HMS Hood, корабль Её Величества
Продолжаю знакомить уважаемых читателей с подборкой исторических материалов, посвященных 2-й Мировой войне. Сегодняшний рассказ посвящен истории британского линейного крейсера "Худ", некогда самого крупного и грозного боевого корабля во всем мире.
"Худ" был потоплен 24 мая 1941 года во время боя с немецким линкором "Бисмарк". Из 1418 человек экипажа спаслось всего трое матросов...
«Когда Худ получил это попадание, его труба повалилась на левый борт, затем показался жёлтый столб пламени от взрыва из барбета башни „Х“. Страшный блеск на несколько секунд ослепил меня, и когда я снова смог смотреть через окуляры, то увидел большую тучу черного дыма и как в воздухе летел 15-дюймовый ствол с куском конструкции, напоминавшей крышу башни».
"Худ" (англ. - HMS Hood) - линейный крейсер британского флота. Назван в честь Сэмюэля Худа, английского адмирала XVIII—XIX веков.
При строительстве «Худа» планировалось учесть опыт Ютландского сражения, в результате которого КВМФ Великобритании потерял три линейных крейсера. Несмотря на все усовершенствования, корабль погиб 24 мая 1941 года в бою с германским линкором «Бисмарк».
Проектирование
Вариант проекта №3 выполнявший все требования Адмиралтейства завершили 27 марта 1916 года. 7 апреля проект был утверждён Адмиралтейством. 13 апреля заказ на постройку 4 линейных крейсеров направили на верфи компаний «Фэйрфилд», «Джон Браун», «Кэммел Лэрд», а 13 июня и «Армстронг Уитворт». Заказанные линейные крейсера с 14 июля 1916 г именовались «Худ», «Родни» и «Ансон» (9 октября), «Хоу» (16 октября).
Экипаж линейного крейсера "Худ", 1920-е гг.
Строительство
8 февраля 1917 г. Военный Кабинет принял решение продолжать строительство только «Худа» (в первоначальном проекте обнаружилось так много слабых мест, что при их устранении от первоначального проекта ничего бы не осталось), но работы на других кораблях этого проекта прекратились только 9 марта. 22 августа 1918 г. "Худ" был спущен на воду в присутствии вдовы контр-адмирала Горацио Худа, потомка адмирала Сэмюэля Худа.
9 января 1920 года крейсер был подготовлен к испытаниям. 20 января 1920 года «Худ» прибыл в Розайт. 5 марта по завершении заводских испытаний вернулся в Клайд. 7 марта во время ходовых испытаний на Арранской мерной миле в районе Фёрт-оф-Клайда, при водоизмещении 42 200 тонн и форсировании СЭУ до 151 280 л.с. развил скорость 31,07 узла (при 207 об/мин на валах). До конца марта проводились ходовые испытания и пробные артиллерийские стрельбы. 29 марта корабль передали флоту. 5 мая назначен первый командир «Худа» — капитан-лейтенант Майкл Томкинсон (Michael W. Tomkinson).
Стапельный период постройки корабля — 24 месяца, достройка на плаву — 20 месяцев, что в сумме вдвое больше чем у «Куин Элизабет» и втрое, чем у «Ринауна». Стоимость корабля при постройке составила 6 025 000 фунтов стерлингов.
Погрузка 381-мм снарядов главного калибра
Оценка проекта
На момент строительства корабль получился довольно необычным для моряков, не привыкших к тому, что хорошо вооруженный и сильно бронированный корабль может развивать скорость в 31 узел. Поэтому существовали разногласия по поводу того, к какому же классу отнести этот корабль — к линкорам или же к линейным крейсерам. Являясь самым крупным боевым кораблем на момент постройки, он сочетал в себе высокую огневую мощь, соответствующую линкорам типов «Куин Элизабет» и «Ривендж», сильное бронирование (хоть и несколько уступавшее этим кораблям, но в целом оно было достаточно мощным) и высокую скорость хода. По этому показателю «Худ» превосходил почти все линкоры и линейные крейсера. Таким образом, британцы смогли создать вполне сбалансированный корабль, который превосходил все суда, способные держать такой же (или даже больший) ход, и был быстроходнее более мощных кораблей (а ведь это позволяло устанавливать выгодную для себя дистанцию боя).
