"Золушка" (худ. фильм, цветная версия, полная реставрация изображения и звука)
«Золушка» — советский художественный фильм-сказка, поставленный на Лениградской ордена Ленина киностудии «Ленфильм» в 1947 году режиссёрами Надеждой Кошеверовой и Михаилом Шапиро. Сценарий к фильму написал замечательный драматург Евгений Шварц по мотивам сказки Шарля Перро. Кинопрокат (1947) — 18,27 млн зрителей. Фильм восстановлен в 1967 г. на киностудии "Мосфильм". Цветная версия фильма создана в 2009 году.
Давайте узнаем, как снимался фильм и посмотрим саму цветную версию...
Основа сюжета - старинный сказочный мотив о трудолюбивой Золушке, злой мачехе и ленивых сестрах. Разумеется, Шварцем переработанный и оживленный до уровня комедии, в которой есть и просто юмор, и злая сатира.
До сих пор этот нежный и добрый фильм продолжает радовать и удивлять больших и маленьких. А вы попробуйте не удивиться тому, что к вам в гости приходит волшебница со своим очаровательным пажом и мановением волшебной палочки превращает ваше рубище в бальное платье, а ваши опорки в хрустальные башмачки. Попробуйте просто и естественно усесться в золоченую тыкву, запряженную мышами, и в этой карете поехать на бал к королю. Попробуйте, наконец, танцевать со сказочным королем и влюбиться в волшебного принца. Фильм, который любят и не могут забыть уже три поколения россиян...
Ленинград. 1946 год… Еще свежи воспоминания о блокаде, бомбежках и гибели близких. До сих пор нет вдоволь хлеба, тепла и простого мыла. И в это самое время на киностудии «Ленфильм», где не то чтобы исторического реквизита, даже обычного стула в павильоне не найти, среди разрухи и холода, рождается великолепная сказка!
О рождении замысла одной из лучших советских киносказок Надежда Кошеверова рассказывала: «В сорок четвёртом году, возвращаясь из эвакуации, я встретила в Москве Жеймо. Она сидела в уголке — такая маленькая, растерянная… Я взглянула на неё и неожиданно предложила: „Яничка, вы должны сыграть Золушку…“ Она немного повеселела, и мы тут же отправились к Помещикову, который заведовал тогда Сценарным отделом в Комитете кинематографии.
Возражений у него не было, он только спросил: „А кто напишет сценарий?“ И я, не задумываясь, выпалила: „Шварц“. Разумеется, никакой предварительной договорённости с Евгением Львовичем у меня не было, но, узнав о замысле, он тоже им загорелся и сочинил сценарий в сжатые сроки. 15 мая 1946 года Кошеверова уже получила первый вариант «Золушки». Сценарий писался специально для Жеймо».
Сказочные герои были изображены автором с известной долей иронии. Король то и дело по каждому пустяку отказывается от престола и тут же снова водворяет корону на свою голову. Лесничий до смерти боится своей жены; у неё такой же ядовитый характер, какой у её родной сестры, проглотив которую людоед отравился и умер. А Золушка говорит, что очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь, и мечтает о том, чтобы люди заметили, что она за существо. Сценарий всем понравился, подобрались великолепные актёры.
Создатели фильма пытались добиться разрешения снимать фильм на цветной пленке. По замыслу авторов «Золушка» должна была быть цветной, а никак не черно-белой картиной! Об этом говорят и цветные эскизы костюмов и декораций работы прекрасного ленинградского художника Николая Акимова. Вопрос упирался в материальные ресурсы, которых в разрушенной стране катастрофически не хватало. "Золушка" была снята на черно-белой пленке. Летом 1946 года снимали натуру в Риге. Хотя часто шли дожди, экспедиция была успешной,съёмки успешно продолжились в павильонах «Ленфильма».
На момент съёмок Янине Жеймо было 38 лет (на ее роль пробовалась шестнадцатилетняя балерина Мария Мазун, но безуспешно), мать двоих детей, она была старше обеих "сестер" и утром не могла сниматься, потому что лицо "не такое". Очень следила за собой. Рано ложилась спать, чтобы хорошо выспаться, чтобы мешочков под глазами утром не было. Жеймо перегримировывали на каждый крупный план, чтобы личико было свеженьким.
