Инки – специалисты по трепанации черепа?
Когда Эфраим Джордж Сквайер, американский дипломат и антрополог, предпринял в 1863 году путешествие в Перу, он и не представлял себе, что оно сулит ему самые неожиданные открытия. Он отправился туда за древностями.
Но вот во время осмотра одной частной археологической коллекции Сквайер увидел череп инка с недостающим большим квадратом. Этот факт вызвал у него большое любопытство. Он приобрёл реликвию и отослал её знаменитому французскому анатому и антропологу Полю Брока. Получив приобретение Сквайера, Брока тут же признал его уникальность.
Никогда прежде учёному не приходилось видеть, чтобы из древнего черепа с такой точностью была извлечена часть кости.
Трепанация, то есть, удаление определённых частей человеческого черепа, практиковалась в Африке за 12 000 лет до этого, а в Европе, по крайней мере, 6000 лет назад. Однако такие вырезы производились в черепах, главным образом, мертвецов, и делалось это, вероятно, из суеверия, чтобы, например, изгнать злых духов.
Брока пришёл к заключению, что операция была проведена на черепе живого инки, на живых костных тканях, о чём свидетельствовали признаки заражения по краям проделанного отверстия. Было совершенно ясно, что операция проведена в чисто медицинских целях. Более поздние исследования других трепанированных перуанских черепов привели к открытию целого набора разнообразных приёмов хирургической техники и указали на поразительный факт: половина таких пациентов после трепанации совершенно излечивалась.
Учёные подсчитали, что сотни трепанированных черепов, обнаруженных на настоящее время в Перу, превышают количество всех известных доисторических трепанированных черепов в мире в целом. За много веков до прихода в Перу современной медицины, здесь зародилась нейрохирургия…
В области оперативного врачевания наибольших успехов достигли инки и их предшественники предки (культура Паракас). Врачеватели инков успешно лечили раны и переломы, применяя «шины» из перьев крупных птиц; осуществляли операции ампутации верхних и нижних конечностей, производили трепанации черепов. Кропотливое изучение трепанированных черепов учёными Перу, Франции, США и других стран показало, что трепанации производились не только в ритуальных, но и в лечебных целях (при ранениях и травматических повреждениях черепа, воспалительных процессах в костной ткани, сифилитических язвах и т.д.). Хирургические инструменты для трепанации, туми, изготавливались из обсидиана, золота, серебра, меди.
Инки обладали солидными познаниями в анатомии человека и умели применять их на практике. Они с большим искусством осуществляли хирургические операции, в том числе делали трепанацию черепа. Врачеватели-инки ловко и быстро вскрывали черепную коробку, чтобы помочь своим раненым. Исследователи, которые изучают скелеты инков, обнаружили, что на каждом шестом черепе имеются следы операций. Отверстия в костях черепа свидетельствуют о хирургических операциях, причём ученые убедились, что пациенты, как правило, выздоравливали без особых осложнений и жили после операции не один год.
В Перуанских Андах в XV веке воины предпочитали булавы, дубины, обстреливали врага из камнемётов. Праща и булава – не игрушки, но при использовании такого оружия на поле боя оставалось больше раненых, чем убитых. Особенно часто воины-инки получали ранения в голову. Как это не раз бывало в истории человечества, война стимулировала развитие медицины, и инки научились проводить трепанацию черепа, чтобы спасать раненых воинов и даже возвращать их к активной жизни.
Нигде в мире, ни в одной другой стране, никогда не находили такого большого количества ископаемых черепов со следами хирургической трепанации. Первый из них датирован примерно 400 годом до н.э. Хотя в Европе подобные операции известны тоже очень давно, они не производились так часто, как в Перуанских Андах, и сама техника операции не достигла такого совершенства.
Во времена расцвета культуры инков эти операции стали почти обычным делом. Более 90% пациентов полностью выздоравливали, вели обычную жизнь, а умирали, как правило, через годы и даже десятилетия. Кроме того, процент инфицированных ран был очень низок. Хирурги-инки знали и успешно применяли различные дезинфицирующие вещества. Они обрабатывали раны сапонином, коричной кислотой и танином.
Хирурги применяли четыре разные техники операции: они или высверливали отверстие в черепной кости, или выскребали дырку, или выпиливали прямоугольный фрагмент кости, или же вырезали округлый кусочек кости (костную шайбу), который после завершения операции можно было снова вставить на место. Последний способ, по мнению исследователей, применяли в случаях срочного хирургического вмешательства, если рана была тяжёлая с очевидными последствиями.
Несмотря на достижения хирургов, археологи до сих пор не нашли в раскопках культуры инков никаких специальных хирургических инструментов. Ритуальный медный нож туми был недостаточно твёрдым для трепанации черепа. Эксперименты перуанских учёных на живых людях, которые проводились в сороковых и пятидесятых годах, показали, что известные инкам металлы не годились для таких целей.
