История развития европейской картографии и ее влиянии на мировую политику и экономику
Сегодня сатирики все больше перемещаются в Facebook и Youtube — а сто-двести лет назад карикатуристы использовали то, что было под рукой, например, географические карты. Редакция журнала "Bird In Flight" нашла некоторые сатирические карты, изданные в XIX–XX столетиях.
Россия, ведущая агрессивную военную политику, на этих картах показана как каток или буйный медведь, тянущий лапы к чужим территориям. Растянутая по всему миру Британская империя — огромный матрос. Зачинщица Первой мировой войны Германия — лающая собака, а пытающиеся сохранять нейтралитет Италия и Испания — карабинер и матадор, готовые ударить в спину. С помощью лаконичных образов авторам удавалось передавать актуальную политическую ситуацию.
Карта разобщенной ЕвропыБельгия, 1864 год
По итогам Крымской войны Европе удалось немного утихомирить «русского медведя»: русские вернули Турции Карс, отдали Молдавии кусок Бессарабии, а также получили временный запрет иметь военный флот на Черном море.
Карта политической ситуации в Европе перед франко-прусской войнойФранция, 1870 год
Европа накануне франко-прусской войны. Франция — озлобленный бородатый солдат со штыком, а Пруссия (Отто фон Бисмарк) — толстяк, который вот-вот лопнет. Мелкая Бельгия сжимается между воюющими Францией и Пруссией, Ирландия пытается сорваться с поводка Британии. Скандинавия бросается на континентальный конфликт как пантера. Швейцария — дом без окон и дверей, что явно указывает на ее постоянный нейтралитет во всех конфликтах, а болезненного вида Россию все игнорируют.
Сатирические карты Андре БеложаФранция, 1867 год
Редкая картографическая карикатура, где Россия показана не злодеем и варваром, а эрудированным джентльменом в пенсне. Автор показывает растущее влияние России в области литературы и искусства, отодвигая ее агрессивную военную политику на второй план. На второй карте, датированной 1882 годом, поведение европейский стран скорее напоминает взбунтовавшийся зверинец.
Карта осьминога-захватчикаВеликобритания, 1900 год
Фридрих Роуз изобразил Россию осьминогом, который тянет свои щупальца к Китаю, Персии и Европе. Германия, Италия и Англия — военные командиры, которые пытаются этому противостоять, в то время как Франция и Испания выступают как привлекательные женщины. До Первой мировой остается четырнадцать лет.
Карта «псов войны»Великобритания», 1914 год
Первая мировая. Зачинщик войны Германия — агрессивная такса, ее союзник Австрия — надрывно гавкающая дворняжка. Бельгия — беспомощный мелкий гриффон, а мощные Франция с Англией — бульдог и пудель. Карабинер Италии, тореадор Испании, Португалия и Балканы предусмотрительно огорожены разграничительной линией как страны, оставшиеся нейтральными. Голландия ехидно улыбается, Греция готова вонзить нож. Россия — каток, на колесах которого в сторону Европы движется агрессивный медведь. Вся Британия показана гигантских размеров матросом с явным намеком на морскую мощь британцев.
Карта политической расстановки сил во время Первой мировой войныВеликобритания», 1914 год
Карта отображает политическую ситуацию в Европе в начале Первой мировой войны.
Германия — орел, окруженный вооруженным солдатом с кровью на руках (Британия), медведем (Россия) и носатой дамой с пикой (Франция). Ее союзники выглядят неубедительно: Австрия — грустный Пьеро, страдающий от безответной любви к Германии; Турцию фактически подталкивают к военному противостоянию. Италия поет популярную в то время песню Эла Джонсона «You made me love you» о принуждении к любви — отсылка к тому, как Италия отказалась выступить на стороне Тройственного союза и в 1915 году перешла на сторону Антанты.
Карикатуры Харви УильямаШотландия, 1868 год
Шотландец Харви Уильям в серии гротескных карт 1868 года сосредоточился на характерных чертах каждого государства. Россия — медведь, скрещенный с попом; Испания и обнимающая бобра Португалия — «сосредоточенные друг на друге, своей красоте и выращивании винограда создания». Уэльс спекулирует на величии образа короля Артура, который, по преданию, имел валлийские корни. На одной из карт Харви Уильям показывает процесс объединения Германской империи в очертаниях министр-президента Пруссии Бисмарка и прусского короля Вильгельма, намекая на решающую роль Бисмарка в вопросах внешней политики.
