Годовщина освобождения Риги
70 лет назад, 13 октября, в ходе операции от фашистских захватчиков была освобождена столица Латвии. Участников и свидетелей этого события с каждым годом всё меньше и меньше. Вчера в честь юбилея ветеранов пригласили на праздничное мероприятие в Дом Москвы.
Наступление фронтов на рижском направлении началось одновременно 14 сентября 1944 года. 4-я ударная и 43 армии 1-го Прибалтийского фронта, к исходу первого дня наступлений прорвали оборону противника на 25-ти километровом участке и более чем на 10 километров продвинулись в глубину. Удар 1-го Прибалтийского фронта на мемельском направлении (Мемельская операция), заставил немецкое командование начать 6 октября отвод своих войск из района Риги. Войска 2-го и 3-го Прибалтийских фронтов перешли к преследованию противника, с ходу прорвав ряд оборонительных рубежей, 13 октября освободили Ригу.
Ниже документальные кадры и репортаж от ПБК
Начинается освобождение Риги.
Вермахт еще сражается:
Однако они обречены:
Let's get out of here! - на чистом немецком языке говорит этот солдат своему коллеге:
Вермахт - капут:
Победа!!!
Начинается мирная жизнь:
Мало кто помнит, что в Рижской наступательной операции, проходившей с 14 сентября по 22 октября 1944 года, участвовали армии трех фронтов, а сам город брали пять армий с четырех направлений.
Рижская операция не сводится к форсированию озера. Это сложнейшая, кровопролитная и вместе с тем изящная военная операция, в ходе которой наступление на Ригу велось с четырех направлений, и бросок через Киш-озеро был лишь одним из эпизодов, не сыгравшим решающей роли при взятии Риги, - с возмущением выговорил мне Феликс Арташесович.
Несколько поколений рижан выросли в уверенности, что поворотным пунктом был бросок через озеро.
Свято место пусто не бывает... В латышской эмиграции, а с конца 1980-х и в самой Латвии получили распространение версии, утверждающие, что никакой Рижской операции в плане стратегии и планирования вообще не было. А если и была, то в пух и прах провалилась. Поскольку в первые недели октября большой группировке вермахта под командованием генерала Фердинанда Шернера удалось с относительно небольшими потерями отойти из Риги в «Курляндскую крепость».
В основе нашего материала - работы военных историков и многие часы общения с Феликсом Талбергом.
На подступах к Риге
14 сентября 1944 года армии трех Прибалтийских фронтов начали наступательную операцию в направлении Риги. К этому времени соотношение сил по всем позициям было в пользу Красной армии. В рядах вермахта было 700 тыс., а в Красной армии - 900 тыс. бойцов.
Советским солдатам противостояли одни из лучших армий вермахта, 16-я и 18-я, и приданная им из группы «Центр» 3-я танковая армия. Германскую группу армий «Север» возглавлял генерал-полковник Фердинанд Шернер. Оборону этой группировки не могли взломать ни Ленинградский, ни Волховский фронты при блокаде Ленинграда, ни Северо-Западный на Демянском плацдарме.
Ленинградскому фронту под командованием маршала Леонида Говорова, перешедшему в наступление 17 сентября, за три дня боев удалось прорвать линию обороны между Чудским озером и Финским заливом и уже 22-го занять Таллин. А к 26 сентября захватить практически всю Эстонию. Германская 18-я армия и силы оперативной группы «Нарва» не собирались сражаться и согласно приказу отошли на хорошо укрепленные позиции на подступах к Риге, ключевому стратегическому центру региона, имевшему колоссальное военно-хозяйственное и символическое значение.
Далее перед Говоровым стояла задача до 5 октября занять Моонзундский архипелаг. Однако маршал по сути провалил операцию, позднее свалив вину на моряков Балтфлота. Возможно, ему помешало то обстоятельство, что с 1 октября ему поручили без отрыва от командования Ленинградским фронтом координировать действия 2-го и 3-го Прибалтийских фронтов.
Неоконченная операции на островах аукнулась в тот момент, когда, овладев правым берегом Риги, войска 3-го Прибалтийского фронта уперлись в Двину. Поддержка кораблей Балтфлота очень бы пригодилась.
1-м Прибалтийским фронтом командовал молодой и, пожалуй, самый талантливый из военачальников, участвовавших в Рижской операции, генерал армии Иван Баграмян. Мощным ударом с юга его 2-я и 3-я ударные армии заняли плацдарм на левом берегу Двины от Яунелгавы до Балдоне. До Риги оттуда оставалось 30 километров. В его распоряжении были мощнейшие механизированные силы, и он с ходу мог овладеть рижским левобережьем... Но приказа брать Ригу он так и не получил.
