Главный фильм основателя всей кинофантастики — «Путешествие на Луну» (1902)
Кинематограф как технологию изобрели братья Люмьер. Но они были инженерами, далёкими от искусства, поэтому в основном снимали простенькие сценки типа «Прибытия поезда» и «Политого поливальщика». В настоящее искусство визуальных чудес кино превратил Жорж Мельес, директор цирка и знаменитый фокусник.
Он первым понял, какие возможности для его профессии открывает новое изобретение, и начал снимать фильмы-фокусы, фильмы-иллюзии. Он жонглировал собственной головой и заставлял исчезать ассистенток. Его картины отправляли зрителей в заколдованные замки с привидениями, в морское царство и на Северный полюс.
Именно Мельес изобрёл спецэффекты как таковые — от простой остановки камеры, чтобы подменить предмет, до сложных механизмов и конструкций на лесках. А ещё он сразу же подал последователям дурной пример, поскольку вокруг спецэффектов, собственно, и строил каждый фильм. Сюжет в них даже не всегда присутствовал. Не забывайте, всё это был не высокохудожественный театр, а цирк!
Вершиной творчества Мельеса стало «Путешествие на Луну» — первый научно-фантастический фильм в истории (не будем считать 40-секундный ролик «Механический мясник», где всего-навсего показана необычная машина). Правда, ни о какой науке режиссёр, скорее всего, не думал — он снимал сказку, причём уже не в первый раз. Из книги Жюля Верна «С Земли на Луну» да ещё, пожалуй, «Первых людей на Луне» Герберта Уэллса он позаимствовал лишь саму идею: запустить космонавтов на снаряде из пушки и столкнуть их с племенем лунных дикарей.
Но по исполнению «Путешествие на Луну» похоже не на твёрдую научную фантастику, не на космооперу и даже не на стимпанк. Скорее, это произведение, которое могли бы создать в мире стимпанка. Фильм оформлен в духе ар-нуво — с ажурными, явно искусственными декорациями и множеством прекрасных дам, не играющих никакой роли, кроме украшения. События и антураж полны условностей и символизма: звёзды на небе — живые люди, а Луна кривится от боли, когда ей в глаз впивается снаряд-космолёт. И всё происходящее нарочито комично, несерьёзно. На Луну летят не гениальные изобретатели, а смешные астрономы, которые дерутся с селенитами при помощи зонтиков.
Именно этот милый, глупый и смешной фильм стал одним из символов немого кино наряду с Чарли Чаплином. Его пародировали, к нему записывали разные версии саундтреков, его использовали как образец, когда надо было воссоздать стиль довоенной «прекрасной эпохи». И это просто чудо, что он сохранился до наших дней. Разорившийся из-за патентных троллей Мельес чуть не уничтожил собственные плёнки. Но поклонники вовремя нашли старика и под конец жизни вернули ему если не славу, то почитание. Хэппи-энд.
P.S. Жизнь Мельеса могла бы сама послужить основой для фантастического кино. Такого пока не сняли, но драма «Хранитель времени» (2011) Мартина Скорсезе связана с одним из эпизодов его биографии. Герои фильма, парижские дети, помогают пожилому и забытому режиссёру вновь обрести признание. В фильме есть капелька стимпанка, и при желании его тоже можно считать фантастикой.
Александр Гагинский
Два варианта для просмотра фильма - первый цветной и с русскими субтитрами. Второй оригинальный черно-белый + подробное описание происходящего закадровым голосом на русском:
Комментарии
Отправить комментарий