Город - огонь!
Пишет Вячеслав из Санкт-Петербурга: Скромный городишко на окраине Словении не только помнит ласковые объятия венецианских дожей, утопая в их любви на протяжении долгого периода истории, но и запоминается заскочившим на огонёк туристам дьявольской трелью, местным Обамой, словенской версией передачи «Пусть говорят», масштабной реновацией города и варованной колокольней. Именно варованной. Да, прям вот так и пишем через А. Сегодня нас ждёт Пиран. Город - огонь!
Как гласят различные мировые путеводители, начинать знакомство с городом лучше всего с центральной площади, но основная проблема заключается в том, что телепорт пока не изобрели, а потому мы победоносным маршем, твердо чеканя каждый свой шаг, входили в Пиран со стороны Порторожа, мимо колоритного кафе с загадочным названием «Сараево — 84» и панорамным видом на главный городской порт.
2.
Читатели чуть постарше меня тут же напомнят юному блогеру про летнюю Олимпиаду, проходившую в славном югославском городе в след за улетевшим московским мишкой. Как тогда по всему СССР, так и четырьмя годами позже по всей территории братской республики разлетелись символики того спортивного мероприятия, а люди как могли добавляли ко всему слова «олимпийский», «Сараево» и цифру «84», стараясь отметить себя как участника памятного для страны события. Но ушла целая эпоха, и сегодня подобные отсылки, на мой взгляд, выглядят несколько натужно.
3.
Зато порт, раскинувшийся у подножья этого ресторана, одна из главных достопримечательностей всего Пирана, мало того, что это один из главных торговых путей ушедших времен, позволявший успешно торговать со своими вассалами в лице венецианцев, так и средство добычи пищи. Даже название города происходит из около морской тематики, ведь если перевести слово «pyr» с древнегреческого, то получится «огонь». Просто древние жители города жгли сигнальные костры на мысе своего полуострова, служившие маякам проходящим мимо судам.
4.
Так что Пиран — огненный город. Хотя и банальный, без каких-либо красивых легенд. Вот зачем специалист по историческим баянам сюда поперся? Посмотреть на сохранившийся от преданий маяк?
5.
Как я рассказывал в предыдущем просоленном полезными минералами посте (читай ниже), Пиран играл важное значение в устройстве Венеции, являясь неотъемлемой частью великой светлейшей республики, в которой добывали необходимый консервант. Следовательно, по заключённому с обоих сторон брачному договору на поставку соли романтичные жители города на воде следили за уровнем жизни местных обитателей.
6.
Пиран, всегда отличавшийся своей лояльностью к вассалам, в отличие от соседнего Копера или Изолы утопал в ласках дожей и постоянно получал большое количество привилегий. Итальянские архитекторы строили дома, прокладывали улочки и обучали всех прекрасному, а связь с великим городом прослеживается во множестве деталей. Например, известные на весь мир крылатые львы украшают здание местной ратуши.
7.
Кстати, прославилась эта ратуша на всю Европу совсем недавно, ибо в толерантном европейском обществе произошло значимое событие, на местных выборах 2010 года мэром города впервые в истории всей страны был избран чернокожий политик — социал-демократ Питер Боссман, которому тут же дали кличку — «Обама из Пирана». Интересно, сколько оппозиционных движений после этого задавались вопросом одного из персонажей фильмов Тарантино «Что себе позволяет этот негр?».
8.
Еще на главной площади города можно разглядеть венецианский дом, оставшийся с тех самых зажиточных времен. Его выстроил для своей словенской любовницы богатый купец из Венеции, после того как слухи об их интимных отношениях разлетелись по всему городу. Венецианского папика эти разговоры мало заботили, и поэтому всем на зло он написал на фасаде «Lassa pur dic».
9.
