Иван Сергеев: «Нарве нужны активные люди»
Каждый из нас мечтает жить в красивом городе с развитой инфраструктурой, современным жильем, низким уровнем безработицы и яркой культурной составляющей. Если добавить к этому списку богатую многовековую историю, мы получим... Нарву будущего. Которое, по мнению главного архитектора города Ивана Сергеева, вполне достижимо, если ставить конкретные цели.
- Иван, добрый день. Как вам работается в новой должности?
- Плотно. Видите папки на моем столе? Вот здесь, справа, задачи глобальные: проекты реконструкции нарвского железнодорожного и автобусного вокзалов, создания сети велодорожек, предложение по строительству новой городской бани. Плюс государственные гимназии, кольцо, планировки старого города и пара предложений по строительству достаточно уникальных для Нарвы квартирных домов.
А слева – целая кипа оригинальных частных проектов, рассмотрение которых – моя стандартная, ежедневная обязанность. Первые можно назвать стратегическими, а вторые – тактическими.
- У меня вопросы сразу по всем пунктам. Давайте с последнего начнем: согласование частных проектов – это формальность или нет?
- Конечно, нет. Если застройщик приступает к возведению дома или к полной перепланировке квартиры, мы должны удостовериться, что будут соблюдены все нормы закона. При этом важно думать не только о том, что «прописано в книге», но и задавать себе вопрос: «А хорошо ли то, что получается?» Ведь и архитектура, и пространственная среда со-стоят из многих переменных: здесь и творчество, и математика, и буква закона.
- А как вы оказались в центре этого сплава?
- Уже в старших классах я знал, что хочу заниматься городским планированием, участвовать в развитии родного города. Закончил Пяхклимяэскую гимназию, а чуть раньше и школу художественную. «Гуманитарная» предрасположенность, однако, не помешала мне набрать на выпускных госэкзаменах 99 баллов по математике, и, серьезно подготовившись, поступить в Академию искусств в Таллинне. Это было практически единственное место, где было можно получить нужную мне специальность.
- Сложно было на вступительных?
- Конкурс был довольно большой: около 10 человек на место. Но на тот же графический дизайн, мегапопулярный в тот момент, проходил один из 30 соискателей, так что нам казалось, что мы легко отделались (смеется). Я прошел, хотя многие меня отговаривали, мол, туда неэстонцу поступить практически нереально, а учиться – тем более. Хорошо, что я никого не послушал. Нельзя жить чужими страхами.
- Эстонский язык хорошо знали на тот момент?
- Да. Однокурсники, конечно, понимали, что я не чистокровный эстонец, но отмечали, что акцента почти нет. Мне языки всегда хорошо давались, с английским тоже не было проблем.
- Правда ли, что вашей специальностью стал ландшафтный дизайн?
- Нет, но он был одной из дисциплин в программе обучения. Профессия же архитектора предполагает в основном, проектирование зданий и пространственное развитие территорий. Этому я и учился сначала в Эстонии, а потом и в Штатах, где мне посчастливилось пройти очень неплохую практику. Вот где знание английского пригодилось в полной мере!
- Как туда попали?
- Этому предшествовала серия поездок в европейские страны. В процессе обучения в академии я съездил по стипендии Erasmus в Англию; до того успел на летних каникулах поработать в архитектурном бюро в Голландии, а вернувшись оттуда, впечатленный и вдохновленный, написал свою первую серьезную статью в эстонский архитектурный журнал Maja. В 2009 году получил стипендию Фулбрайта, позволяю в течение 1 года бесплатно учиться на степени магистра в США. И в 2010-м полетел за океан.
- В Нью-Йорк, надо полагать?
- Конечно, как все, рвался именно туда, но мой университет оказался в Вирджинии, в 10 часах езды от Нью-Йорка. Там я проучился два года, собрав, для того, чтобы остаться на второй год и получить диплом, кучу разных стипендий. Одновременно весь второй год работал ассистентом преподавателей на двух разных курсах, за что также получал стипендию. После защиты диплома у меня наконец-таки возникла возможность перебраться в Нью-Йорк, поскольку мне предложили работу в одной из самых знаменитых архитектурных бюро мира, ОМА (Office for Metropolitan Architecture), где со мной бок о бок трудились выпускники Гарварда и Колумбии. Там я пробыл почти год.
- А не было соблазна самому штурмовать Гарвард?
- Конечно был, но в моем случае, Гарвардом стала работа именно в ОМА. Мне довелось поучаствовать в очень масштабных проектах и вообще получить неоценимый профессиональный опыт, который применим глобально, в том числе и там, откуда я родом.
- С чего начнете? Вы упомянули строительство новых квартирных домов и, честно говоря, удивили. По последним данным, квадратных метров на душу населения в Нарве хватает.