Если бы Баграмяну удалось занять рижское левобережье, то это в корне поменяло бы весь рисунок операции. Запертые на правом берегу две армии вермахта получали настоящий Сталинград. А красавицу Ригу ждало неминуемое разрушение... Советское командование приняло красивое и неординарное решение - Ригу не штурмовать, а две армии Баграмяна бросить на Шяуляй и дальше на Клайпеду. Так группировка Шернера получала возможность отступить из Риги вдоль моря. И тем самым облегчала задачу армий 3-го Прибалтийского фронта, прогрызавшихся к Риге с востока сквозь глубоко эшелонированную оборону противника.
К тому времени с апреля 1944 года 3-му Прибалтийскому фронту пришлось прорывать множество - в итоге больше десятка - оборонительных линий противника. Подойдя в конце сентября к трем рубежам линии обороны «Сигулда», армии фронта были совершенно обескровлены. В отдельных дивизиях, где по штатному расписанию полагалось 9000 бойцов, оставалось около 400 солдат.
Когда 5 октября войска Баграмяна прорвали фронт и продвинулись на 50 километров в сторону моря у Паланги, Шернер обратился к Гитлеру с настойчивой просьбой начать отводить войска с неприступной линии обороны «Сигулда». Он понимал, чем чреват успех Баграмяна. Фюрер разрешил отводить войска. Правда, не сразу, а только через неделю - 12 октября.
К тому времени 1-й Прибалтийский фронт успел блокировать Клайпеду и 10 октября вышел к морю в районе Паланги. Таким образом 33 дивизии группы «Север» оказались заперты в Курляндском котле. Хотя котел оказался дырявым. Из-за неудач Говорова на архипелаге у «Курляндской крепости» оставалось отличное морское сообщение с Германией.
Отдадим должное мужеству и предусмотрительности Фердинанда Шернера. Не дожидаясь ответа из Берлина, он 5 октября на свой страх и риск начал эвакуацию Риги. Его план предусматривал выведение армий с восточных рубежей рижской обороны в Курляндию через коридор вдоль морского берега, предусмотрительно оставленный советским командованием.
И особо отметим поистине гениальную рокировку армий 1-го и 3-го Прибалтийских фронтов!.. Отвод германских войск был несомненным успехом советских войск и их командования. А красавице Риге просто фантастически повезло. По сравнению с тем, что ее ожидало, она отделалась относительно малыми потерями.
Освобождение
Мало кто помнит, что советское наступление на Ригу осуществлялось не только со стороны Киш-озера, но и силами пяти армий. Одновременно с четырех направлений.
Право освобождать правый берег досталось 3-му Прибалтийскому фронту. С севера вдоль морского побережья наступала 67-я армия генерала Романовского. Пройдя Вецаки, она вышла к Киш-озеру. Вечером 12 октября со стороны Яунциемса на амфибиях, лодках и «гражданском катере местного патриота» началось форсирование озера. За ночь на западный берег перевезли более 3 тыс. человек, несколько орудий и минометов. Не встретив сопротивления, соединения 67-й армии прошли через Межапарк и Чиекуркалнс и вышли к Двине. В соответствии с приказом была предпринята попытка с ходу форсировать реку - уже под огнем противника. Под массированным огнем с левого берега операция захлебнулась.
Только двум отрядам, действовавшим в самом устье Двины и в районе Кундзиньсалы, удалось выполнить задание. Ночью на 14 октября 13-й батальон капитана Фролова переправился с Кундзиньсалы на левый берег в районе Волери. Там при отражении контратак противника отличился гвардии сержант Павлов, шесть раз вызывавший минометный огонь на себя. За этот подвиг он был удостоен звания Героя Советского Союза.
61-я армия входила в город через узкий проход между озерами Киш и Юглас. Ее стремительный проход позволил предотвратить взрыв одной из насосных станций рижского водопровода. По Московскому шоссе продвигалась 1-я Ударная армия.
На протяжении 13 октября каждая из трех армий вышла на своем участке к Двине и уткнулась в водную преграду. Несмотря на определенный успех, ближе к устью создать серьезный левобережный плацдарм 13 октября так и не удалось. Наступление захлебнулось.
Между тем правый берег, где располагался административный центр города, был освобожден от гитлеровцев, и 13 октября в 23 часа залпами из 324 орудий Москва салютовала войскам 2-го и 3-го Прибалтийских фронтов.
После салюта в честь взятия Риги вопрос вытеснения противника с левого берега в кратчайшие сроки превратился из военно-тактической задачи в политическую, касающуюся личной судьбы генералов, отвечающих за Рижскую операцию. В сложившейся ситуации было ясно, что окончательное освобождение Риги зависит от действий 10-й гвардейской и 22-й армии 2-го Прибалтийского фронта на левом берегу.