У корабля были и недостатки. Это недостаточное бронирование палуб (что, скорее всего, и сыграло роковую роль в судьбе линейного крейсера), барбетов и траверзов. Противоторпедная защита была неудачной, что подтверждает гибель дредноута «Одейшес» от подрыва на одной-единственной мине. Для своего времени «Худ» был кораблем, который было очень трудно одолеть в бою, но при отсутствии серьёзных модернизаций к началу Второй мировой войны он устарел. Бронирование на нем существенно не усиливалось, угол возвышения орудий не увеличивался (что негативно сказалось на дальности стрельбы), а износ механизмов не позволял развивать скороать больше 27-28 узлов.
В итоге, один из наиболее сбалансированных на момент своего появления корабль к началу войны стало опасно подставлять под удар современных быстроходных линкоров противника. Они имели превосходство в скорости на 2-3 узла, равенство или даже превосходство в вооружении (8 х 380-мм орудий у «Бисмарка»), а также в целом более сильное бронирование.
Такого положения вещей можно было бы избежать, если в межвоенный период линейный крейсер прошел бы одну-две большие модернизации. За этот период прогресс в котлотурбинных установках заметно продвинулся. Заменив котлы и турбины, можно было бы добиться значительного облегчения всей силовой установки, а сэкономленный вес пустить на усиление бронирования. Также необходимо было увеличить угол возвышения стволов с 30 градусов до 35-45, что обеспечило бы прирост дальности стрельбы. В результате этих мер британцы получили бы достаточно полноценный быстроходный линкор, способный если и не сражаться на равных с новейшими зарубежными линкорами, то, по крайней мере, дать им достойный отпор, а вот модернизированные линкоры и линейные крейсера времен Первой Мировой были бы ему вполне «по зубам» (самые скоростные из них развивали 30 узлов, но при этом уступали в вооружении и бронировании даже после модернизации — это и итальянские дредноуты, и менее скоростные, но несколько лучше вооруженные и сильнее защищенные (на фоне итальянцев) японские линкоры.
Однако «Худ» был как бы «лицом» британского флота и нужен был в строю, а не в доке. Именно эта ценность корабля для британского флота и заставляла использовать его «по полной программе», что в итоге обернулось для него весьма плачевно…
Линейный крейсер Худ, 17 марта 1924 г.
Конструкция
Цельноклепаный корпус собран по продольной системе набора. Корабль имел два внутренних вертикальных киля у ДП, и доковые кили. Корпус разделён водонепроницаемыми переборками на 25 отсеков. Все поперечные переборки доходили до верхней палубы. Двойное дно простирается на 218 метров. Имелись скуловые кили. Форштевень яхтенной формы. Котельные и турбинные отделения занимают 90 м средней части корабля.
Главный калибр корабля составляли 8 орудий калибра 381 мм (15"/42 Mark I) в двухорудийных башенных установках типа Mk.II. Весь боекомплект - 640 снарядов (80 на ствол). В военное время - 132 на ствол. Максимальный вертикальный угол возвышения 30°, при этом дальность полёта снаряда составляла 27 200 м. Сектор обстрела — 300° для каждой башни. Заряжение в любом положении ствола (до углов не более 20°). Поворот осуществлялся с помощью гидроприводов. Угловая скорость поворота башни — 2°/сек. Вертикальная скорость наводки ствола — 5°/сек. Диаметр барбета — 9 метров. Башни ГК имели форму многогранника, их бронирование выполнялось из крупповской цементированной брони: лоб — 381-мм, спереди сбоку — 305-мм; по бокам и корма — 279-мм, крыша — 127-мм. Общая масса вращающейся части башни ГК — 860 тонн.
