Историческая хроника - "Энтузиазм: Симфония Донбасса" (1930) и "Кино-глаз" (1924)
В продолжении вчерашней новости о фильме "Человек с киноаппаратом" еще два фильма от Дзиги Вертова и немного автобиографии этого пионера документалистики.
Давид Абелевич Кауфман родился 21 декабря 1895 (2 января 1896) года в Белостоке (ныне Польша) в семье букиниста Абеля Кушелиовича Кауфмана, владевшего книжным складом и двумя книжными магазинами, и Фейги Гальперн. Учился в музыкальной школе, в Петроградском психоневрологическом институте, в Московском университете. В 1915 году начал использовать псевдоним Дзига Вертов (укр. волчок).
В 1917 году работал в отделе кинохроники Московского кинокомитета. В 1918—1919 годах — составитель-монтажёр журнала «Кинонеделя». С 1920 года — режиссёр-документалист, инициатор выпуска киножурнала «Кино-Правда» (1922—1924 годы). Работал на студиях «Культкино», 3-й Госкинофабрике, Киевской кинофабрике ВУФКУ (1927—1930 гг.), «Межрабпомфильм», ЦСДФ. Автор сценариев нескольких своих документальных фильмов, игрового фильма «Тебе, фронт!» (1942), мультипликационного фильма «Юморески». Автор нескольких статей по теории кино. Фильм «Кино-глаз» в 1924 году получил медаль и диплом Всемирной выставки в Париже. С переездом Вертова на Украину распалась группа «Киноки», руководителем которой он был.
Вертов является режиссёром одного из первых звуковых документальных фильмов «Симфония Донбасса» («Энтузиазм») (1930 г.). Снимает «Три песни о Ленине» (1934), фильм в жанре образной кинопублицистики, который газета «Правда» назвала «Песней всей страны». Фильм «Колыбельная» (1937) посвящен двадцатилетнему пути страны, пройденному после революции. Во время Великой отечественной войны снял фильмы «Кровь за кровь, смерть за смерть» (1941), «Клятва молодых» и «В горах Ала-Тау» (оба 1944), посвященные борьбе советского народа с нацизмом и работе в тылу. Все дальнейшие кинопроекты Вертова отклонялись начальством.
C 1944 года и до самой смерти он работал режиссёром-монтажёром над киножурналом «Новости дня» (всего выпустил 55 номеров).
Дзига Вертов умер 12 февраля 1954 года. Первоначально был похоронен на Миусском кладбище рядом с матерью, в 1967 году перезахоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 6).
«Энтузиазм: Симфония Донбасса», 1931. Первый советский звуковой фильм
Первым отечественным звуковым фильмом стал, как ни странно, фильм документальный. «Энтузиазм: Симфония Донбасса» – фильм Дзиги Вертова о развитии Донбасса в первую индустриальную пятилетку. Помимо деятельности рабочих и их озвученных обещаний выполнить план много внимания уделено антиклерикальной пропаганде. В первой половине фильма молодая девушка слушает радио, параллельно показываются алкаши возле Храма Спаса-на-Крови на Пасху и разрушение церкви в Донбассе. Во второй половине фильма Вертов показывает нам трудовые будни рабочих на заводах и в шахтах, а также из выступления, впервые в истории советского кинематографа записанные с синхронным звуком.
«Энтузиазм» не дотягивает по глубине до «Человека с киноаппаратом», всё-таки Вертов был скован чётко поставленными идеологическими задачами. Однако это не мешает оставаться «Энтузиазму» сильной документальной лентой. Во-первых, Дзига Вертов активно использует свои излюбленные кинематографические приёмы – выразительные необычные ракурсы и сложные наложения. Во-вторых, у картины очень интересный звуковой ряд. Здесь сплетается классическая музыка, марши, песни, выступления рабочих и голос радиоприёмника, целые музыкальные произведения собраны звукорежиссёрами из производственных шумов. СССР с достойным фильмом вошёл в эру звукового кино.
Кино-глаз. Дзига Вертов. 1924 год.
Документальный фильм о новом государстве — СССР. Представляет собой сборник небольших эпизодов о жизни Советского Союза, объединенных в серию «Жизнь врасплох». Большое внимание уделено детям и их пионерской организации. Также показаны кооперативы того времени, слон, борьба с туберкулезом, скорая медицинская помощь, сумасшедший дом, занятия по физике для рабочих. Съемки проходили в Москве и Подмосковье. Фильм очень интересен с исторической точки зрения.1924 год. Кино-разведчик — Дзига Вертов. Кино-оператор — Михаил Кауфман.
