Главный архитектор: «К 2020 году Нарва преобразится»
Строительство парковок на придомовых территориях и сети велодорожек вокруг города, реновирование старых зданий и проекты строительства новых, реконструкция древней части города и новая жизнь памятников архитектуры – подробно об этих и других задачах нескольких подразделений Нарвской горуправы газете "Нарва" рассказал главный архитектор города Иван Сергеев.
- Иван, добрый день! У горожан накопилось много вопросов, связанных с архитектурой и строительством любимого города. Давайте начнем с самого близкого и понятного – жилищного.
- Давайте. Я бы даже сузил этот вопрос до животрепещущего: нужны ли городу и его жителям новые квартиры? Возможно, я один из немногих, кто считает, что – да, нужны, несмотря на то, что квадратных метров «вторички» нарвитянам хватает. Но это все старый фонд, который строился с учетом потребностей человека прошлого, фактически, столетия!
- Чем плохи старые планировки?
- В основном это малогабарит с кухнями максимум 9 квадратов, где людям, чтобы поставить современный гарнитур, нужно переносить стену. А если семья хочет иметь жилплощадь более 60 метров, самый распространенный выход – объединение двух квартир. Так почему бы не предложить желающим готовый продукт, отвечающий всем требованиям?
- Особо страждущие могут построить частный дом и уж там-то сделать все, что душе угодно – ну, если есть средства, конечно.
- Получается, что мы сами толкаем этот сегмент потребителей на строительство собственного дома, хотя это уже другие деньги и просто очень сложное дело! Уверен, что добрая половина таких домовладельцев с удовольствием бы купила просторную видовую квартиру с парой санузлов и, возможно, свободной планировкой, чтобы заниматься только внутренней отделкой, а не закладкой фундамента с отводом подземных вод. Это и дешевле, и проще частного строительства.
- Насколько дешевле? Себестоимость новых квартир высока, плюс прибыль подрядчика, города и риелтора – низких цен здесь точно не будет.
- Зато будет требуемое качество жизни. И кто сказал, что это супердорого? Мы не об элитном клубном жилье пока говорим. В то же время, есть разные способы выхода на рынок. Вспомним, например, компанию Tesla, которая первой увидела коммерческий смысл в электромобилях.
Чтобы протестировать технологию и подняться на ноги, ее создатели начали производство автомобилей высшего ценового сегмента. Заняв на нем прочные позиции, через год они планируют запустить модель, которая будет стоить в три раза меньше. Так же и со строительством: можно построить уникальный комплекс класса люкс на 5 элитных квартир, и потом вложить прибыль в более доступное многоквартирное здание новой серии с удобными планировками. Тут вопрос в том, как девелопер построит свой бизнес-план и какие у него цели.
- Удобство – понятие индивидуальное. Замечали, что люди любят все менять, «улучшать», например зонировать просторное пространство и, наоборот, соединять изолированные помещения? Инстинкт гнездования какой-то.
- Так и есть! На эту тему проведено не одно исследование. Например, в рамках одного знаменитого эксперимента в публичных местах типа парков и городских скверов ставили стулья и наблюдали, как люди себя поведут. Что вы думаете – каждый старался хоть на сантиметр, но свой стульчик подвинуть! Если прокрутить пленку побыстрее, то прям «танец со стульями» получается. Кто-то садился вдалеке ото всех и читал, а кто-то, наоборот, собирал стулья в круг, чтобы собрать компанию. Вот так способом хотя бы минимальной модификации пространства человек создает свой микромир, обустраивает площадку, делая ее «своей». Это очень важно, ведь и город – общий, но в то же время он должен быть «своим», комфортным для каждого. А если возможность выбрать и обустроить пространство под себя так важна, значит, надо ее предоставлять как в публичном пространстве, так и в частном! И я не один так думаю, поэтому сейчас в работе несколько проектов различного типа жилых домов.
- Застройка, надо полагать, возможна только точечная? На квартальную нет ни спроса, ни места.
- Думаю, кварталами можно застраивать только Кренгольм на основании составленной Narva Gate концепции, но все упирается в спрос и невероятные инвестиции. Так что пока речь идет о тактических решениях, места для которых достаточно и в современной части города, и даже в старой. Одним таким жилым комплексом станет, например, территория многострадальной 7-й школы. Уже принято решение об ее сносе, девелоперы начинают процесс детальной планировки. Пожелание города – возведение здания, в котором присутствовала бы общественная составляющая, потому что это важное для города место с панорамным видом на главные достопримечательности региона. Пусть это будет жилой дом, но первый этаж займут рестораны, кафе, магазины. Тем более что ранее были идеи построить здесь концертный зал или школу.