Однако основанием для операции на черепе могло быть также заболевание, не связанное с травмой. Антропологи обнаружили, например, у некоторых пациентов признаки мастоидита – воспаления сосцевидного отростка височной кости. Это заболевание, которое проявляется мучительными головными болями, может возникать из-за плохо вылеченного воспаления среднего уха. Головные боли и головокружение нередко давали основание для трепанации черепа. В некоторых черепах проделано не одно отверстие, а несколько – до семи.
Шовный материал также был необычным и часто заимствовался у природы. Так, бразильские индейцы сближали края раны и подносили к ним больших муравьёв с сильными челюстями. Когда муравей захватывал челюстями края раны, туловище его отсекали, а голову оставляли в ране до полного заживления; количество используемых муравьёв зависело от размеров раны. При этом имел место двойной эффект: механическое сближение краев раны и её обеззараживание за счёт муравьиной кислоты, о существовании и действии которой индейцы тогда ещё не знали.
Обезболивание, как полагают, было общим и достигалось применением настоя трав, обладающих наркотическим эффектом, соков кактусов и других растений; их соки и настои действовали в течение нескольких суток (что поразило испанских конкистадоров XVI в., прибывших из Европы, ещё не знакомой с обезболиванием).
Несмотря на проведённые исследования, трепанация черепа у инков остаётся одной из величайших загадок истории медицины. Сами испанцы тоже производили такие операции. Но инки намного превосходили европейских завоевателей в искусстве вскрывать черепа в медицинских целях
Два антрополога из США провели исследование ископаемых черепов инков и обобщили все данные о следах хирургических операций. Они пришли к выводу, что характер многочисленных ранений в голову заставил инков искать способы лечения именно таких повреждений. Как это не раз бывало в истории человечества, война стимулировала развитее медицины, и инки научились проводить трепанацию черепа, чтобы спасать раненых воинов и даже возвращать их к активной жизни.
Валери Андрюшко из Южного университета штата Коннектикут в Нью-Хейвене и Джон Верано из частного университета Тулейна в Нью-Орлеане опубликовали статью в журнале American Journal of Physical Antropology, в которой изложили результаты своих исследований. Учёные изучили черепа, извлечённые в недавнее время при раскопках в районе Куско, столицы государства инков. Эти находки уже подробно и тщательно описаны.
– Хотя в музеях лежит много трепанированных черепов инков, во многих случаях точно неизвестно, где они были найдены, среди каких предметов, а иногда отсутствует точная датировка, – говорит Джон Верано. – Из 411 осмотренных нами черепов 16% имели, по крайней мере, одно отверстие от трепанации.
Поразительные цифры! Нигде в мире, ни в одной другой стране, никогда не находили такого большого количества ископаемых черепов со следами хирургической трепанации. Первый из них датирован примерно 400 годом до н.э. Хотя в Европе подобные операции известны тоже очень давно, они не производились так часто, как в Перуанских Андах, и сама техника операции не достигла такого совершенства.
В самый ранний период истории инков после операции трепанации черепа выздоравливала третья часть всех оперированных пациентов.
– Это видно по краям кости вокруг дырки в черепе, – говорит Джон Верано. – Они полностью покрыты новой костной тканью, отверстия гладкие и круглые.
Несмотря на проведённые исследования, трепанация черепа у инков остаётся одной из величайших загадок истории медицины. Не сохранилось никаких индейских источников, в которых упоминается о подобных операциях. В описаниях, составленных первыми испанскими завоевателями Южно-Американского континента, тоже ничего не говорится о трепанации черепа у инков.
Иероним Босх. Извлечение камня глупости. Музей Прадо в Мадриде
Слово трепанация происходит от греческого слова «trypanon», что означает «высверленное отверстие». Процесс трепанации предполагает удаление части костной структуры черепа путём сверления или выскабливания. В результате операции древний лекарь достигал твёрдой мозговой оболочки – необычайно прочного слоя ткани, защищающего мягкие ткани мозга от травм. Как правило, трепанация черепа применялась для лечения внутричерепных заболеваний.
Существует распространённое убеждение, что трепанация характерна главным образом для некоторых районов Перу, поскольку именно там были найдены черепа с наиболее впечатляющей деформацией. Хирургическое мастерство древних перуанцев, безусловно, завораживает современных учёных, но, нужно признать, что черепа с явными признаками трепанации были обнаружены также в странах Европы, в России, в Африке, в Полинезии, в Китае и в Южной Америке. А в некоторых культурах такая практика существует и поныне.
– Трепанация, сделанная две тысячи лет назад в пустыни Наска в Перу предположительно для облегчения воспаления передней полости черепа
Начало исследованию этого явления было положено во Франции в XVII веке. В 1685 году член монашеского ордена бенедиктинцев французский филолог и историк Бернар де Монфокон обнаружил при раскопках в Кошереле череп с характерным отверстием. Специалисты начали всерьёз изучать случаи трепанации лишь полтора века спустя, поэтому учёное сообщество тогда не придало открытию де Монфокона никакого значения. Пришлось дожидаться 1816 года, пока французский географ и картограф Жан-Дени Барбье дю Бокаж не обнаружил второй подобный череп в Ножан-ле-Вьерж. Осмотр черепа показал, что отверстие в его костной ткани было сделано преднамеренно, а не является результатом какой-либо травмы, несчастного случая или боевого ранения. Исследователей больше всего поразил тот факт, что операции по трепанации проводились на живых людях, и в большинстве случаев пациенты выживали.