Утром 14 октября внимание советского командования было приковано к окрестностям Олайне. Преодолевая ожесточенное сопротивление противника, входившему в 10-ю армию 130-му Латышскому корпусу удалось выйти на шоссе Рига - Елгава на окраине Олайне и блокировать его. Вечером 19-му Сибирскому корпусу удалось занять железнодорожную станцию Баложи. Тогда же на шоссе севернее Баложи вышел 7-й гвардейский стрелковый корпус, а 15-й к тому времени достиг южной окраины Риги. Совместными усилиями со 130-м Латышским корпусом им удалось сломить сопротивление оборонявшихся. В третьем часу ночи советские подразделения ворвались в Задвинье. К 6 часам утра 15 октября район Атгазене и вся южная часть Задвинья были очищены от противника.
Части 15-го гвардейского и 130-го Латышского стрелковых корпусов устремились к центру и северной окраине Задвинья. Каждый дом, переулок, улицу приходилось брать с боем. Многие здания были забаррикадированы и заминированы... Последний солдат вермахта покинул территорию Риги в первой половине 15 октября.
На последнем этапе Рижской операции с 16 по 22 октября войска 2-го Прибалтийского вышли к тукумскому оборонительному рубежу противника и совместно с войсками 1-го Прибалтийского блокировали его в Курляндии. Действия авиации и подводных лодок Балтийского флота в Рижском заливе затрудняли снабжение, перегруппировку и эвакуацию сил противника. Особенно после 24 ноября, когда маршалу Говорову наконец удалось овладеть Моонзундским архипелагом.
Загадки Рижской операции
Даже поверхностное знакомство с историческими источниками убеждает: действия советских войск на подступах к Риге были блестящей военной операцией, достойной прославления и увековечения в книгах и памятниках. И бои были, и колоссальные потери, и триумф победителей... И множество вопросов осталось.
Например, почему Сталин приказал салютовать в честь взятия Риги 13 октября, хотя из донесений генерала Антонова отлично знал, что к тому времени советские войска овладели еще не всей Ригой? В военных мемуарах о мотивах Верховного говорится весьма скупо: при принятии решения он руководствовался «своими соображениями». Не исключено, что были внешнеполитические причины, заставившие поспешить с заявлением о взятии важного хозяйственного и административного центра региона.
Остается открытым вопрос о числе погибших с обеих сторон в ходе Рижской операции. Работы советских исследователей не дают на него внятного ответа. На сайте «Википедии» говорится, что в ходе всей Прибалтийской операции в сентябре-ноябре 1944 года с советской стороны погибли и получили ранения 280 тыс. человек, с германской стороны были разгромлены 23 дивизии, из которых три полностью уничтожены. Обычно приводится цифра, что при освобождении территории Латвии погибли 150 тыс. советских солдат и офицеров.
Но главная загадка Рижской операции не связана с военными действиями. Почему блестящая операция (чего стоит гениальная рокировка 1-го и 3-го Прибалтийских фронтов!) не получила должного освещения и признания в советское время, когда для этого были все возможности? Вот что об этом говорит Феликс Талберг:
- Замалчивание этой операции остается большим секретом. Есть на этот счет одна версия. При создании объективной истории Рижской операции ее реальным, а не свадебным генералом оказывается прежде всего командующий 3-го Прибалтийского фронта Иван Иванович Масленников. Его судьба сложилась трагично. В 1939- 1941 годах он был заместителем народного комиссара внутренних дел СССР по пограничным и внутренним войскам. Был близок со всесильным Лаврентием Берией и участвовал в массовых чистках 1936- 1938 годов. Во время войны командовал многими армиями и фронтами.
В сентябре 1945-го за личное мужество и умелое руководство фронтами ему было присвоено звание Героя Советского Союза. После войны Масленников командовал войсками Бакинского и Закавказского военных округов, был заместителем народного комиссара внутренних дел СССР по войскам. После расстрела Берии в 1954 году Масленников застрелился и мемуаров не оставил.
Примечательно, что воспоминаний не написал и никто из генералов 3-го Прибалтийского. Возможно, из-за этого Рижская операция в советское время оставалась в тени.
Место решающей атаки
На обочине Даугавпилсского шоссе перед поворотом к мемориалу в Румбуле стоит памятный знак в честь решающей атаки на Ригу 12-го гвардейского и 122-го стрелкового корпусов 2-го Прибалтийского фронта. Со временем памятник покосился, покрылся мхом и грязью. Группа энтузиастов, решивших привести в порядок мемориальный объект, натолкнулась на препятствие. Гранитная плита стоит на частной земле, а хозяин никак не соглашался на проведение субботника.
Тогда в один прекрасный день ребята просто подъехали и безо всяких разрешений залили бетоном опалубку и почистили гранит. Чтобы еще двадцать лет простоял.
Последняя линия обороны
На обочине старого шоссе Рига - Елгава у поворота на станцию Баложи был установлен памятный знак на месте сражения 14 октября 1944 года, в ходе которого воины 19-го Сибирского гвардейского и 130-го Латышского корпусов прорвали последнюю линию обороны германских войск перед Ригой. Основание памятника в полном порядке, а вот металлическую табличку с надписью на двух языках сорвали вандалы или собиратели металла.
Комментарии
Отправить комментарий