Все карты мы нашли на сайте коллекционера Дэвида Рамси. В его коллекции больше 150 тысяч редких карт и картографических знаков. В 1996 году он начал оцифровывать свой архив и постепенно выкладывать его на своем сайте — сегодня в открытом доступе лежит уже 82 тысячи карт в высоком разрешении.
В издательстве Paulsen вышла книга Марьё Нурминен «Мир на карте». Научно-популярная энциклопедия европейских карт VI–XVII веков, которую журналистка и популяризатор науки собирала шесть лет. Для создания этого opus magnum финская исследовательница посетила архивы картографических и морских музеев от Нидерландов до Ватиканской апостольской библиотеки. Масштабное издание вышло при поддержке Фонда Джона Нурминена, который занимается просветительской деятельностью, в том числе выпускает иллюстрированные книги-справочники о морском культурном наследии. Сергей Сдобнов ознакомился с книгой и рассказал Strelka Magazine, как менялись взгляды европейцев на мир и как карты влияли на экономику и политику.
БИБЛЕЙСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
Человек научился определять стороны света 30 000 лет назад. За две тысячи лет до Рождества Христова жители Земли уже могли узнать своё месторасположение по движению небесных тел. В Средних веках главной стороной света оказался Восток: там располагалась Святая земля. Такая расстановка направлений означала, что Азия оказывается наверху, Европа — в левом нижнем углу, Африка — в правом нижнем углу карты.
На вселенских картах, которые составляли в монастырях, изображали основные этапы библейской истории: сотворение мира, спасение во Христе, а также Страшный суд. Зрители видели «Ноев ковчег на горе Арарат, Вавилонскую башню в Вавилоне или дорогу на Дамаск, на которой Павел был обращён в христианство». Кроме освоения библейских сюжетов, вселенские карты постоянно напоминали средневековым людям о конечности их земной жизни.
TERRA INCOGNITA
Всё, что выходило за границы христианской цивилизации, казалось пугающим: людей изображали со звериными чертами (часто с собачьей пастью), у некоторых из них отсутствовала голова, а лицо располагалось на груди. Эти представления опирались не на реальный опыт наблюдения, а на записи древних греков и средневековых картографов, например Исидора Севильского.
Христианская T-O карта
Вселенские карты показывали известные части света: три открытых континента, Азия, Европа и Африка, размещались внутри круглой буквы О, «разделённой буквой Т на три части <...> между тремя сыновьями. Сим получил Азию, Иафет — Европу, Хам — Африку». В Южном полушарии располагался значительный участок суши, о котором почти ничего не было известно. Из дальних, но уже известных стран на карте отмечались Индия, Персия и древнее Мидийское царство, имелись в виду земли нынешнего Ирана. С помощью этих карт средневековый человек мог выстроить ориентировочный путь до Иерусалима или проследить за христианской историей.
Ранняя Беатова карта из Северной Испании. XI век
Альтернативой европейским вселенским картам стал сборник Аль-Идриси, который в XII веке ввёл единый масштаб для изображаемых объектов на картах. В их центре он поместил Аравийский полуостров и Мекку, а Юг оставил в верхней части, «что может быть связано с тем, что большинство мусульман жили на севере от Мекки и во время молитвы обращались на юг».
БИБЛИЯ В МОРЕ НЕ ПОМОЖЕТ
Карта Анджелино Дульсерта 1339 года
С развитием морского дела и торговли после X века появился и новый тип карт — навигационный. Для опасных путешествий знания приблизительного расположения основных городов и библейской географии было явно недостаточно. Новые карты собирали уже не монахи, а моряки. Главный принцип при изготовлении морских карт (портуланов) — измерение максимально точного расстояния между объектами и определение направлений ветра. Долгое время церковная и морская картографии развивались параллельно. Священнослужители познакомились с картами моряков только в середине XIV века.
На портуланах изображали символы политической географии — корабли и моряков, которые контролировали торговые пути; королей и других носителей светской власти. Составлению точных карт препятствовали те, кто был заинтересован в сокрытии информации о той или иной части света. Шведский король Магнус Эрикссон, который правил в 1319–1364 годах, запретил торговать в Ботническом заливе всем иностранным судам и на несколько десятилетий приостановил работу картографов в регионе.
Из-за неточных и противоречивых сведений на новых картах то появлялись, то пропадали Япония и Скандинавия. Великие географические путешествия вместе с золотом и рабами принесли в европейское общество представление о неизвестных народах: «Цари с тюрбанами на голове, города-крепости, а также реальные и воображаемые животные <...>. ...леопарда, крокодила, обезьяну, рыбу-меч и первое известное изображение жирафа. Из мифических существ нарисованы русалка, дракон и змей с человеческой головой». Особая хитрость картографов тех лет — сжатие и ориентация мира на плоскости таким образом, чтобы расстояние до цели выглядело меньшим, чем на самом деле, и путешествия в дальние страны не казались столь пугающими. В конце XV века появляются первые глобусы, и впоследствии их будут выпускать парами — земной и небесный.