Последнее слово имеет мало общего с американским dick, хотя общий посыл задает верно. Сия надпись означает лишь «Пусть говорят», и несмотря на бродящую по городу негативную молву, они продолжали любить друг друга. А в дни отсутствия своего возлюбленного наша героиня выходила на угловой балкон и как верная Ассоль смотрела на ветреную рябь красочного Адриатического моря, ожидая появления знакомых парусов.
10.
Венецианский дом это один из древнейших строений города, устоявших после глобальной реконструкции морской гавани. Ведь после разрыва любовных отношений с Венецией словенскому поселению уже не было прока от большого порта, и в результате пиранской реновации большую часть гавани тупо засыпали, оставив только маленький, но очень живописный кусочек.
11.
Новообразованной городской площади подарили имя самого известного ее жителя, и я сейчас говорю об итальянском скрипаче Джузеппе Тартини. Пожалуй, самой популярной его композицией остается на протяжении веков «Sonate du diable» или «Дьявольская трель». Забавно, что Менделееву приснилась нелюбимая школьниками таблица, а пиранский музыкант во сне услышал мелодию, которую для него играл сам Дьявол, обменивая ноты на никчемную душу.
12.
«Сон Тартини» литография Л. Буальи с сайта https://ru.wikipedia.org/
Проснувшись в поту Джузеппе записал ноты, ну а после подобной пиар презентации о новой дьявольской мелодии заговорили по всему миру. Хочу отметить, что данная композиция заслуженно пополнила ряды известных классических произведений, а избавится от прозвища «дьявольский скрипач» Тартини так и не смог. Один из музыкальных инструментов этого виртуоза до сих пор хранится в его пиранском доме.
13.
Ну и главное, над площадью нависает главный символ города кампанила, построенная по образу и подобию венецианской. Я даже назвал её ворованной, а половина читателей оскорбилась. «Алькопончик, ты с ума сошёл? Пиран был частью Венеции и она не ворована».
14.
Хотя если взять словенский смысл, заложенный в это выражение, то их слово «варована» на нашем языке обозначает «защищенный». Так по оппозиционному хочется в конце добавить про то, что все мы «защищены» нашей властью... Но...
15.
Сама церковь, названная в честь Георгия Победоносного, мало привлекательна, хоть и стоит на главном холме в центральной части города и является старейшим храмом на всем непродолжительном словенском побережье, но будем честны, она бы и вовсе не бросалась в глаза, если бы не эта самая колокольня, подсмотренная в Венеции. Ну а местные экскурсоводы, как пацаны из старших классов на перемене, не забывают с гордо поднятой головой говорить о ее размерах, называя высоту в 99 метров. Зато приятным моментом для советского сердца будет добавленная следом информация — колокола для нее отливали в Литве.
16.
И пока приступ советского патриотизма терзает ваши души, мы поднимемся на самый верх в ожидании коварной неспортивной одышки. Ибо тут находится встроенная в целях защиты города от вражеских набегов крепостная стена. Поговаривают, что сохраненные остатки этого защитного сооружения являются первыми воротами Рашпора. Но с появлением пороха они стали нести исключительно музейную нагрузку, выполняя роль смотровой площадки за 2 евро.
17.
На сим прогулка по Пирану будет заканчиваться, но я рекомендую снова спуститься вниз, пройти узкими извилистыми улочками, покрутить хвосты бродячим котам, пообщаться с местными стариками и отведать местной кухни. Ну а на мысе, где раньше жгли костры, взобраться на сваленные камни, защищающие от морской волны, и посмотреть по сторонам. Видите берега? Это Хорватия и Италия.
18.
19.
Солёная словенская клоака
Опустевшие европейские пляжи, закрытые магазины и неработающие отели. Именно такой неприветливой картинкой нас встречала словенская Анапа — Порторож. Конечно необходимо сделать скидку на апрельский средиземноморский «несезон», добавив пару слов и про время приезда. Воскресенье, вечер. Чего было ждать от южан? На следующий день, в понедельник, все магазины заработали, правда пляжи более людными не стали, весна же.
