Художник из Силламяэ, известный во всем мире
Эдуард Зеньчик родился 26 декабря 1975 года в городе Силламяэ (Эстония). График, живописец, фотограф, дизайнер, автор инсталляций, перформансов и музыкальных импровизаций. Организатор молодежных выставок и проектов. За годы творчества у Эдуарда состоялось более сорока персональных выставок, также он много раз участвовал в различных совместных проектах. Участник и призер международных конкурсов искусств и фотографии. Картины Эдуарда Зеньчика находятся в частных коллекциях по всему миру.
Фото: Личный архив
Если сравнить ваше раннее творчество с последними картинами, то в них не найдешь ничего общего. Это связано с достижением нового уровня мастерства?
Я работаю во многих направлениях. Без подписи к картинам многие действительно не догадаются, что их писал один автор. У меня сейчас период, когда я коплю художников в себе. За всю историю искусства люди привыкли к тому, что автор имеет какое-то одно лицо. Мне интересен кардинально-экспериментальный взгляд. Чтобы во мне была коллекция художников, которые свободно творят. Мне было бы скучно работать в одном направлении.
В отличие от многих современных художников вы не пытаетесь показывать «ужасающую реальность» или же выдвигать на передний план свою личность. Есть ли на то причины?
Я могу работать и с жесткими темами, но все же доминирует позитив. В современном обществе акцент смещен. Считается, что искусство не обязано быть красивым. Иногда этот тезис преподносится и так, что искусство вообще не имеет права быть красивым. Я считаю это ненормальным и иду против системы. Сейчас время концептуализма. Оно длится уже несколько десятилетий и все никак не хочет заканчиваться. Концептуализм скучен и холоден. Мне не нравится, когда в искусстве, как морге, где все стерильно чисто, но мертво. Я следую другим правилам и не хочу играть в игру тех, кто управляет сферой искусства сверху. В своих картинах я не стремлюсь выдвигать на передний план себя. Мне интереснее быть исправным божественным инструментом. Настоящее произведение ценно тем, что у него много прочтений. Пусть каждый увидит свое.
Фото: Личный архив
В какой момент вы поняли, что достигли своего «я» в искусстве?
В искусстве принято, что художник ищет свое лицо. Если не нашел, значит, не состоялся. Получается, что я действую недопустимо, позволяя себе быть неузнаваемым. Искусствоведы и кураторы воспринимают в штыки, когда разрушаются их каноны. Я чувствую, что состоялся в искусстве, но играю в несостоявшегося. Такая вот многослойность абсурда.
А чего хочет зритель? Стремится ли он к красоте? Вы недавно открыли галерею в нарвском торговом центре «Астри». Какой была реакция публики?
Публика свободна в своем выборе. Но так как люди живут в современном обществе, то оно начинает на них влиять. Мне неподвластно развитие зрителя. Я лишь маленькая песчинка во Вселенной. В Нарве был своего рода эксперимент. Выход искусства к людям, потому что сами люди перестали ходить в галереи и музеи. Люди приходят в торговый центр с другими целями. Но если не показывать им искусство, то они и не узнают, что оно могло бы им понравиться.
Многие современные художники говорят, что у нас в Эстонии искусством не проживешь. Есть ли у вас второстепенная деятельность?
Как только я начинаю заниматься параллельно чем-то еще, то все превращается в хобби. В таком случае на искусство остается слишком мало времени. В результате вместо 10 работ удается сделать лишь одну. Погруженность, глубина и мастерство – все теряется.
Пытаются ли вас копировать?
Было пару раз. Но я отношусь к этому положительно. В искусстве, а тем более в постмодернизме, заимствования – естественная вещь. Произведение трансформируется до неузнаваемости, и получается новое прочтение. Все было пересказано миллиард раз. Это нормально, когда ты прочитываешь что-то по-своему. Многие шедевры мирового искусства имеют элементы заимствования.
Пишете ли вы автопортреты?
Пробовал пару раз, но мне это не очень нравится. Так как я умею фотографировать, то могу сделать хороший портрет. Мне нравится рисовать другие миры.
На многих ваших картинах фигурирует примерно один образ девушки. Есть ли у нее реальный прототип?
Нет, это просто ангельский образ. Мне гораздо удобнее любить его, он совершенен (смеется). Наша реальность бьет любого. Мне нравится игра в тот мир, где больше совершенства. Там я могу оформить все на свое усмотрение и реализовать свою любовь в сфере живописи. Получаются окна, через которые зритель может видеть мир, интересный мне. Но я понимаю, что он не должен нравиться всем.
Как пришла идея показать свои работы в замке Кейла-Йоа?
Я был там на выставке Александра Васильева, и это место мне очень понравилось. Оно удивительно подходит к духу и атмосфере моего творчества. Проект получился масштабным. Часть этой выставки под названием «Прикосновение красоты» сейчас находится в Лапландии, а 50 картин будет выставлено у нас. Я доволен этим проектом. Раньше мне не приходилось говорить самому себе «классно получилось». Сейчас я удовлетворен. Надеюсь, будет какой-то резонанс.
В чем измеряется успех? В желании купить картину или в количестве посетителей выставки?
Все аспекты важны. Здорово, когда твое творчество пришлось по душе и человеку хочется приобрести картину. Это дает мне возможность создавать новые произведения. Невозможно писать картины в стол.
Какие у вас отношения со своим родным городом?
У меня ателье в Силламяэ. Я люблю свой маленький красивый город. Мне уютно и гармонично в Силламяэ. Там есть все, что нужно для полноценной жизни художника.
Как вы стали художником? Занимались ли творчеством ваши родители?
Мои родители работали на заводе. Они всегда понимали, принимали и поддерживали меня. Я с детства любил залезать под стол и рисовать там часами. Как своего учителя я позиционирую Игоря Лукьянова. Во время занятий в его студии во мне оформилось желание стать художником. В Художественной академии я отучился для галочки.
Из предисловий к одной выставке вы написали, что смысл жизни заключается в любви. Несчастная любовь в таком случае равна потере смысла? Или же вы имеете в виду любовь во всех ее проявлениях?
Любовь ведь имеет множество градаций. Мы с друзьями часто о ней размышляем. О любви говорили все поколения, музыканты, поэты, актеры. И мы продолжаем думать и жить ради любви. Понятно, что любовь действительно является смыслом. Но на практике никто ни разу не показал, в чем заключается совершенство любви. Это настолько глубокая философская сфера, что о ней можно говорить бесконечно. Высший уровень – божественная любовь, когда Бог разделяется на две ипостаси – мужскую и женскую – и является источником всей любви, пронизывая ею мироздание. Мы, как маленькие частички этой любви, тоже можем быть ее отражением, можем раздавать любовь и, наконец, понять, в чем истина. Когда мы действуем правильно, то нам дают почувствовать эту любовь. Но это большой подарок. Часто мы живем и мыслим неправильно. Здорово быть инструментом Бога и передавать эту любовь зрителю.
Комментарии
Отправить комментарий