Противоминный калибр составляли 140-мм скорострельные орудия образца BL.Mk.I в установках CPII, на лафете образца Mk.II, угол возвышения 30°, дальность стрельбы 16 200 м, бронирование: спереди 38 мм; по бокам 25 мм; сзади открыта. Боекомплект составлял 150 снарядов на ствол.
Зенитное вооружение состояло из 4 х 102-мм орудия с длиной ствола 45 калибров образца QF.Mk.V в установках образца Mk.III.HA, угол возвышения 80°. Смонтированы на орудийных станках образца Mk.IV. Это были орудия ручного заряжения и наведения со скорострельностью 9-12 выстрелов в минуту, досягаемость по высоте достигала 8 700 метров. Боекомплект - 200 снарядов на ствол. Кроме этого на корабле имелись 2 х 47-мм салютные пушки Гочкиса с боекомлектом 64 выстрела на ствол (демонтированы в 1939 г.).
Бронирование крейсера состояло из 305-мм наклонного (12°) броневого пояса высотой 2,9 м, который был установлен на прокладке из тикового дерева на протяжении 171,4 м. Позади него обшивка корпуса имела толщину 51 мм, от него до верхней палубы (шириной 2,75 м) имелся 178-мм бронированный пояс.
Энергетическая установка состояла из 24 водотрубных котлов типа Ярроу с водогрейными трубками малого диаметра, на нефтяном отоплении. Котлы расположены в 4-х котельных отделениях. Рабочее давление пара 16,5 кгс/см². Суммарная площадь нагрева — 16 254 м². Котлы требовали полную очистку через каждые 500 часов работы.
Четыре турбинных агрегата размещались в трёх машинных отсеках. В носовом отделении, наиболее широком, были установлены два агрегата, работавшие на оба внешних вала, в среднем — ещё один агрегат, для внутреннего вала левого борта, в кормовом же — агрегат для внутреннего вала правого борта. В состав каждого агрегата входили по одной турбине низкого давления и высокого давления. С передней стороны турбин высокого давления агрегатов внешних валов была установлена маршевая турбина экономичного хода. Таким образом, в экономичном режиме крейсер шёл на двух машинах. Применение зубчатой передачи позволило уменьшить число оборотов вала до 210 в минуту, что повысило КПД винтов.
При скорости хода в 14 узлов расход топлива составлял 7,5 т/час, а дальность хода — 7500 миль. Запас топлива - 4000 т максимальный.
8 динамомашин (2 дизельные, 2 турбинные, 4 паровые), каждая мощностью около 200 кВт, обеспечивали питание постоянным током (220 В).
Винты трёхлопастные постоянного шага диаметром 4,57 м, массой 20,3 тонны.
Руль — один полубалансирный. Управлялся с помощью рулевого привода Девиса. Дымовые трубы размером 5,5 х 7,5 м.
Худ покидает Гонолулу, 12 июня 1924
История службы
17 мая 1920 года "Худ" становится флагманом бригады линейных крейсеров «Рипалс», «Ринаун», «Тайгер» в Портланде (флаг контр-адмирала Кейза). Летом, во время похода в Швецию его посещают шведский король. До 1923 бригада входила в состав Атлантического флота.
В это время «Худ» был самым большим военным кораблем в мире. В эти годы всеобщего внимания к флоту корабль был народным любимцем: его параметры были известны каждому англичанину. Популярность корабля была причиной того, что большую часть времени он проводил в заграничных походах, «демонстрируя флаг Ее Величества». В частности, с ноября 1923 по сентябрь 1924, «Худ» вместе с крейсером «Рипалс» совершил кругосветное плавание, пройдя свыше 40 000 миль. За время этого похода «Худ» посетили более 750 000 человек.
