Хроники эпидемии коронавируса в Эстонии в объективе "Инсайта": отрицание, торг, принятие
Еще в начале марта жители Эстонии жили своей привычной жизнью и отстраненно наблюдали за развитием пандемии коронавируса. Отрицание, торг, принятие - через эти стадии восприятия горя проходят все страны, в которые пришла эпидемия. Две недели назад и в Эстонии объявили чрезвычайное положение.
Почти ровно год назад жителям Эстонии разослали такое письмо. Тогда это всё казалось не серьезным.
Последний пассажир гасит свет в аэропорте
В нарвском кафе "Muna" тихо, хотя совсем недавно здесь кипела жизнь. В кафе обедали десятки студентов, а в лучшие дни заведение обслуживало больше сотни клиентов. Здесь же во время своего визита в Нарву работала и обедала президент Керсти Кальюлайд.
С экономическими последствиями эпидемии столкнулись целые секторы экономики. Одними из первых пострадали люди творческих профессий. Об этом напоминают разобранные декорации на сцене Русского театра - артисты готовили новую постановку. Сегодня актеры репетируют по Skype и надеются на лучшее.
Композитор и работник театра Александр Жеделев убежден, что ему и коллегам будет нелегко пережить этот кризис. Именно поэтому он призвал любителей искусства не забирать деньги за билеты. "Тогда нам будет немного легче справиться с этой ситуацией для того, чтобы позже мы вообще смогли открыться", - сказал Александр.
Последуют ли люди призыву композитора - вопрос открытый. Эпидемия угрожает оставить без денег на кусок хлеба тысячи людей. Привычная жизнь осталась в прошлом. Через некогда оживленный пограничный пункт в Нарве проходят последние люди, которые не успели вернуться в страну до закрытия границ. В Таллиннском аэропорту можно тушить свет - в пустынном зале ожидания прогуливается одинокий охранник.
Еще две недели назад такого никто не ожидал.
Прощальная вечеринка
Первого инфицированного в Эстонии выявили 27 февраля. Этой новости не придали особого значения. К тому времени инфекцию диагностировали во многих европейских странах. В начале марта ситуация в Италии вышла из под контроля, ежедневно умирали сначала десятки, а затем и сотни людей.
А пока на юге Европы родственники оплакивали своих близких, власти управы Ласнамяэ были озабочены проведением вечера танцев для группы риска - людей в возрасте. С каждым днем число выявленных случаев заражения коронавирусом росло. Постепенно местные власти вводят первые ограничения на массовые собрания, но далеко не все и не везде.
12 марта мэр Нарвы Алексей Евграфов пребывал в полной уверенности, что отменять предстоящую трехдневную ярмарку нет оснований. Тем же вечером правительство собралось на экстренное совещание. А пока министры обсуждали введение чрезвычайного положения, в столичном клубе Cathouse сотни людей отплясывали под хиты Ивана Дорна.
Интерактивный музей Советского Союза
В ночь на пятницу 13-е правительство решило запретить массовые собрания, закрыть учебные учреждения, кино и театры.
Почти ровно год назад жители Эстонии обнаружили в своих почтовых ящиках письмо с рекомендацией запастись продуктами и всем необходимым на семь дней. На случай внезапного кризиса. У многих это сообщение вызывало недоумение.
"Многие спрашивали: что происходит, мы что, готовимся к войне? Зачастую реакция была очень резкая и иронично насмешливая", - сказал советник Академии МВД Никита Грознов. Его ежедневная работа заключается в подготовке государственных учреждений к работе в условиях кризиса.
13 марта об этом сообщении вряд ли кто помнил. Люди побежали в магазины скупать продукты. Совсем скоро супермаркеты превратились в интерактивные музеи, демонстрирующие суровую реальность времен повального дефицита в Советском Союзе.
Как и в других странах из магазинов пропала туалетная бумага. С полок аптек пропали градусники противовоспалительные средства, лекарства от простуды, витамины и даже средство от грибка.
Министр внутренних дел Март Хельме с мрачной иронией подвел черту под первыми итогами кризиса: "Мы проводили кампании, раздавали флаеры, заказывали рекламу на телевидении, чтобы люди имели запасы на всякий случай. Вдруг что-то случится. Наконец-то люди обзавелись запасами".
Оставьте продукты за дверью
13 марта Эстония проснулась в новой реальности. Все большее количество людей поняли, что рекомендация избегать близких контактов и по возможности не выходить из дома - не пустой звук. Нагрузка на интернет-супермаркеты возросла в разы.