Рабочий момент.
Костюмы в "Золушке" использовались трофейные, привезенные в 45-м из Берлинского театра. многие работники студии приносили из дома всё мало-мальски "дворцовое" и "придворное" для съемок бальных сцен, часть позаимствовали в Мариинском театре. Оттуда же пригласили балерин для сцены бала. Платья им пошили из занавесок и тюля. а Золушкино платье сооружалось из обрезков, вот только туфельки пришлось делать специально, потому что найти обувь тридцать первого (!!!) размера не смогли. На "Ленфильме" сохранилась одна из "хрустальных" туфелек Золушки. Башмачки 31 размера были сделаны из оргстекла на заказ специально для Янины Жеймо. Ни ходить, ни танцевать в них было невозможно. Реквизиторы разрешали актрисе лишь войти в них "в кадр". Танцевала и ходила по сказочному дворцу Золушка в обычных туфельках, очень похожих на хрустальные.
А вот с декорациями было хуже - собирали из того, что осталось после бомбежек. Художник Николай Акимов, замечательный мастер театра и кино, создал прекрасные эскизы. Кошеверова не случайно пригласила участвовать в подготовке фильма Акимова, своего бывшего мужа. Несмотря на то, что у каждого из них уже была своя личная жизнь, они до конца дней оставались творческими союзниками, понимая друг друга с полуслова. Надежда Николаевна была уверена, что никто лучше Н. Акимова не сможет воссоздать на экране сказочную страну. Более того, она пригласила его вторую жену, актрису Елену Юнгер, на роль одной из сестер Золушки.
Оператор комбинированных съёмок Е. К. Горбачёв во время подготовки макета к фильму «Золушка»
Превосходно воплотила образ мачехи незабываемая Фаина Раневская. Елена Юнгер вспоминала: "С Раневской мне выпало счастье сниматься в картине "Золушка". Ее требовательность к себе не имела границ. Съежившись где-нибудь в углу, прячась от посторонних глаз, она часто сердито бормотала: "Не получается... Нет, не получается! Не могу схватить, не знаю, за что ухватиться..." Во время съемок Фаина Георгиевна очень похудела и, гримируясь, безжалостно обращалась со своим лицом. Подтягивала нос при помощи кусочков газа и лака, запихивала за щеки комочки ваты. Все это было неудобно, мешало... "Для актрисы не существует никаких неудобств, если это нужно для роли", - говорила она." / Из книги Алексея Щеглова "Фаина Раневская. Вся жизнь". 2007./
В течение многих лет, когда Фаину Георгиевну хвалили за женскую роль в фильме "Золушка", она с несвойственным ей смущением говорила: "Лучше меня в этом фильме сыграла Янина Жеймо". Играя Мачеху, Раневская в съемочном коллективе "Золушки", как, впрочем, всегда и везде, стала душой компании. Из рассказа Леонида Ривмана, работника киностудии "Ленфильм": "Фаина Георгиевна была на самом деле не мачехой, а всеобщей мамой. Всех подкармливала, таскала какие-то бутербродики, конфетки. Раневская подбадривала всех участников съемок "Золушки" не только пищей физической, но и духовной. Сколько замечательных шуток при этом исходило от нее!"
Съёмочная группа фильма "Золушка"
По своей привычке, она активно вмешивалась в процесс съемок, изобретая фразы, жесты, аксессуары, способные, по ее мнению, лучше показать ее героиню, усилить ее восприятие зрителями. В своем дневнике она писала: "В сцене, где готовилась к балу, примеряла разные перья - это я сама придумала: мне показалось очень характерным для Мачехи жаловаться на судьбу и тут же смотреть в зеркало, прикладывая к голове различные перья, и любоваться собой".