МИР ДЛЯ ДВУХ КОРОЛЕЙ
Главным событием картографического мира в XVI веке стало появление Планисферы Кантино, на которой впервые зафиксирован раздел мира на сферы влияния между королями Испании (восточное полушарие) и Португалии (западное полушарие). При этом утверждался колониальный принцип, согласно которому Испании по умолчанию подчинялись все дальние страны, «которые ещё не находились под властью какого-либо христианского короля». Эта геополитическая граница проходила по землям современной Бразилии. Колониальная политика повлияла на то, что в этой стране сегодня говорят на португальском языке, а в других государствах Латинской Америки чаще всего — на испанском.
Карта Николая Германуса из иллюстрированной рукописи 1468 год
Европейцы часто оправдывали экспансию туземных земель миссионерскими целями. В 1500 году на карте мира Хуана де ла Косы показан старый мир (Европа, Азия, Африка) и новый — за Атлантическим океаном. На левой стороне — «огромное изображение святого Христофора, несущего Иисуса Христа на спине через море».
Хотя изображения туземцев в образе монстров исчезают с карт в XVI веке, жители дальних стран, в частности современной Бразилии, ещё несколько столетий будут восприниматься как каннибалы и сторонники свободных сексуальных отношений. Образ дикарей будет эксплуатироваться в европейской культуре и в эпохи Просвещения и Романтизма, вплоть до конца XIX века.
ГЕОПОЛИТИКА НА ПЛОСКОСТИ
В XVI веке ценность картографии и важность научного знания всё чаще подчёркивались в изобразительном искусстве. В 1533 году на картине Ганса Гольбейна Младшего «Послы» два дипломата стоят рядом с полками, на которых лежат научные инструменты для измерения расстояний и углов и глобусы. Главный предмет на картине — череп, спрятанный за оптической иллюзией. Его можно увидеть, только если посмотреть на изображение под определённым углом.
Ганс Гольбейн Младший. Послы. 1533
В XVII веке голландский художник Квирин Герритц ван Брекелен сделал «миниатюры с ремесленниками, над головами которых висела карта мира». Так он хотел показать, что знание о мире стало доступно не только богатым людям. При этом ценность карт понимало пока только образованное сообщество: в начале XVI века библиотекарь спас Планисферу Кантино из лавки мясника от мух и солнца.
После победы над испанским флотом — Непобедимой армадой — в 1588 году появился парадный портрет королевы Елизаветы I: её правая рука лежит на земном шаре, показывая победу над главными морскими противниками Туманного Альбиона.
На распространение карт по территории Европы влияли конфликт между католическим югом и протестантским севером в XVI–XVII веках. Для распространения карт во враждующих регионах имена картографов с иными религиозными убеждениями прикрывали бумажным листом.
РОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ КАРТЫ
Герард Меркатор, самый известный картограф средневековой Европы, первый точно отметил на плоскости Северный полюс. На его карте легко можно было прочесть морской маршрут или заданное компасом направление и необходимые координаты. Атлас Меркатора за 1606–1641 годы переиздавали 29 раз, по популярности этот сборник уступал только Библии.
Карта мира Румольда Меркатора (сына Герарда Меркатора) — Джованни Маджини. 1597
В 1540 году четыре известных континента впервые изображают на отдельных картах. Этот опыт остался правилом для составления атласов и сегодня. Особое значение для геополитики имеет большая карта мира Джакомо Гастальди, напечатанная в 1561 году. На ней американский континент отделён от Азии как «свидетельство о рождении Америки» как отдельной части света. Оригинал карты был продан Библиотеке Конгресса за 10 миллионов долларов. На этой работе впервые появляется и первое изображение Австралии.
Северный полюс по Меркатору
За точность в составлении карт после моряков стали отвечать уже светские учёные, в частности из Французской королевской академии наук, которую основал в 1666 году «король-солнце» Людовик XIV. Впрочем, старые колониальные мифы стали активно разрушаться только в XIX веке. После экспедиций вглубь Африки, Азии и Америки: «Были найдены истоки многих водных систем». Оказалось, что античная версия об истоках Нила не верна, они находятся не на «Лунной горе», а в огромном озере, которое завоеватели нарекли именем своей королевы — Виктория.
Комментарии
Отправить комментарий