«Кино-глаз» — одно из нетленных творений Вертова. Фильм состоит из нескольких частей: жизнь пионеров в лагере, история китайца-фокусника, слон в городе, борьба с туберкулезом, выезд скорой помощи, психиатрическая больница. И, конечно же, Вертов снимал это все не по сценарию, а в живую. Даже лозунг (или по-современному — слоган) звучит так — «Жизнь врасплох». Он задумал подловить куски жизни советского человека даже там, где этот человек и не подозревал о существовании таинственного предмета со стеклянным глазом. Само собой, Вертов, как ярый защитник и почитатель советской власти видел лишь в сем правлении одни плюсы. Но по истечении многих лет, не подозревая того, Вертов открыл глаза зрителю немного в ином ракурсе. Например, такой эпизод. Вожатый пионерского отряда по имени Боря зачитывает пламенные речи о славной жизни великого и могучего Владимира Ильича Ленина, а затем выдает листовки (с изображением вождя) другим пионерам. Те с наиогромнейшим желанием выхватывают их из его рук. В параллельном кадре — маленький мальчик лет четырех. Он, с грязным лицом и открытым ртом, смотрит на своих старших собратьев. Это в понимании Вертова — будущий пионер и продолжатель великих дел Ильича, который завидует «старшикам». Только, спустя много десятилетий это можно воспринять по-иному. Разве это счастливый малец? Он — голодный. Дайте ему хлеба! Для чего эти плевые речевки, когда страна еще долгие годы не будет нормально питаться и переживет еще немало потрясений (тут впору вспомнить голод в Украинской ССР в 1933 году, а затем и репрессии, учиненные приемником Ильича). Но это лишь мое субъективное мнение. А это было тогда, когда следование однотипной политрелигии было неуклонным. Возможно, Вертов — человек сильной натуры, видел все в оптимистичном виде. Это его мнение. Только обращаться с образом, сравнительными объектами и ситуацией у Дзиги Вертова было не отнять. И каждый образ в его понимании и материализации через «стеклянный глаз» (т. е. — камеру под четким управлением оператора Михаила Кауфмана, брата Вертова) был по-своему уникален.
Так, например, история с китайцем Чаном, осевшим в Москве, — это вообще отдельное цирковое выступление, устроенное по умелой вине режиссера. Зритель может наблюдать за тем, как китайский умелец соединяет и разъединяет металлические обручи, сваренные меж собой. То, как Чан достает из-под шляпы белого мышонка. А чтобы зритель уж совсем не оказался под цирковым гипнозом, режиссер в качестве перебивок использует кадры с радостными детьми, которые стали случайными зрителями уличного представления. И чтобы «перебить» меж собой кадры хорошо и правильно — нужен хороший монтажер. И такой у Вертова нашелся (хотя он сам отлично монтировал свои фильмы).
И, вернее, не монтажер. А, простите за грубый каламбур, — «монтажерша». Это Елизавета Свилова, по совместительству — супруга Вертова. И, как известно, фильм рождается на монтажном столе. Вот они его и «родили». Да не просто «родили», а сделали из него настоящий шедевр. В «Киноглазе» впервые был применен, так сказать, обратный монтаж. На экране разделанная мясная туша постепенно превращается в быка, бредущего в стаде, румяные булки превращаются в тесто, в муку, затем в зерно и, наконец, пшеницу.
Съемки с воздуха (прыжок человека с высоченного трамплина в воду), в толпе, прямо в физиономии, резкие крупные кадры, детали. Для рабоче-крестьянского зрителя такие киноштучки были настоящим чудом. До Вертова и Кауфмана российский зритель не видел в кино ничего подобного. Они удивляли, потрясали, шокировали и завоевывали зрительские души. Вот один из лозунгов Вертова: «Да здравствует жизнь, как она есть».
Да уж, «жизнь, как она есть», иногда была совершенно неожиданной. Наверно, до Вертова и Кауфмана никому и в голову не могло прийти устроить съемки в… сумасшедшем доме. А они это осуществили. Да еще как осуществили! Отыскали самые «сливочные» моменты. Стоит только вспомнить улыбчивую дамочку, которая хочет предложить себя мужчинам (ее веселую сумасшедшую физиономию, «крепящуюся» на лысой голове, ее слегка искореженное тело, завернутое в грязное одеяло). И сразу становится смешно. Конечно, не от самой больной, а от сложившейся ситуации, умело пойманной на камеру.
Ко всему прочему, в фильме Вертов применил мультипликацию (см. кадры про пивную). И это было делом еще более неслыханным и невиданным, нежели экспериментальный монтаж.
Фильм не только рассказывает жизнь и цели рабоче-крестьянского народа. «Кино-глаз» является уникальным пособием по киноискусству. И не только документальному.
В 1925 году на Всемирной выставке в Париже «Киноглаз» получил серебряную медаль и диплом, а плакат к фильму и по сей день популярен как символ революционного киноавангарда.
Комментарии
Отправить комментарий