История празднования Нового года при Петре Великом
Указом от 20 декабря 1699 года Петр I ввел в стране новый юлианский календарь. Это означало, что впредь новый год начинался с 1 января, а не с 1 сентября, как было раньше. До указа Петра летоисчисление велось от Сотворения мира, после — от Рождества Христова. Так что очередной 7208 год от Сотворения мира начался, как обычно, осенью, но уже через четыре месяца отпраздновали наступление 1700 года. Отмечать при Петре Великом тоже стали по-новому: украшали дома еловыми ветками, зажигали фейерверки и проводили ассамблеи на европейский манер.
Почему Петр I решил ввести новый календарь?
Петр Алексеевич не изобрел новый праздник, а лишь перенес уже существующий на новую дату. Причина переноса — желание государя выстраивать более тесные дипломатические отношения с западноевропейскими странами, среди которых он искал союзников для военных походов. За год до реформы летоисчисления 26-летний государь впервые побывал в Европе с дипломатической миссией — он в принципе стал первым русским правителем, который отправился в европейские страны с мирным вояжем. Царь путешествовал инкогнито в составе Великого посольства и объехал города Пруссии, Голландии, Англии и империи Габсбургов.
Когда в стране отмечали начало нового года?
Меняя дату празднования Нового года, Петр опирался на опыт народов, проживавших на территории современных Румынии, Молдавии, Сербии, Хорватии, Черногории, Болгарии, Греции, Кипра, которые отсчитывали Новый год с восьмого дня после Рождества Христова. При этом принять григорианский календарь, распространенный в католических странах Европы, Петр не мог. Это могло привести к бунту духовенства и православного населения страны.
Какие новогодние традиции ввел Петр I?
Новый год 300 лет назад отмечали не в ночь с 31 декабря на 1 января, как это принято сейчас, а 1 января. Петр Алексеевич даже регламентировал праздник тем же указом "О праздновании Нового года". Правда, указ этот распространялся только на жителей Москвы. Как встречали Новый год в других частях большой страны — точно неизвестно.
Жителям "царствующего града" было велено в этот день поздравлять друг друга, благодарить Бога молебным пением и украшать дворы еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветвями. Даже бедняки должны были хотя бы "по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить". Хвойные украшения должны были стоять всю следующую неделю.
Именной указ Петра I "О праздновании Нового года", 20 декабря 1699 года
После должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви и кому случится и в дому своем по большим и проезжим знатным улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых <...> а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на ворота, или над храминою своею поставить.
Именной указ Петра I "О праздновании Нового года", 20 декабря 1699 года
31 декабря 1724 года Петр издал еще один указ с новыми правилами: теперь столичные жители должны были украшать дворы фонарями. В тот год как раз появились фонарики "голландского образца". Это были камеры из редкого и дорогого в те времена материала — стекла, которые заправляли маслом и ставили на специальные столбы. Горели они тускло и еле-еле освещали путь во тьме. Лампы, по предписанию Петра, зажигали в ночь с 1 на 2 января.
Празднование Рождества Христова и Нового года при Петре Великом и в древнее время. Композиция К. Брожа, гравер Э. Даммюллер, 1870-е годы
К началу XVIII века относится и появление традиции запускать фейерверки в честь Нового года. Первые "огненные потехи", как их тогда называли, появились на Руси еще при царе Алексее Михайловиче, но только при его сыне Петре Алексеевиче стали регулярными. Уже тогда фейерверк был не просто яркой вспышкой в небе, а грандиозным действом c надписями и движущимися фигурами.
Правда, сюжеты новогодних представлений были отнюдь не сказочными, а в основном военными. Петр приглашал на новогодние празднества зарубежных дипломатов, и фейерверк был удобным способом донести до иноземцев и народа свои военно-политические победы. Царь даже сам придумывал сценарии фейерверков и проводил часы в пиротехнических лабораториях.
Когда начинался фейерверк, его приветствовали залпами из мелких ружей. Предписание касалось в большей степени знати, находящейся на службе у царя. Чиновников, входивших в Боярскую думу (бояр, окольничих, думных), военных и купцов.
А как сам Петр Алексеевич отмечал Новый год? И кто был на пирах вместе с царем?
