История о футболе и необычных болельщиках, мотивирущих игроков
В 1992 сборная Дании одержала волшебную, сказочную победу на Евро-92. У этой сказки есть и другая сторона, но она не веселая. Более того - страшная, но божественная.
Шведский чемпионат Европы-92 стал одним из самых непредсказуемых в истории. Турнир в последний раз принимал лишь восемь команд – в 1996-м финалистов было уже 16. Кроме того, Евро-92 стал первым для объединенной Германии и сборной СНГ. Сборная Содружества Независимых Государств не играла отборочный турнир – СССР выиграл группу квалификации, но распался, поэтому УЕФА допустила СНГ.
Вторым неожиданным решением стало освобождение Югославии от участия в Евро: страна развалилась, а за мясорубку на территориях Боснии и Герцеговины сборную не допустили до участия. Вместо выигравшей группу «плави» на финальный турнир в Швецию поехали датчане, занявшие второе место. О рокировке стало известно за 10 дней до первого матча.
Главный тренер датчан Рихард Меллер-Нильсон сначала не поверил звонку из Федерации футбола Дании. Потом уже ему не поверили помощники. Через пару часов смятения, радости и осознания ситуации тренерский штаб обзванивал игроков сборной. Но почти вся команда разъехалась по отпускам, поэтому роль связных выполняли родственники, друзья, клубы – количество звонков шло на сотни.
Только с поиском двух звезд не было проблем: Микаэля Лаудрупа, расслаблявшегося на Карибах, не звали из-за конфликта с Меллер-Нильсоном и отказа играть за сборную, а Ким Вильфорт никуда из Дании не уезжал. Лин, семилетняя дочь полузащитника «Брондбю», боролась с лейкемией в раковом центре, и Вильфорту было плевать на все. Даже звонок от тренера не вызвал воодушевления. Ким не собирался в Швецию. Какая глупость – пинать надутый кусок резины перед пьяной толпой, пока единственный смысл жизни медленно и болезненно превращается в ничто.
Врачи давали осторожные прогнозы, но лечение приносило результат: девочка чувствовала себя лучше. Вильфорт задумался о сборной, а жена твердила, что это главное событие его карьеры, он не может его пропустить. Меллер-Нильсон, понимавший, что его команда призвана сыграть роль статиста на Евро, обещал щадящий режим для Кима – он мог после матчей уезжать к дочери прямо со стадиона. Спустя часы раздумий Ким собрал сумку, попрощался с дочерью и выехал к партнерам.
Команда, собранная на Евро по телефону, была абсолютно не готова к турниру. Не было ни графика тренировок, ни плана на встречи против Франции, Англии и Швеции. Неудивительно, что после двух матчей с британцами и скандинавами Дания шла на последнем месте в группе. Но соперники также играли нестабильно – англичане после клубного сезона еле двигались, а французы болезненно переживали смену поколений.
После поражения от шведов Вильфорту позвонила жена и сказала, что Лин стало хуже и ей остались считанные дни. Ким собрал сумку без намерения возвращаться в сборную. Держа за руку слабеющую на глазах дочь, он видел, как в соседней палате пациенты смотрят битву Дании и Франции – статиста и недавнего чемпиона Европы. И чем дальше шла игра, тем больше кричали мужики в больничных сорочках, тем быстрее билось сердце Вильфорта, тем крепче он сжимал руку Лин.
Счет открыл Хенрик Ларсен уже на восьмой минуте. Датчане прятались в траве штрафной, отбиваясь от французов, Шмейхель почти растворился в воздухе – так часто и быстро он летал из угла в угол. Но даже он не отразил выстрел Папена на 61-й минуте. Дешам и компания надавили еще, но за 12 минут до финального свистка ошиблись с офсайдной ловушкой, и приятель Вильфорта Эльструп (10 игроков Дании или представляли «Брондбю», или выступали за него ранее) замкнул пас от Поульсена. Больничные коридоры наполнились радостными возгласами. От Дании до Мальмё, где был матч, ходит паром, и толпа людей кинулась в Швецию. Сердце Вильфорта разрывалось от радости и боли.
Дания заняла вторую строчку в группе и попала на действующих чемпионов Европы голландцев с Бергкампом, Райкардом, Гуллитом, Ван Бастеном и Куманом. Меллер-Нильсон умолял Вильфорта вернуться. Ким согласился, только когда дочь сама попросила отца поехать, чтобы добиться главного успеха в карьере.
Полуфинал превратился в хоррор: дважды Ларсен выводил Данию вперед, но Бергкамп и Райкард возвращали статус-кво. Причем Франк забил второй мяч, когда от финала датчан отделяли четыре минуты. Экстратайм ситуацию не прояснил, и матч перешел в серию пенальти. Голландцы смазали на второй попытке – Ван Бастен пробил ужасающе. Датчане трижды пробили точно, а четвертым к точке подошел Вильфорт, больше всех изможденный от стресса, переездов и футбола. Подошел и забил. Он знал, что Лин видела по телевизору, как ее отец вышел в финал чемпионата Европы – как она и просила.
Со стадиона Вильфорт уехал в Данию – дочери стало хуже, финал был близок, но семья буквально вытолкала отца из палаты – возвращайся в команду, подготовься с решающему матчу против Германии и выиграй его для дочери.
Датчане снова рано открыли счет – на 19-й минуте постарался Йенсен, но дальше Германия размазала соперников, чудом не накидав горсть голов. Но за 11 минут до конца Вильфорт превратил в быль мечту Дании - надежду на золото, которая родилась всего две недели назад.
Но к исполнению мечты самого Кима его не приближал ни один гол - Лин Вильфорт умерла через несколько дней после финала. В последние часы жизни, она сказал, что гордится отцом. Ее мечта сбылась Дания выиграла, а, папа был сильным. Он мечтала перед смертью увидеть летнюю сказку сборной Дании, и она ее увидела. Это была сказка написанная для нее, и для таких же как она. Они были счастливы тем летом.
Ким Вильфорт нашел в себе силы продолжить карьеру в профессиональном футболе и до 1998 года выступал за Брондбю. Болельщики обожали его и неофициально назвали домашний стадион клуба "Вильфорт Парк". Чуть более года спустя чемпионата Европы у Кима и Минны Вильфорт родилась дочь Рикке. Сын Вильфортов Миккель также стал профессиональным футболистом.
Комментарии
Отправить комментарий