С 3 июня 1929 года по 28 мая 1931 года корабль прошел ремонт и модернизацию в Портсмуте:
- увеличена ёмкость топливных цистерн до 4600 тонн;
- платформу для запуска колёсных самолётов перенесли с крыши башни «Х» на башню «В»;
- взамен демонтированной на юте катапульты установили другую, поворотную типа F-IV-H;
- у самого флагштока установили подъёмный кран;
- побортно от дымовых труб установили 2 восьмиствольных 40-мм зенитных автомата «Пом-пом» образца Mk.VIII.
До ремонта содержание «Худа» составляло 270 000 ф. ст. в год, после — 400 000 ф. ст. в год.
В январе 1935 "Худ" столкнулся с «Ринауном». Форштевень «Ринауна» нанёс удар в районе 340 шпангоута. В борту образовалась вмятина полуметровой глубины, а также был сильно повреждён один винт и погнут вал («Худу» пришлось становиться в док).
В 1938 году с корабля сняли все одноствольные 102-мм орудия, переставили на другие места 140-мм (которых осталось только 6) и добавили 4 спаренные универсальные 102-мм пушки. 13 августа 1939 г. корабль перешёл в Скапа-Флоу, где вошёл в состав флота Метрополии.
Кот Ginger, корабельный кот, 1937-1938
Вторая мировая война
В момент начала Второй мировой войны в 1939 "Худ" базировался в Скапа-Флоу, входя в эскадру линейных крейсеров (вместе с «Рипалсом»).
4-10 сентября 1939 — патрулировал район между Исландией и Фарерами.
В октябре входил в прикрытие конвоя с железной рудой из Нарвика в Великобританию.
В декабре прикрывал канадский конвой (5 пассажирских лайнеров с 1-й канадской дивизией).
В 1940 на корабле были установлены 3 спаренные 102-мм пушки и 5 ракетных установок «UP» («Unrotated Projectile»); в начале 1941 был установлен артиллерийский радар типа «284» — над дальномером на башенноподобной надстройке.
Операция «Катапульта»
После поражения Франции "Худ" бал переведён на Средиземное море (прибыл в Гибралтар 23 июня). На нём поднял флаг адмирал Джеймс Соммервилл. "Худ" вошёл в состав соединения «Н» (авианосец «Арк Роял»; линкоры «Вэлиант» и «Резолюшн»; лёгкий крейсер «Аретуза»; 4 эсминца и др.). Задачей соединения была нейтрализация французского флота (предотвращение попадания боевых кораблей в руки немцев по договору с правительством Виши), базировавшегося порту Мерс-эль-Кебир во французском Алжире.
Французскому командованию были предложены варианты:
a) присоединиться к британскому флоту для борьбы с нацистской Германией;
б) перевести корабли в любой британский порт, после чего команды будут репатриированы во Францию;
с) перевести корабли в нейтральный порт, где они будут интернированы до конца войны.
Ультиматум завершался словами:
В случае вашего отказа принять эти справедливые предложения, я, с огромным сожалением, требую, чтобы вы затопили свои корабли в течение шести часов.
Наконец, если вышеуказанное не будет выполнено, я имею приказ Правительства Его Величества на применение любой необходимой силы для того, чтобы предотвратить попадание ваших кораблей в руки немцев.
Переговоры ни к чему не привели, и, когда французские корабли намеревались покинуть порт, англичане открыли огонь (17:55, 3 июля). Огнем «Худа» был взорван линкор «Бретань» (997 погибших), всего жертвами стало более 1000 французских моряков.
В конце 1940 года «Худ» возвращается на базу в Скапа-Флоу.
Соревнования по плаванию вдоль борта Худа, 1940
Последний бой: сражение в Датском проливе
19 апреля 1941 поступило известие о выходе в море немецких тяжелых кораблей — линкора «Бисмарк» (флаг адмирала Гюнтера Лютьенса) и тяжёлого крейсера «Принц Ойген» («Prinz Eugen»). «Худ» приготовили для перехвата этого соединения.
21 мая было получено донесение о следовании немецких кораблей в Северную Атлантику для действий против конвоев союзников.
