История в фото #21. Москва хрущевская и брежневская.
Две подборки фотографий этого великого города: зима 1959 г. (черно-белые) и лето 1969 г. (цветные). Столица СССР после пяти лет руководства товарищем Хрущевым и товарищем Брежневым, соответственно.
Хрущев занимался московскими делами давно, еще с начала 30-х гг., и смерть вождя народов встретил хозяином города, просидев там солидный (для сталинской эпохи), а главное непрерывный срок. Ему досталась сложная задача руководства на виду у требовательного и мелочного генсека.
За три года до этого американскому дипломату красная красавица совсем не приглянулась -
Мое первое впечатление — серость. Москва хуже всего выглядит ранней весной, когда покрытый сажей и грязью снег оседает и город становится тусклым и однообразным. Одежда москвичей напомнила мне Пекин зимой… Многие дома в очень плохом состоянии, хотя я не видел следов серьезных бомбардировок, как в Лондоне и Берлине…
С другой стороны, отечественному провинциалу все казалось несколько иначе -
После военных лет и трудной провинциальной послевоенной жизни Москва предстала перед нами, студентами из разных концов страны, как сказочный город, который многие из нас видели впервые. Впечатлял столичный быт: метро с его ослепительной чистотой, такая же и в дождь, и в снег улица Горького, "Елисеевский" и другие центральные магазины, в которых было все, кроме киви… Обед в студенческой столовой обходился в несколько рублей, общежитие и транспорт были фактически бесплатными. Музеи, кино, театры — общедоступны (разумеется, если удавалось достать билеты). В общем и жить, и учиться было можно.
Моторный Хрущев старался - да и могло бы быть иначе? Именно он достроил амбициозные сталинские архитектурные проекты, определившие облик столицы на долгие годы. Хрущев, который действительно много сделал того чтобы улучшить быт горожан (и впоследствии, граждан СССР), запустил и массовую жилищную программу, над которой недалекими людьми принято потешаться. Современные жители бывшего СССР могли бы оценить это, но - в массе своей - не хотят. Реализация, разумеется, хромала, но сама идея безусловно положительна. Вместо прежней показухи - создания чудовищных коммуналок и прочих квартирных свар на месте бывших дворцов - власти постарались обеспечить население каким-никаким, но жильем.
Брежнев придал Москве окончательный вид, растворившийся где-то к концу 90-х гг., да и то не до конца. Панельные дома, режимный город, снабжение по первому разряду и т.д. и т.п. - многое из этого началось задолго до бровастого генсека, но именно в годы его правления приобрело завершенность.
Впрочем, к середине 80-х гг. довольных положением дел в городе было не так уж и много, преобладало критическое отношение: говорили о двух городах, одном для номенклатуры, другом для жителей, о том, что старая Москва гибнет и т.д. и т.п. Тем не менее, и тогда город не утратил своих характерных черт и роли плавильного центра для всего Союза.
Комментарии
Отправить комментарий