Сохранился рассказ Янины Болеславны о том, как снимался один из последних эпизодов фильма. "В сценарии Евгения Шварца "Золушка" героиня просто надевала туфельку по приказанию мачехи. Моя Золушка, как я ее представляла, не могла просто из чувства страха или покорности мачехе исполнить приказание. Я долго просила Шварца дописать фразу, объясняющую согласие Золушки надеть туфельку. Но он считал, что для Золушки, которую любят дети всего мира, ничего не нужно объяснять. Этот поступок ничуть ее не унизит. Вслед за драматургом и режиссеры считали, что нечего заниматься отсебятиной.
И тогда я пошла на хитрость. На съемке эпизода с туфелькой Раневская-мачеха начинает льстиво уговаривать Золушку надеть туфельку. Я, Золушка, молчу. Фаина Георгиевна теряется от моего молчания и неожиданно для всех - и для самой себя тоже - заканчивает фразу: " А то я выброшу твоего отца из дома". То есть говорит то, что мне и нужно было. Моя Золушка соглашается, боясь за отца. Присутствующий в павильоне Шварц принял бессознательную "подсказку" Раневской: "Только вы забыли, Фаина Георгиевна, конец фразы: "... и сгною его под забором". Так родилась реплика Раневской, отсутствовавшая в первоначальном сценарии..."
Раневская не хотела и не могла делать мачеху из «сказки». Этюдно она сымпровизировала и знаменитую сцену, как обычно добавив в неё свой текст. «Жалко, королевство маловато, разгуляться мне негде!» И с улыбкой добавила: «Ну ничего, я поссорюсь с соседями, это я умею… Солдаты! Во дворец, за королевской тёщей, босиком, шагом марш!» и решила дополнить песней и бодро заорала: «Эх ты, ворон, эх ты, ворон, пташечка! Канареечка жалобно поет!» Надежда Кошеверова вырезала этот эпизод, а Раневская страшно обиделась: «Можно подумать, что мне часто приходилось петь в кино!»
Алексей Консовский стал самым лучшим принцем на экране,в которого были влюблены почти все девушки Советского Союза, а ведь ему на момент съёмок было 35 лет. Он была женат на актрисе Вере Алтайской, сыгравшей Мачеху в «Морозко», Тетушку-Непогодушку в «Марье-искуснице», старушку-веселушку в сказке «Варвара-краса, длинная коса». До "Золушки" у него были несколько иные амплуа, (Консовский часто играл простых деревенских пареньков). Принц-мальчик, легкий и пластичный. Восседая на подобающем ему месте, он незаметно пускает в придворных бумажные птички и дрыгает ногами от удовольствия произведенным эффектом. Году этак в 80-м к Консовскому на улице подошёл один гражданин в нетрезвом виде и, приглядевшись, произнёс - "Привет,прЫнц!"
Игравший родного отца Золушки Василий Меркурьев всего на пять лет старше Жеймо. Невозможно представить себе советское кино 40-50-х годов без этого актера. А фею вы узнали? Варвара Мясникова, пулеметчица Анка из "Чапаева". Самая красивая фея мирового кино! Игорь Клименков- паж из любимой "Золушки". На момент съёмок ему было 12 лет. Все помнят его вот таким вот улыбчивым, добрым мальчиком, какой смотрит на нас с фотографии. "Юный волшебник" впоследствии создал свой кукольный театр марионеток в Крыму.
Эраст Гарин в 1944 году играл жениха в фильме "Свадьба", где играла и Фаина Раневская. В "Золушке" им опять довелось сниматься вместе. На роль Короля пробовались и другие известные актеры (Ю.Толубеев, К.Адашевский), но режиссер и Шварц предпочли Гарина - он лучше смотрелся в этом комическом и в то же время трогательном образе. Многим зрителям запомнились его слова: "Ухожу! Ухожу в монастырь!" И через пару минут: "Ну, так и быть. Остаюсь на троне... Подайте мне корону!"
Рассказывают, что Шварц, увидев эту игру Гарина, воскликнул: "Уверен, другого короля нам не найти!" Рассказывают о "скандале", возникшем между Раневской и Гариным во время съемок "Золушки". Однажды Эраст Гарин появился в гримерке Раневской в одних кальсонах - то ли по рассеянности, то ли от усталости. Фаина Георгиевна, узрев его, воскликнула: "Хераст, ты хам!" - и влепила пощечину. Гарин так обиделся, что сбежал со съемочной площадки, но не забыв при этом накинуть королевскую мантию.
