И сейчас еще вагоны снятся: ветеран труда машинист Япинин отмечает юбилей
Таллинец, награжденный медалью за доблестный труд в Великой отечественной войне, Иван Япинин в дни празднования своего юбилея рассказал о себе и своем жизненном пути.
Ветерану труда, отмеченному наградами, в том числе медалью "За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.", Ивану Ивановичу Япинину исполнилось 95 лет. Навестившему юбиляра в его таллинской квартире журналисту портала Sputnik Meedia он сказал, что всю жизнь работал машинистом на железной дороге и иного не желал.
Со слов ветерана, свой трудовой путь он закончил лишь десять лет назад, а началась его самостоятельная жизнь, и вместе с ней трудовая, в 1940 году, когда Ивану Япинину исполнилось четырнадцать лет и он поступил в ремесленное училище. В то время так назывались учебные заведения начального профессионального образования, готовившие квалифицированных рабочих.
Трудное начало
"Сам я с Ленинградской области, Гатчинского района, где родился 16 января 1926 года. На начало войны мне было пятнадцать и я учился на помощника машиниста в Синявино, что неподалеку. Когда фашисты стали подходить, директор нас всех собрал, и мы 31 августа пешком двинулись в Тихвин. Днем шли, а ночью в деревнях ночевали на сеновале", — начал Иван Иванович.
© ФОТО : ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ИВАНА ЯПИНИНА
Декабрь 1940 года. 14-летний Иван Япинин - ученик ремесленного училища в Синявино
В Тихвине оказались 7 сентября. В это время началась блокада Ленинграда и, как заметил ветеран, если бы директор их всех не вывел, то, может, и не сидел бы он сейчас здесь и не рассказывал. Из Тихвина их сразу отправили на Урал, в Свердловск, куда они добирались, останавливаясь и пропуская поезда, следовавшие на фронт, 10 дней.
"Прибыли туда, хорошо помню, 18 сентября. Нас распределили по области по училищам. Я попал в Кировоград, где также учился на помощника машиниста. В феврале 42-го мне уже выдали документ об окончании, после чего назначили на работу в Невьянск, там же, в Свердловской области. В этом городе были крупный завод и депо. Поначалу пришлось работать слесарем", — продолжил Япинин.
Иван Иванович заметил, что о родителях он долго ничего не знал. Последний раз видел их, когда уже началась война, и он заезжал домой за одеждой. Мать у него эстонка, отец — ингерманландец. Жили в деревне с таким же смешанным населением, куда их переселили в 1939 году с хутора, заставив разобрать хуторской дом и перевезти его в деревню. Узнал, что все живы, уже после войны.
Верить и ждать
Добрым словом Иван Иванович вспоминает своего начальника на Урале, Веньина Петра Харитоновича. Когда в 44-ом году Япинину исполнилось восемнадцать, тот направил его помощником машиниста возить военные грузы. Рабочий график — полмесяца днем и полмесяца ночью, без выходных. Главная обязанность — уголь в топку бросать, по 12 часов каждый день.
"Работа, конечно, физически трудная. Потом еще паровоз надо было смазывать. Жил я в общежитии. Опять же, спасибо Веньину, устроившему меня туда. Потом, в середине 50-х, я из Ленинграда ездил к нему, навещал. Он принял меня, как отец", — рассказал Япинин и вспомнил о случае, произошедшем в 1942 году, после которого он едва остался жив.
Их было пять человек, собрались утром на работу. А рядом узкоколейка шла, по которой их стал нагонять товарный поезд. Решив подъехать, ребята вскочили на подножку. Он тоже, было, заскочил да поскользнулся. Схватился за поручень, висит, а ноги по земле волочатся. И подняться не может, и руки отпустить нельзя — под колеса попадет. Так метров двести поезд его и тащил. Хорошо, что ребята увидели, закричали, и машинист остановил состав.