Петр отмечал по-разному. Например, благодаря дневникам датского посла Юста Юля, бывшего на службе в России в 1709–1711 годах, доподлинно известно, как царь встретил 1710 год. 1 января Петр отправился в Успенский собор Кремля. Так было заведено встречать новый год у Романовых, к тому же в этот день отмечали церковный праздник — Обрезание Господне. Во время обедни царь пел "так же уверенно, как священники, монахи и псаломщики, имевшие перед собою книги" и снял со своего слуги парик, чтобы голова не мерзла, хотя в принципе накладные волосы недолюбливал.
Датский посол в России Юст Юль, 1 января 1710 года
Царь стоял посредине церкви вместе с протчею паствой, и хотя обыкновенно он носит собственные волосы, однако в тот раз имел на [голове] старый парик, так как в церкви, когда ему холодно голове, он надевает парик одного из своих слуг, стоящих поблизости. <...> На [царе] был орден Святого Андрея, надеваемый им лишь в редких случаях. Он громко пел наизусть так же уверенно, как священники, монахи и псаломщики [имевшие] перед собою книги, ибо все часы и обедню [царь] знает, как "Отче наш".
Датский посол в России Юст Юль, 1 января 1710 года
После службы Петр вместе с приближенными отправился пировать. В зале были накрыты два стола и стояли небольшие поставцы (шкафы) с драгоценной посудой. Царь сел за стол, рядом с ним расположились офицеры гвардии и люди других чинов. Часто на такие застолья приглашались иностранные министры и послы — это нововведение Петра, до него "иноземцы" на царских пирах бывали редко. Митрополит и священники сидели за отдельным столом, а супруга царя Екатерина и другие женщины и вовсе находились в "особой зале". Это удивило датского посла: в Европе в XVIII веке нравы были более свободными — за столом мужчин и женщин не разделяли. Всего на празднике было 182 гостя. И они с Петром развлекались за новогодним столом весь день: сели в 10 часов утра, а встали уже затемно.
По традиции праздник закончился фейерверком. Ранее в 1709 году русская армия победила шведов в Полтавской битве, и Петр не мог не отметить это событие. По сюжету фейерверка из-за каменной горы выходил лев (то есть шведская армия), который подходил к "столпу с короною" (то есть к Польскому государству) и опрокидывал его. Имелось в виду завоевание Польши: отречение Августа II от престола Речи Посполитой и воцарение Станислава Лещинского, ставленника Карла XII. Далее лев приближался с тем же намерением к другому столбу с короной (то есть к Российскому государству). Потом "явился орел для защищения оного столпа" (это была русская армия) и "оного лва Перуном [или огненными стрелами] разшип с великим громом". В конце фейерверка первый столб распрямлялся, являя избавление Польши и возвращение Августа II на престол благодаря русской армии. В это время Петр показывал гостям гравюру с изображением фейерверка и объяснял его аллегорический смысл.
Ассамблея при Петре. Литография А. Руднева, 1866 год
Когда Петербург стал столицей государства, празднование Нового года переместилось туда. Из походного журнала Петра и дневниковых записей камер-юнкера Фридриха Берхгольца известно, что 1 января 1724 года Петр Алексеевич, как обычно, отправился на литургию в Троицкую церковь, а после обеда поехал на ассамблею "в аудиенц-камеру", то есть в Сенатский зал. На балу присутствовали герцог Голштинский, Гессен-Гамбургские князья, супруга Екатерина с цесаревнами и другие знатные гости. Ассамблеи в те годы были новым явлением: Петр ввел их специальным указом только в 1718 году. Это были специальные светские вечера, учрежденные "не только для забавы, но и для дела". На таком балу можно было не только потанцевать, поиграть в карты или шахматы, пообщаться с дамами, что, кстати, было нововведением, но и переговорить о делах — гостями были дворяне, офицеры и знатные купцы.
В иные годы бывало, что царь практически не отмечал Новый год: то был в заграничных поездках, то подписывал приказы, то рассылал письма и планировал военные кампании. Трудолюбивый государь, который, по свидетельствам современников, вставал в пятом часу утра, работал и по праздникам.
А что подавали на царский стол? Хочу рецепт новогоднего блюда!
Какие блюда и напитки стояли именно на новогоднем столе императора — доподлинно неизвестно. Однако есть сведения о царских застольях в целом. Так, обязательным блюдом на государевых пирах в XVII веке были пироги. Десятки соленых, кислых и сладких пирогов ставили на стол. Их начиняли кашей, овощами (капустой, горохом, репой, морковью), грибами (рыжиками, груздями), ягодами, маком, мясом, птицей, рыбой, творогом и яйцами. Необычным может показаться пирог, с которого, как правило, начинался царский пир, — с лебедем. Мелко рубленное мясо птицы запекали в форме из ржаного теста и украшали фигурой лебедя, вылепленной из сахарной массы. Иногда ее покрывали настоящими перьями. Подавали блюдо с лебедиными яйцами и взваром.
