по «устойчивому развитию» под присмотром высоколобых интеллектуалов из Первого мира.
Это небольшая страна с населением 750 тыс. человек, слепленная из нескольких племён англичанами. К примеру, сейчас Бутаном правит лишь пятый по счёту король из династии Вангчуков. Имя этого правителя Джигме Кхесар Намгьял Вангчук (официальный титул – Король Дракон), ему всего 32 года, и он считается самым молодым правящим монархом в мире (до того, как КНДР возглавил диктатор Ким Чен Ын, Кхесар Вангчук был вообще самым молодым высшим правителем в мире).
Как и его папаша по имени Сингье, Кхесар получил хорошее образование в Англии (закончил отделение политологии в Оксфорде). Но несмотря на это, никакой вестернизации в Бутане нет. Более того, оксфордский выпускник, наоборот, старательно насаждает в стране архаику.
К примеру, телевидение в стране было разрешено только в 1999 году, но и сегодня оно представляет из себя склейку из госпрапаганды и буддистских молитв. В госучреждения не только работники, но и посетители обязаны приходить в народной одежде (в дни праздников ВСЁ население должно заматываться в национальные тряпки). Также контролируются стрижки у людей (у мужчин запрещены длинные волосы). Въезд праздных иностранцев в страну ограничен: в год им выдаётся только 10-12 тыс. виз, но простых туристов здесь не ждут: за 1 день пребывания в Бутане иностранец обязан платить в казну 250 долларов. В стране под страхом 10-летнего тюремного заключения запрещён прозелитизм – официально разрешены только две религии: буддизм (75% населения) и индуизм, вот в них и разрешено верить.
Как давно мечтают российские элиты, в Бутане установлена двухпартийная система: одна партия представляет западных бутанцев, а вторая – восточных. Все «крайности» в политике, в виде коммунизма, либерализма, национализма и т.п. – запрещены. Периодически охранка короля (под управлением отставных английских вояк) вылавливает оппозиционеров и бросает их в тюрьмы. Обычный срок нахождения политических активистов до суда в тюряге – 3-4 года, такое длительное заключение оправдывается тем, что оппозиционеров судят «специальные судьи» – они должны иметь высшее образование, а таковых в Бутане – всего 2 судьи.
В соответствии с человеколюбивой буддистской религией, в 1990-е в Бутане была проведена масштабная этническая чистка: из страны были выгнаны 20% населения (около 140 тыс. человек) – этнические непальцы. В Индии до сих пор в лагерях беженцев живут 108 тыс. бутанских непальцев, остальных разобрали западные страны.
Но все эти ужасы бутанской диктатуры нисколько не смущают Первый мир. Наоборот, западные элиты не устают нахвалить жизнь в Бутане, и, более того, многие интеллектуалы внушают своим согражданам, что так, как существует эта тибетская монархия, должны жить и они.
Дело в том, что в Бутане уже почти 30 лет Западом проводится эксперимент по т.н. «устойчивому развитию» («экологическое равновесие»). Со времён парамасонского Римского клуба, Первый мир настойчиво талдычит, что «ресурсы планеты ограничены, и надо жить по средствам». Туда же добавляются экологические страшилки, виновником которых объявлена западная цивилизация – озоновая дыра, глобальное потепление, обмеление водоёмов, опустынивание и т.д. А вот Бутан – это прообраз будущего мира.
Бутан стал первой страной в мире, где в качестве официальной метрики развития общества объявлено «Валовое национальное счастье» (ВНС). Валовый внутренний продукт (ВВП) – это обман, внушают западные интеллектуалы и их кураторы, и нужны другие способы измерения состояния государства.
К слову, ВВП Бутана составляет около 2,5 тыс. долларов на человека в год, и по этому показателю страна является одной из беднейших в мире. Зато в пресловутом ВНС – Бутан на 8-м месте в мире, опережая ВСЕ западные страны (в лидерах по ВНС латиноамериканские страны, к примеру, такие как Колумбия, где 20 лет идёт гражданская война, а власть фактические принадлежит крайне правым и левым боевикам и наркомафии).