22 мая соединение под командованием вице-адмирала Ланселота Холланда (Lancelot E.Holland), в составе линейного крейсера «Худ» (флаг командующего), линкора «Принц Уэльский», а также 6 эсминцев — «Electra», «Anthony», «Echo», «Antelope», «Icarus» и «Achates» вышли в море на их перехват.
Вечером 23 мая британские крейсеры «Норфолк» и «Саффолк» обнаружили группу «Бисмарка», шедшую со скоростью 27 узлов в Датском проливе. С помощью недавно установленного радара, «Саффолк» отслеживал движение «Бисмарка» в течение ночи и передавал его координаты основным силам. План британцев заключался в том, чтобы сблизиться с «Бисмарком» с темной (южной) стороны, при том, что силуэт немецких кораблей был бы виден на светлом фоне северной части неба. Однако в 00-28 «Саффолк» потерял контакт с «Бисмарком» и план не сработал: опасаясь потерять «Бисмарк», Холланд приказал прекратить движение в оптимальную точку встречи и повернуть на юго-юго-запад, отправив при этом эсминцы на север. В это время германские корабли, стремясь обойти паковый лед, в 00-41 изменили курс, в результате чего группа эсминцев прошла мимо на расстоянии всего 10 миль, не заметив противника. Незадолго до 03-00 «Саффолк» вновь обнаружил «Бисмарк» на радаре и передал его координаты. "Худ" и "Принц Уеэльский" находились в этот момент на расстоянии 35 миль (56 км), немного впереди по курсу немцев. Холланд приказал довернуть в сторону противника и увеличить скорость до 28-и узлов. Британские корабли оказались в невыгодном положении: встреча под тупым углом означала бой на длинной дистанции, при котором тонкая палубная броня "Худа" попадала под навесной огонь противника. Ситуация ещё более ухудшилась в 03-20, когда «Бисмарк» сделал ещё один доворот к западу: теперь эскадры шли практически параллельным курсом.
В 05:35 24 мая, дозорные с Prince of Wales заметили германскую эскадру на расстоянии 17 миль (28 км). Немцы знали о присутствии противника из показаний гидрофонов и вскоре также заметили на горизонте мачты британских кораблей. У Холланда был выбор: либо продолжать сопровождение «Бисмарка», ожидая прибытия линкоров эскадры адмирала Тови или атаковать самостоятельно. Холанд решил атаковать и в 05:37 отдал приказ на сближение с противником.
В 05:52 "Худ" открыл огонь с дистанции примерно 13 миль (24 км). «Худ» полным ходом продолжал сближение с противником, стремясь сократить время попадания под навесной огонь. Тем временем немецкие корабли пристрелялись по крейсеру: первый 203-мм снаряд с Prinz Eugen попал в среднюю часть «Худа», рядом с кормовой 102-мм установкой и вызвал сильный пожар запаса снарядов и ракет. В 05:55 Холланд приказал поворот 20 градусов влево, чтобы кормовые башни могли стрелять по «Бисмарку».
Примерно в 06:00, ещё не завершив поворот, крейсер был накрыт залпом с «Бисмарка» с дистанции от 8 до 9,5 миль (15-18 км). Практически немедленно в районе грот-мачты возник гигантский фонтан огня, после чего произошёл мощный взрыв, разорвавший крейсер пополам. Корма «Худа» быстро затонула. Носовая часть поднялась и некоторое время раскачивалась в воздухе, после чего затонула и она (в последний момент обреченный расчёт носовой башни сделал еще один залп). Prince of Wales, находившийся на расстоянии полумили был засыпан обломками «Худа».
Крейсер затонул за три минуты, унеся с собой 1415 человек, включая вице-адмирала Холланда. Спаслись лишь трое моряков, которых подобрал подошедший через два часа эсминец HMS Electra.
Со 100 % точностью установить причину гибели «Худа» до сих пор так и не удалось. Существуют лишь множество менее или более правдоподобных различных теорий.
Комментарии
Отправить комментарий