"Наш король не гол, он в кальсонах", - шептались по этому поводу в съемочной группе. Вскоре беглого короля нашли в находящейся неподалеку пивной в компании с Меркурьевым. Они были пьяны и окружены завсегдатаями пивной, громко с ними общавшимися - разумеется, обращаясь к ним на "ты". Кто-то из завсегдатаев кричал: "Как смеете вы с Королем быть на "ты"? Вам дай волю - и вы с вождями будете на одной ноге!" Меркурьев приложил палец к губам и шепотом, но внятно произнес: "Этого не будет никогда". Об этом кто-то рассказал Евгению Львовичу, на что он сердито ответил: "В моем сценарии этого нет". / Из книги Матвея Гейзера "Фаина Раневская", ЖЗЛ - малая серия, 2010./ Король в исполнении Эраста Гарина и его охрана послужили прототипами для персонажей «Бременских музыкантов».
Роль кучера исполняет непрофессиональный актер (не актер вовсе). Его зовут Василий Сергеев. В то время он служил в конной милиции; и, когда актер, собирающийся играть кучера, по каким-то причинам не смог, кто-то из съемочной группы увидел и пригласил на роль.
Музыку к фильму написал композитор Антонио Спадавеккиа. Песни на стихи Евгения Шварца звучат в исполнении Янины Жеймо, Алексея Консовского и Юрия Хочинского (песня принца: "Не слезами, не мольбами вас не трону, ангел мой. Но надеюсь, сами, сами вы поймёте, что со мной"). В апреле 1947 года съёмки были закончены, а уже 16 мая «Золушка» вышла на экраны страны. Фильм подкупал удивительной, по-детски доверительной интонацией, целомудрием и простотой.
«Золушка» имела успех во многих странах Европы и Азии. Повсюду отмечалась своеобразная трактовка сюжета и талант исполнительницы главной роли. Одна из немецких газет писала: «Янина Жеймо так обаятельна и полна очарования, что мы охотно дали бы ей руку, чтобы она проводила нас в сказочную страну». Нежную и добрую Золушку сравнивали с волшебным эльфом. «Мы знали её или считали, что знали, — писал о Жеймо болгарский журнал, — и всё же мы открываем много нового в ней… Это именно она, Золушка из наших детских сновидений».
Для русского зрителя Золушка – это, прежде всего, крохотная Янина Жеймо с широко распахнутыми глазами, которая, однажды поразив с экрана детскую душу, поселяется в ней уже навсегда. Кто же забудет мачеху – несравненную Фаину Раневскую с ее сакраментальным: «Жалко, королевство маловато, разгуляться мне негде!» или чудаковатого короля в исполнении Эраста Гарина, который, чуть что, стягивает корону и грозится уйти в монастырь, или искреннего мальчика-пажа: «Я не волшебник, я только учусь, но позвольте вам сказать, что дружба помогает нам делать настоящие чудеса!»
Цитаты из фильма:
— А еще корону надел!
— Во дворец босиком за королевской тёщей марш!
— Вот только королевство маловато, разгуляться мне негде!
— Трусы, лжецы, льстецы! Ухожу, ухожу немедленно в монастырь!
— Жаль, королевство маловато, разгуляться мне негде. Ну, ничего, я поссорю соседей между собой – это я умею.
— Зачем мне смотреть на ножку, когда я и по лицу вижу, что это не она!
— Какое сказочное свинство!
— Когда-нибудь спросят: А что вы, собственно, можете предъявить? И никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу – большой и сердце – справедливым.
— Крошки мои, за мной!
— Не мешай нам веселиться, изверг.
— Не плачь. Король – вдовец, мы и тебя пристроим.
— Очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь.
— Познай самое себя и намели кофе на семь недель!
—Давно превратила бы ее в лягушку, но, к сожалению, у старухи огромные связи!
—Я буду... я буду жаловаться королю! Я буду жаловаться на короля!..
—Я не волшебник, я только учусь..
Комментарии
Отправить комментарий