- И когда мы увидим этот объект?
- О сроках сейчас трудно говорить. Это точно не год и не два, но фирма, которая выиграла конкурс, серьезная: люди знают свое дело, у них все получится. Документы о покупке и инвестиционных обязательствах доступны в регистре документов управы, и каждый горожанин может не только ознакомиться с ними, но и повлиять в будущем на процесс детальной планировки. Так что следите за информацией в газетах!
- Как обстоит дело со строительством государственных гимназий?
- Работа над проектами пока в начальной стадии и очень интересна. Обе гимназии – и русскоязычная на 715 человек, и эстоноязычная – на 105– будут построены в центре города, оснащенные в соответствии со всеми современными требованиями. Если все пойдет по плану, то строительство обеих планируется завершить к августу 2020 года.
- А что с реконструкцией старого города?
- Все здесь хорошо (улыбается). Составляем проект реновации Ратуши под здание для горсобрания.
- Постойте, а макет старой Нарвы от Федора Шанцына, да и его самого вместе с мастерской куда?
- Как раз над этим вопросом работаем! Макет – гордость и достояние Нарвы, визитная карточка города, своеобразный туристический продукт. Федора никто не бросил, как раз сейчас подыскиваем ему помещение. Это очень сложно, поскольку для размещения и хранения макета необходимо учесть достаточно жесткие климатические и пространственные требования. Мы ищем зал без колонн с определенной температурой и влажностью. По этой причине отмели, к сожалению, уже не одно здание. Но обязательно что-то найдем, и только тогда возьмемся за реставрацию Ратуши.
- И ее окрестностей?
- Вы и про Стокгольмскую площадь знаете! Да, на облагораживание площади и центра старого города мы совместно с Союзом архитекторов проведем конкурс в рамках программы 100-летия Эстонской республики. В ближайшие пару месяцев пройдет конкурс идей, а потом можно будет планировать дату реализации.
- Это еще не все планы относительно старого города?
- Нет. Через Стокгольмскую площадь на запад от Ратуши будет располагаться здание управы. На востоке от Ратуши, возле полуразвалившегося детского садика, планируется библиотека. Обе идеи сейчас прорабатываются в рамках детальных планировок, о которых я уверен, Вы уже слышали. Еще есть мысль устроить музей под открытым небом.
- А это где? Ну-ка выкладывайте!
- Знаете ступенчатый парк там же, перед Ратушей, где пустырь? В рамках генеральной планировки старого города родилась идея выкопать основания и стены старых домов, там на некоторых сих пор еще даже довоенный цвет сохранился. Ну и мощеные дороги обнажить. Мы увидим настоящий старый город, погребенный под слоями новой жизни. Затем фундаменты можно оформить элегантными павильонами, рассказывающими об истории старого города, парковой зоной; подвалы некоторых старых зданий можно было бы взять обратно в эксплуатацию в качестве галерей и кафе, а те, что этого не позволят – закрыть стеклом, чтобы каждый смог, приблизив лицо к стеклу, окунуться в прошлое.
- Подобное я видела в Таллинне и других европейских городах.
- Закрытые стеклом развалины - да, ничего нового, а вот целый такой комплекс придется поискать. Сейчас туристам, да и большинству жителей нашего же города приходится верить лишь черно-белым фотографиям да гидам, которые, стоя среди хрущевок, рассказывают о самом прекрасном городе во всем Ганзейском пространстве. Ведь эхо от шагов по мостовым помнят только старые нарвитяне, ряды которых, к сожалению, редеют, а для нас с вами старая Нарва – это почти сказка. Полномасштабное ее восстановление практически невозможно, но с появлением такого экспоната есть шанс передать атмосферу.
- Пусть все получится. Теперь давайте снова о современном. Что с обновлением вокзалов?
- За строительство автобусного терминала и территории вокруг вокзала отвечаем мы, за реновацию существующего здания железно- дорожного – Эстонские железные дороги. Поставка на строительство автобусного вокзал была проведена, но нас не устроила цена ни одно- го из участников. Так что придется подкорректировать проект и попробовать еще раз. Тем не менее работы не за горами – за «автобусную» часть возьмемся уже скоро, проект реновации вокзала тоже уже в процессе.