Одним из главных параметров в ВНС является экология и «гармония с окружающим миром». И вот с этими параметрами в Бутане всё в порядке. Оптимальным образом жизни человека тут объявлена работа на земле. Но можно было бы и не объявлять: 80% населения тут и так крестьяне, а заводы в Бутане запрещены. Основу экономики составляют ГЭС, они дают 60% экспортной выручки (электроэнергия продаётся в Индию). Промышленная рубка лесов запрещена (только больные и старые деревья). 60% территории объявлены национальными парками, и в них запрещена любая хозяйственная деятельность. За такую любовь к дикой природе западные фонды дают Бутану десятки миллионов долларов ежегодно. В планах короля сделать 80% территории страны неприкосновенной зоной.
Дороги и транспорт тоже объявлены индустриальным злом. В стране насчитывается всего 25 тыс. машин, и ими в основном пользуются чиновничество и высшая знать. Чтобы простолюдину купить машину, нужно доказать, для чего ему она, и 95% заявок на автомобиль отвергаются. Зато перевозка грузов и людей на лошадях и ослах, наоборот, поощряется – и природа в порядке, и круговорот веществ в природе (навоз) осуществляется.
Какие ещё параметры «Валового национального счастья» введены в Бутане?
— Образование на базе интернатов по всей стране. Это примерно как в СССР обстояло дело с обучением северных народов, когда детей забирали из семей и отдавали в отдалённые спецшколы.
— Обязательное обучение английскому языку, использование учителей-добровольцев из западных стран. В основном учителя – западная молодёжь, едущая заодно и за «просветлением» в ашрамы. С них не берутся те самые 250 долларов в день за пребывание в стране, а они бесплатно обучают местную ребятню.
-Ключевые посты в ведомствах «по вопросам модернизации», экологии, медицины и управления отданы иностранцам. Иностранцы обслуживают местную основу экономики – гидроэлектростанции. Местное же население должно либо охранять лес, либо работать на полях.
-Государственное финансирование религиозной деятельности.
-Поддержание чистоты на улицах городов и поселений. Обязательное выращивание цветов перед домом.
— Строительство минимального количество автодорог, и только для связи между крупнейшими дзонгами (буддистскими монастырями), чтобы не повредить окружающей среде.
-Старики после 70 лет отдаются в приюты при монастырях (чтобы не «нагружать семейный бюджет» их детей; пенсий в Бутане нет).
-Полная ликвидация безработицы. Сейчас в стране зарегистрировано всего 6 тыс. безработных (1,5% трудоспособных). Безработных отправляют на общественные работы – в основном сажать деревья в горах, а также охранять их.
-Запрет курения по всей стране, за нарушение – 3 месяца тюрьмы. Употребление алкоголя только по праздникам (15-20 дней в году).
Последнее новшество в рамках «Валового национального счастья» – полный переход на органическое земледелие. С 2013 года в Бутане запрещены пестициды, гербициды, минеральные удобрения. Удобрять землю можно только навозом и прочей органикой. Следить за внедрением органического земледелия будут швейцарцы и англичане. Газета The Guardian уже радуется, что Бутан стал первой в мире «углеродно-нейтральной» страной («сколько из природы берётся, столько в неё и отдаётся»).
«Весь мир сейчас наблюдает за Бутаном, где реализуется модель альтернативной экономики», – умиляется Стивен Паттисон, представитель Англии в международной организации ЮНИСЕФ.
В России очень популярны размышления, что будет, когда в стране закончится нефть, а человечество в развитых странах, освобождённое роботами, будет печатать себе товары на 3D-принтерах. Вот Бутан и будет. В первом мире сохранится вэлфер, а россияне в рамках неолиберально-традиционалистской модели (в правительстве Чубайс, а на улице хоругвеносец) будет ковырять землю и охранять лес.
Но и на Западе «бутанская модель устойчивого развития» предполагает свёртывание демократии и серьёзное ограничение права свободного выбора. Человек теряет субъектность, вместо него появляется обезличенный нарушитель, решившийся закурить или выморить клопа дихлофосом.
Комментарии
Отправить комментарий