Нетерпеливый читатель тут же начнет выкрикивать «слушай, Алькопончик, ты русские деревни видел? За МКАДом был? В Чите как Варламов по мусоркам ползал? Из луж пил? Вот где клоака! А Словения это рай, ну почти как Краснодарский край». И они несомненно будут правы! Но все дело в том, что Россия своими границами на карте ни капли не похожа на курицу, а некогда братская нам славянская страна своими контурными очертаниями как раз напоминает эту самую недоптицу. Ну а Порторож на этой карте и вовсе спрятался в таком интимном курином месте, что его смело можно назвать клоакой.
2.
Если еще сильнее присмотреться, то можно разглядеть, что это шпора задней лапы бегущей птицы, упирающаяся в Адриатическое море и получившая под зад основой от замахнувшегося итальянского сапога. Вот такая вот она география начальных классов, основанная исключительно на веселых картинках. Хотя с клоакой более интересно.
3.
Но давайте бережно отставим нашу курочку-несушку в сторону и поговорим про словенские окраины на побережье. Сегодня я не буду вспоминать легенду про скромных словенцев, которым в момент разделки Богом территорий вместо красочных природных мест достался лишь кукиш с оливковым маслом. В этот пятничный день мы лучше вспомним братскую Югославию, которая, рассыпаясь на несколько осколков, как разбитая котом ваза, образовала новые государства.
4.
Если хорватам (я сказал хорватам!), досталось практически всё шикарное побережье Адриатического моря, где те понастроили курортов и в рамках популяризации туризма сдавали обширные территории под съемку игры престолов, выдавая Дубровник за королевскую гавань, а Сплит за великий Миерин, то словенцев обделили. Причем серьёзно так обделили, выдав на все санаторно-курортные и продовольственные нужды всего лишь 46 километров побережья. Мчащие на Сапсане из Петербурга в Москву бизнесмены такое расстояние просто не заметят, разбирая почту на экране своего новенького айфона. Для словенцев же такой выход к морю оказался крайне необходимым, как форточка для свежего воздуха в курятнике.
5.
Да, а находясь в зоне европейского влияния ты уже не поступишь как агрессивные славянские диктаторы, не отожмешь полуостров у соседей в рамках расширения курортной зоны, сжигая дружеские мосты. Или строя мосты? Короче, словенцам реально не подфартило.
6.
Хотя и тут все зависит от того, как на все это дело посмотреть. Вот при всей территориальной массивности Боснии и Герцеговины, те самые хорваты нагло отжали у них всё морское побережье, оставив бедным боснийцам лишь 24 километра выхода к морю. В рамках целой страны — это просто калитка к адриатическому раю. В остальное же время боснийцы смотрят на море через плотный кордон соседских заборов. Какая же тут братская справедливость?
7.
Так что словенцы отнеслись к выданному талону на море со всей ответственностью, превратив кусочек берега в национальный курорт, состригая купоны с местных жителей и заезжих туристов. Кстати о туристах! Братья славяне нашли способ отомстить соседям, и главные поборы коснулись именно транзитников. Дороги в Словении сделали платными.
8.
«Эка невидаль. Нашел чем удивить», — гаркнет недовольный читатель. Но подождите, платную дорогу решили сделать не участками, как новую трассу из той же Москвы в Петербург, а в один момент все главные магистрали страны стали доступны исключительно по абонентской плате в виде виньетки, это как подписка на Амедиатеку ради одного сериала. Им не важно, хочешь ты проехать те самые 30 километров до Италии или 250 миль по территории их небольшой страны, просто будь добр купи абонемент. Для обычной машины это 15 евро за неделю, для минивена — 30 евро, для фур в разы больше. Теперь хорватские, сербские, боснийские и другие дальнобойщики вносят свой значительный вклад в словенский бюджет.
9.