- Нельзя объять необъятное, но ключевое можно хотя бы перечислить. Какие еще городские проблемы решаете прямо сейчас?
- В решении каждой из них участвуют одновременно несколько департаментов, особенно если это касается стратегических объектов, ведь развитие города – командная работа. Но если пробежаться по верхам, то есть вопросы, касающиеся строительства парковок квартирных товариществ, вывоза несанкционированного мусора в городе и в дачных поселках, а для дачников сегодня остро стоит также вопрос узаконивания строений на участках. Активно строятся велодорожки.
А еще вместе со специалистами по охране правопорядка мы пытаемся совладать с незанятыми полуразвалившимися домами, портящими лицо города. К сожалению, мало что можем с ними сделать, потому что это частная собственность, а ведь есть красивые здания, которые руки тянутся отреставрировать – тот же ДК Герасимова.
- Что же делать?
- Договариваться с владельцами, пытаться интегрировать их обратно в город, придумывать зданиям новые назначения.
- Вы идеалист.
- Да нет, не идеалист – просто нужно постоянно думать, двигаться, созидать! Без этого никак. Нужны, конечно, единомышленники, но они есть, и я надеюсь, нас станет больше. Мы живем в уникальном месте, где рукой подать до России и всего несколько часов езды до многочисленных европейских соседей, а у города есть свое лицо, богатейшая история. Какая благодатная почва для развития! Так что никакой это не идеализм, а просто вера в то, что, несмотря на все вызовы и объективные проблемы, Нарва достойна прекрасного будущего, которое зависит от каждого из нас. А если в него не верить, какой смысл жить?
Беседовала Анна Чистоделова, газета "Нарва"
Комментарии
Маниловщина. Насчет "современных квартир" - вообще бред какой-то. У кого есть деньги на такую квартиру, в квартирах обычно не живут. Эти люди живут в своих домах.
Кроме того, все, кто хотел купить себе элитное жилье - его уже купили. Притока богатых иностранцев явно не ожидается. Вероятность, что нарвитяне вдруг массово разбогатеют - нулевая.
Кроме того, все это не дело города, это - дело частных инвесторов. Просто не мешайте тем, кто хочет что-то сделать, не гнобьте их своими нереально высокими поборами и взятками.
Дайте людям возможность выживать, поэтому оставьте в покое простых смертных и их квартиры, дома, дачи и т.д. А в публичных местах творите, что в голову придет.
- К 2020 году Нарва преобразится.
- Страшно представить во что!
Вроде хороший этот новый главный архитектор, за Нарву радеет, за ее историю. Вот только не говорит, что новое улучшенное жилье предназначено будет дляспециалистов эстонской национальности из других, "эстонских" частей Эстонии. И привлекать их сюда будут улучшенными квартирами и хорошими окладами. А для местных и вторичного жилого фонда хватает, это архитектор так и сказал! Мечты у него хорошие - откопать руины старой Нарвы и под стеклянные колпаки их упрятать. Но где взять столько денег? Не так давно власти У-Нарвы тоже мечтали и планировали, но что-то не видно результатов. Деньги за парковку в курортной зоне давно собирают, а новых парковочных мест так и не создали. Паркуются люди, кто во что горазд. А сейчас от бедности не знают с кем слиться, то ли с Нарвой, то ли с Вайвара. Спросили бы главного архитектора, что в Нарве построено не на деньги частного капитала, не на деньги выделенные Евросоюзом и не то, что осталось от Социалистического прошлого? Как родная страна проявила себя в одном из самых крупных своих городов?
Нарва, конечно была прекрасной, но вовсе не была Ганзейским городом.
Среди эстонских городов в Ганезйский союз входили: Таллинн, Тарту, Вильянди и Пярну. Нарва никогда не входила в Ганзейский союз, этому препятствовал Таллинн, который боялся конкуренции.
Вот именно по этому Нарва не преобразилась за последние 25 лет и не приобразится в будущем. Сам город держится на плаву только за счет остатков от промышленности и людского резерва. С такой политикой государства будущего у него нет.
С квартирами и тд все понятно, комментить не буду:)
Вопрос: в конце статьи написано "активно строятся велодорожки" - ГДЕ строятся?
У них ведь это так просто делается! Нарисовали разметку на имеющихся тротуарах, разделив их полосой и "натрафаретив" велосипедик и велодорожки готовы! Помниться Стальнухин
говорил(врал), что в Нарве около 40-ка км велодорожек.Ну...Стальнухин не врал,он ...мечтал!
Дите.
Отправить комментарий