"В ночь с 8-го на 9-е мая я был на работе, когда сообщили, что война закончилась. Засобирался, было, домой, но мне сказали, чтобы я отправлялся на курсы машиниста. Сдав экзамен, в 19 лет, стал самостоятельно маневровым машинистом работать на станции. Домой по-прежнему не отпускали и расчета не давали. Так я отработал в Невьянске 45-й и 46-ой год, ну а в 1947 мне все-таки удалось вернуться в Ленинград", — сообщил ветеран.
Город на Неве и столица ЭССР
В Ленинград Иван Япинин приехал без копейки денег. В понедельник утром явился на завод имени Карла Либкнехта, куда у него было направление, заполнил необходимые анкеты, прошел медкомиссию. В то время еще существовали хлебные карточки, ее ему тоже выдали, и определили в комнату в общежитии.
"Машинистом меня поначалу не взяли — мест не было, поэтому оформили помощником. Но уже через полгода, когда кто-то по возрасту с завода уходил, я стал машинистом. На этом ленинградском заводе я проработал 17 лет, пока в начале 60-х не переехал в Эстонию, где под конец войны оказались мои родители", — сказал Иван Иванович.
Как-то, навещая их в очередной раз, Япинин случайно увидел объявление, в котором кто-то предлагал обменять двухкомнатную квартиру в Таллине на однокомнатную в Ленинграде. К тому времени он уже был женат и у них с женой в Ленинграде была своя однокомнатная "хрущёвка" — от работы дали.
"До этого я 20 лет скитался по общежитиям: и на двухэтажных нарах спал, и в комнатах по десять человек. А тут — своя отдельная квартира. Конечно, был рад. Таллинскую квартиру, предлагавшуюся к обмену, на улице Лембиту в центре города, я посмотрел, она мне понравилась, и в 1964 году мы с женой из Ленинграда в нее переехали и прожили в ней 28 лет", — отметил ветеран.
Паровозов голоса
По словам Ивана Ивановича, с работой ему везло всю жизнь. Когда прибыл в Таллин, его сразу взяли на Балтийский судоремонтный завод машинистом. Потом он узнал, что на завод железобетонных изделий требуется машинист тепловоза. Права на управление им у Япинина были, он переучивался еще в Ленинграде, посещая без отрыва от работы вечерние курсы.
"На этом заводе я пробыл немного, потому что в 1970 году меня пригласили уже на Таллинский машиностроительный завод. Именно там я трудился больше всего — 25 лет. Когда Эстония восстановила свою независимость, машзавод приватизировали, поменялся его профиль и меня в 1995 году, как пенсионера, сократили", — рассказал ветеран.
© ФОТО : ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ИВАНА ЯПИНИНА
На тепловозе с внуком, 2007 год
О работе на Таллинском машзаводе и заводчанах в сердце Ивана Япинина остались самые добрые воспоминания. Несколько лет назад Совет ветеранов завода создал Общество ветеранов-заводчан, и уже дважды все они собирались и торжественно отмечали юбилеи своего завода: сначала 150 лет, а недавно — 155. Приходил на эти праздничные встречи и Иван Иванович Япинин.
"После увольнения с машзавода я нашел работу на заводе "Двигатель", где работал машинистом до 2005 года. Потом там тоже последовали сокращения и меня взяли машинистом в один из филиалов бывшего Балтийского судоремонтного завода, известного сегодня как концерн BLRT. Здесь я отработал еще семь лет. Работал бы и дальше, если бы предприятие не перевели в Маарду. Но туда я уже не пошел", — признался Япинин.
© ФОТО : ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ИВАНА ЯПИНИНА
С братьями и сестрами, 2011 год
Сегодня в таллинском районе Ласнамяэ он живет один: жена умерла, а у дочки — своя семья. Как признался Иван Иванович, он и сейчас по привычке встает в шесть утра, и сейчас еще ему вагоны снятся. Зная биографию ветерана-машиниста, любившего свою работу, в это можно поверить.
Комментарии
Отправить комментарий