Что-то я растекся литературными отступлениями по всему посту. Уже почти его середина, а обещанного Порторожа мы еще и не коснулись. Итак, словенский Адлер назван довольно банально и глубокого скрытого смысла не несет. Это всего лишь Порт Роз, он же Portorose или Portorož. Даже особой романтичной легенды по этому поводу нет, ибо когда тут впервые высадились мореплаватели, то их встретили обильные кусты любимого красной королевой цветка. Скучно и не познавательно. Конечно можно макнуть перо в чернила, закрутить руками завитушку на голове и придумать что-то более вразумительное, как нежная девичья натура укололась отравленной розой злой мачехи, влюбленной в ее принца, но это же не наши методы.
10.
Так что вернемся к сошедшим на берег завоевателям, которым была интересна иная находка, ведь в окрестностях города нашли сыпучее средневековое золото — соль. Именно поэтому города Пиран и Порторож стали лакомым кусочкам в руках венецианцев, которые начали отстраивать свою империю, опираясь на финансовую поддержку, которую им приносили местные соляные поля.
11.
Оказавшиеся чуть позже в местах романтичного города монахи бенедиктинцы нашли тут не только ценную соль, но и грязи. Страдающие ревматизмом они узнали, что если повалятся в вонючей грязной жидкости аки свиньи, а потом просушится на солнце как просоленная вобла, то это все окажет положительное влияние на суставы, кости и кожу. Так появился первый средневековый монашеский оздоровительный-центр. Седовласые подбритыши съезжались к морю, скидывали монашеские туники, грубыми мужскими движениями втирали друг в друга грязи и солили огурцы, в последствии сушились под лучами средиземноморского солнца.
12.
Полноценным в нашем понимании, а то есть общедоступным курортом, Порторож стал лишь в 1885 году, когда здесь открылась первая в поселении лечебница, а в начале XX века появился и первый отель — Palace. Теперь же вдоль моря понастроили целую россыпь различных отелей, которые предлагают своим постояльцам полный комплекс оздоровительных услуг от солей, wellness и SPA до тайского массажа и аюрведы.
13.
Изначально для лечения использовали только местные грязи, которые по отзыву опробовавших данную процедуру ароматически схожи с запахом какашек, смешанных с мандаринками, ну и морскую воду. А в 1994 году произошло кардинальное изменение в методике лечения, ибо неподалеку обнаружили термальный источник, насыщенный полезными минералами. Сия находка просто перевернула расслабленный ритм Порторожа и вдохнула в него еще больше санаторной составляющей. К редкой по составу воде рванули тысячи нуждающихся, что позволило местным санаториям взвинтить цены на отдых.
14.
Термальная вода Порторожа и правда крайне уникальна по своим составляющим, а некоторые ее даже приравнивают к Мертвому морю. Как говорят местные жители, все дело в одной бактерии, которая живет только в этих местах.
15.
Подобным заявлением заинтересовались и китайцы. «Что значит в этих местах? Не было еще ничего в этом мире, чего не мог бы повторить великий коммунистический народ. Будет капризничать, мы ее толпой уговорим!». Силком взяли бактерии и повезли к своим желтым морям, но вот беда — она и правда не приживается. Так что термальные воды Порторожа действительно эксклюзивны, и даже у плодовитых китайцев пока не получается сотворить копию такого курорта (с точки зрения минерализации полезной воды).
16.
Неудивительно, что главным туристическим подарком из этих мест будет пакетик соли. Причем словенские предприниматели рубят за него больше, чем молдаване за укроп! Двести грамм местной соли в туристической мешковине вам будут впаривать за некоммунистические 5 евро, а полкило за 8. Но опытный боец знает, что и где нужно брать. Он идет в магазин Mercator и покупает ту же самую соль в картонной упаковке по цене 70 центов за килограмм, а дома как в сериале Breaking Bad в желтом дождевике рассыпает белое золото по пакетикам. Profit!
17.
Комментарии
Отправить комментарий