Курьер Михаил Матвеев едва успевает отдохнуть. "Приехал, загрузился, уехал. Ну, может, минут 10-15 удается выкроить, чтобы попить кофе и перекусить", - рассказал он. Вместе с количеством заказов увеличились и их объемы. Пункты, на которых комплектуют посылки работают в авральном режиме. Несмотря на это время ожидания заказов возросло.
Все чаще люди заказывают продукты для близких и пользуются услугой бесконтактной доставки. "Стоят в метрах пяти от тебя и говорят: ставь сюда. Сами не подходят, пока не уйдешь. Или просят оставить товар у двери", — рассказывает Максим.
Выживут сильнейшие
И если интернет-магазинам грех жаловаться на недостаток работы, эпидемия угрожает оставить без денег на кусок хлеба тысячи человек. "У меня нет каких-то ободряющих слов, к сожалению. Наступил такой период, когда выживет сильнейший", - признает управляющая кафе "Muna" Бронислава Пупкевич.
Еще в декабре она радовалась, что ей удалось собрать команду мечты. Сегодня она хватается за любую возможность, которая бы позволила не сокращать сотрудников. Бронислава понимает, что даже временную работу людям будет не найти.
"Muna" - лучшее кафе Нарвы по версии TripAdvisor. После оглашения чрезвычайного положения как по щелчку пальцев заведение лишилось основной статьи доходов от услуг кейтеринга. Когда в Ида-Вирумаа появился первый зараженный, Бронислава не стала рисковать здоровьем клиентов и закрыла двери кафе.
Буквально за несколько дней команда создала новый сайт и теперь пытается выжить за счет бесконтактной доставки блюд по Нарве. Пока дела идут не то чтобы хорошо, но Бронислава не сдается. "Мы будем бороться до последнего", - утверждает она.
В пустом стриптиз-клубе скучает танцовщица
Каждый выживает как может. И если нарвское кафе сделало ставку на заботе о клиентах, на другом конце Эстонии бар в Ласнамяэ рассчитывает на лояльных клиентов - любителях горячительного. Проблема лишь в том, что правительство запретило продажу алкоголя после десяти часов вечера. Однако владельцев это не смущает.
Когда в бар заходит наряд муниципальной полиции (МуПо), в нем играет музыка, в заведении полно людей. Охранники просят забрать пьяную двадцатилетнюю девушку, которая едва держится на ногах. На улице девушку пытаются отбить явно нетрезвые мужчины. Один из них представляется другом. Когда трюк не срабатывает, утверждает, что пьяная девушка - его жена.
Инспекторы не поддаются на уловки, и ее забирает бесплатное "такси" - наряд полиции. Заведению выписывают штраф, и на следующий день на его дверях красуется табличка "Бар временно не работает". С каждым днем отчаянных оптимистов, согласных работать после десяти вечера, становится все меньше.
В субботу, 21 марта, в старом городе можно было найти даже работающий стриптиз-клуб со скучающей от одиночества танцовщицей. На следующий день он уже закрыт.
Отрицание, торг, принятие
Автолюбители в Таллинне забыли о дорожных заторах. Центр города больше напоминает эвакуированную Припять - людей нет. Граница на замке. Авиасообщения практически нет, летают лишь челночные спецрейсы. Эстония пережила стадию отрицания угрозы. Кажется, что жизнь замерла.
Но это обманчивое впечатление. Пока государство принимает меры по предотвращению распространения эпидемии и призывает людей оставаться дома, они скопом бегут на болота. Инспекторы Муниципальной полиции день за днем обходят игровые площадки и разгоняют толпы молодежи. Школьники искренне недоумевают, что им делать. Когда они получают ответ, что им стоит сидеть дома, хор голосов произносит капризное "нет". Но все же ребята расходятся.
Несмотря на то, что призыв оставаться дома разносится из каждого утюга, день за днем, люди продолжают гулять толпами. 24 марта терпению правительства приходит конец: с 25 числа по улицам можно передвигать в одиночку или вдвоем. Игровые и спортивные площадки закрываются.
Спустя две недели после оглашения чрезвычайного положения Эстония так и не прошла стадию торга. Общество разделилось на две части: тех, кто предпочитает перестраховаться и следует указаниям, и тех, кто продолжает не верить в угрозу развития черного сценария. Второй группе это кажется немыслимым. Как и то, что в XXI веке с полок магазинов может пропасть туалетная бумага.
Комментарии
Отправить комментарий