- Жилья в городе действительно достаточно; многие квартиры стоят пустые, собственники пытаются их сдавать внаем. Это если говорить о количестве, а вот что касается качества – последние серийные дома построены в начале 90-х, а это более 20 лет назад. Остальные и того раньше. С тех пор понятия комфорта изменились коренным образом, и мы должны хотя бы предложить свежие варианты решения квартирного во-проса. Люди достойны сами выбиать, в каких условиях им жить, имея возможность за определенную доплату получить квалитетное жилье с большой кухней и необходимым количеством санузлов. При этом более доступная недвижимость на вторичном рынке никуда не денется.
- Судя по всему, вы полностью в материале. Как удалось так быстро освоиться на новом месте?
- Хорошая команда. Кроме архитекторов, в моем отделе есть специалист по планировкам, по охране окружающей среды, памятников. И другие департаменты всегда готовы помочь.
- О памятниках: насколько часто приходится иметь дело с объектами, представляющими культурную ценность?
- Весьма часто. К памятникам старины относится больше объектов, чем мы с вами могли предположить. Речь не о древностях вроде замка; есть целые районы, представляющие особенную ценность. Например, район Пяхклимяэ попадает в область miljöö, так как если посмотреть на карту, то станет видна четкая логика планирования, и вместе этот район представляет непростой архитектурный ансамбль, целостность которого нарушать нельзя. С уровня улицы простому прохожему или же жителю это может быть и незаметно, но все же это так. Мы привыкли думать, что ценность измеряется возрастом, но это не всегда так.
- Ваш пример – вырос в Нарве, уехал учиться, получил степень и практику и вернулся применять навыки на благо родного города – скорее редкость в наши дни, чем правило. Как преломить ситуацию?
- Я могу только посоветовать молодым людям задать себе вопрос: «Чего мне не хватает на родине?» и задуматься о том, как инвестировать свои силы и знания именно в решение вытекающих из этого во-проса проблем, вызовов, неиспользованных возможностей. Обязательно надо путешествовать и получать опыт за границей, но навсегда уезжать далеко не обязательно: если вы любите Нарву, то можете проявить здесь себя в любой области – были бы желание и смелость. Наш город красивый и в пределах страны – большой, ему нужны активные люди, открытые новому, готовые это новое создавать. Вместе мы сделаем город современным, перспективным и привлекательным, я уверен.
Беседовала Анна Чистоделова, газета "Нарва".
Фото: частный архив
Комментарии
Балаболка! Частные проекты для него тактика, а городские - стратегия.
Тактика, вообще-то - инструмент реализации стратегии и подчинена основной цели стратегии.
Причем тут частные проекты и городские? Чувствую наедимся мы скоро с таким ГЛАВНЫМ архитектором с его отношением что к частным проектам, что к городским. Или просто в "хорошую команду" попал? Научили, что болтовня - основная работа.
Da blin strateg. Ploho batya uchil.
Как в песне: вода, вода..... Ну почему город Нарва- это полигон для архитекторов? Сколько их было, а чего ценного и красивого осталось горожанам? Такое впечатление, что приходят, чтобы сделать хуже, чтобы потом было видно различие между Нарвой и эстонскими городами: дескать от русских ничего хорошего не остаётся. Взять замок Курессаре и замок в Нарве. В первом случаи никому не пришло в голову в замке на Курессаре построить коробки для ресторанов, а может и очередного торгового центра, а в Нарве можно. Ещё не решён вопрос с замком, а уже готова новая архитектурная бомба, я имею в виду проект строительства зданий на площади ратуши. Как-то был макет старой Нарвы, любовались, вздыхали мечтали и вдруг новое архитектурное видение старой Нарвы. И можно не обращать внимание на мнение горожан, можно не замечать обшарпанных зданий на центральной улице, можно десятилетиями разводить руками имея в центре города разрушенные здания, можно даже некоторые развалины назвать памятниками архитектуры, только не уточнив, что от памятника уже ничего не осталось и защищать там нечего. Денег выделяется не мало, но город от этого не становится красивее, более привлекательным для туристов да и для горожан. Город не имеет центральную площадь-это как?
ты чей сын?
ответь на главный вопрос.
тут раннее были предположения,что Михаила ЭС.
Нормальный образованный мужик. Местный, с опытом. Говорит разумные вещи. Давайте подождем, какие от него будут дела, а потом уже будем судить.
Беда в том, что опыта никакого.Неинтересный человек.
Креативить - это одно. А вот быть специалистом и профессионалом своего дела - это совсем иное. Вот вновом архитекторе хочется увидеть именно второе. Всем понятно, что человек молодой и без надлежащего опыта, но коль назвался главным, то покажи конкретные дела в своей работе. А иначе все закончится тем, что одному нравились ржавые железяки, а второй их покроет антикоррозийным покрытием. Не надо заниматься само пиаром и созданием видимости работы!!! Либо начинайте работать, но молча, либо горожане возмутятся, но очень громко. Нарва - это не ПТУ для архитекторов, здесь живут настоящие люди, которые платят налоги.
Отправить комментарий