Известно, что Петр I любил простую еду: щи, жаркое, свинину в сметанном соусе, солонину (мясо, выдержанное в поваренной соли) и ветчину, холодное мясо с солеными огурцами или лимонами, острые соусы с пряноcтями, студень, паштет, каши, овощи, зеленый горошек. Правда, рыбу считал вредной для своего здоровья и не ел даже в пост. Исключением была разве что соленая сельдь, которую он распробовал во время путешествия в Голландию.
Как приготовить пирог из говядины по рецепту XVII века
Запивали все эти блюда водкой, пивом, брагой, квасом. При Петре стали популярными новые напитки: кофе, который продавался ранее только в аптеках, и красное сухое вино "Эрмитаж". К последнему монарх пристрастился во время путешествия во Францию в 1717 году, а потом наладил его поставки в Петербург. Судя по описаниям современников, выпивали на царских застольях тогда много — алкоголь мерили сотнями ведер.
На десерт в петровские времена впервые начали подавать разнообразные желе и "конфекты", или "комфети". Под таким названием имели в виду не только конфеты, к которым мы привыкли, но и пирожные.
Получается, Новый год во времена Петра Великого не был народным праздником?
Скорее всего, Новый год в петровские времена был одним из придворных праздников, и отмечали его явно немногие. Только 1% из 15 млн жителей Российской империи — жители Москвы и Санкт-Петербурга — могли поучаствовать в новогодних торжествах: попасть на фейерверк или присоединиться к гуляниям на центральной площади. Там их ожидало подношение от царя. Народ мог угоститься жареным быком, вином, самогоном.
О том, как праздновали Новый год 300 лет назад крестьяне, которые составляли в те времена большую часть населения страны, почти ничего не известно. Зато есть сведения о том, что в народе пошла молва, что царь своим указом о праздновании Нового года и другими наказами вроде бритья бород и ношения иностранных платьев разрушает православную веру. По всей видимости, чтобы успокоить подданных, Петр подчеркнул в указе, что 1 января Новый год празднуют в том числе и православные народы — например, греки.
Кто отмечал Новый год при Петре I?
Смысл Нового года при Петре тоже был другим. Как уже упоминалось, для царя этот праздник был удобным способом напомнить своим подданным, иностранным послам и министрам о военных "викториях" Российского государства. Иными словами, Новый год при Петре скорее напоминал нынешний День защитника Отечества, когда чтили воинскую доблесть. Современные атрибуты Нового года — детские утренники, новогодняя ель и шампанское — появились уже в XIX веке.
Даты в проекте указаны по старому стилю.
ТАСС выражает благодарность за помощь в подготовке проекта доктору исторических наук, ведущему научному сотруднику ИРИ РАН Степану Михайловичу Шамину, старшему научному сотруднику факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова Андрею Владимировичу Топычканову, а также главному специалисту отдела научной информации и публикации РГАДА Наталье Юрьевне Болотиной. А также выражаем признательность Государственному музею истории российской литературы имени В.И. Даля и Российскому национальному музею музыки за предоставленные изображения.
Источники: Александров В.А., Власова И.В., Полищук Н.С. Русские. — М.: Наука, 1997. Берхгольц Ф.В. Дневник камер-юнкера Берхгольца, веденный им в России в царствование Петра Великого,с 1721 по 1725 год. — М.: Тип. Каткова и К°, 1858–1863. Ключевский В.О. Курс русской истории ("Отношение народа к Петру"). Культура.рф. Письма и бумаги императора Петра Великого. Т. 10 (январь — декабрь 1710 года) / Ин-т истории АН СССР; Ред. Б.Б. Кафенгауз. — М.: Изд-во АН СССР, 1956. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории ("Время Петра Великого”). Походный журнал 1714 года. — СПб.: б.и., 1855. Топычканов А.В. Царский пир от Михаила Федоровича до Петра I. — М.: МГОМЗ, 2014. Труды и дни императора Всероссийского: именные указы, переписка, мемуары, воспоминания современников / Петр I. — М.: Эксмо, 2013.
В проекте использованы изображения из собраний Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля и Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Российский национальный музей музыки".
Комментарии
Отправить комментарий