Археологические раскопки древних французских поселений дали новый материал для исследователей. Сотни черепов с признаками трепанации были обнаружены в гроте Мёртвого человека на юге Франции, а также в древних погребальных и культовых сооружениях в департаменте Лозер. Все они относятся к эпохе неолита. Учёные оценивают возраст останков в 4000-5000 лет. Так, в одном из захоронений находилось сто двадцать черепов, сорок из которых имели следы трепанации. Зачастую отверстия были сделаны путём выскабливания костной ткани при помощи очень твёрдого остроконечного камня, такого как кремень или обсидиан, причём размеры повреждений могли варьироваться от нескольких сантиметров в диаметре до почти половины черепа.
Более восьмидесяти процентов пациентов, перенёсших трепанацию в эпоху неолита, чьи черепа были найдены во время раскопок, проживали месяцы, а то и годы после операции. Об этом свидетельствует начавшийся процесс заживления вокруг повреждённого участка. Так, на многих черепах учёными были обнаружены очаги отложения кальция – явный показатель нового роста костей и исцеления. В отдельных случаях образовавшиеся в результате трепанации отверстия полностью затягивались. Если же никаких признаков заживления не наблюдалось, логично было предположить, что человек умер во время операции или сразу после неё.
Череп девушки, выжившей после трепанации, сделанной кремневым резцом. Эпоха неолита (3500 г. до н.э.). Музей естествознания в Лозанне
До недавних пор захоронение, обнаруженное во французском Энсисхайме, считалось самым ранним по времени образцом трепанации. Теперь первенство принадлежит захоронению, найденному на территории Украины. Учёные датируют останки из Энсисхайма 5100 — 4900 годами до нашей эры, причём речь идёт о человеке, прооперированном дважды, и в обоих случаях удачно перенёсшем хирургическое вмешательство.
Когда дело касается глубокой древности, чем дальше учёные продвигаются в своих исследованиях, тем больше перед ними возникает вопросов. Существует множество гипотез, призванных объяснить, почему древние цивилизации прибегали к этой в высшей степени деликатной хирургической процедуре. Современные представители коренных народов, чьи целители по-прежнему практикуют трепанацию, утверждают, что эта процедура понижает внутричерепное давление, избавляет от головных болей, эпилепсии и психических расстройств. В отдельных случаях трепанация используется для ритуальных целей, чтобы укротить злых духов, которые вызывают болезни.
Амулеты из фрагментов человеческого черепа, вырезанных во время трепанации. Культура полей погребальных урн (IX век до н.э.). Музей Кинтана в Баварии
Новейшие мировые исследования показывают, что данная практика применялась для облегчения боли при ранениях в голову. Эта гипотеза косвенно подтверждается статистическими данными, поскольку взрослые мужчины, регулярно принимающие участие в военных действиях, гораздо чаще подвергались трепанации, чем женщины и дети.
Стремительное развитие науки в XIX веке привело к передовым открытиям в области медицины, в частности, стала широко применяться анестезия, а врачи получили возможность оперировать в стерильных условиях. В прежние времена пациентов, для которых трепанация была вынужденной мерой, оперировали по антисептическим стандартам XVIII-XIX века, иначе говоря, в антисанитарных условиях. Смертность от сепсиса в результате таких операций была практически стопроцентной. К сожалению, антибиотики и прочие препараты, препятствующие развитию инфекций, тогда ещё не входили в арсенал врачей.
Сегодня исследователи и медики ломают голову над загадкой, откуда древние врачи получили навыки, необходимые для такой сложной хирургической операции, если подобными навыками не обладали врачи в XVIII-XIX столетиях. Как, используя лишь заостренный камень, они убирали необходимое количество костной материи и добирались до мозга, не повредив кровеносные сосуды, твёрдую мозговую оболочку и мозг? Самое удивительное, что современные учёные не располагают доказательствами, свидетельствующими об эволюции этой процедуры, о многочисленных экспериментах и ошибках древних врачей. При этом, древние методы трепанации, полученные целителями коренных народов от прадедов и используемые до сих пор, по-прежнему обеспечивают невероятно высокую выживаемость пациентов.
Cложнейшей операции, связанной с повышенными рисками и требующей ювелирного хирургического мастерства, прибегая к ней лишь в том случае, когда иного средства не остаётся. Удивительные успехи древних докторов, не имевших в своём распоряжении ни антибиотиков, ни анестезии, ни хирургических инструментов, свидетельствуют о феноменально обширных научных познаниях наших далёких предков из эпохи неолита.
А вот как все происходит в наше время:
Комментарии
Отправить комментарий