Как это работает: как разминируют Лаос
Пишет Марина Лысцева: Три миллиона тонн бомб – по тонне на каждого жителя страны – с 1964-го по 1973-й год Лаос нещадно бомбила авиация США во время войны во Вьетнаме. Лаос зажат между Вьетнамом, где в 60-е шла борьба за независимость и Таиландом - союзником США. С тех пор прошло более сорока лет, а земля Лаоса по-прежнему хранит в себе сотни тысяч взрывоопасных объектов, ждущих своего часа.
В настоящее время в Лаосе работает отряд Международного противоминного центра ВС РФ, который оказывает содействие в разминировании территории страны от неразорвавшихся американских бомб и боеприпасов времен вьетнамской войны. Также сотрудники центра участвуют в обучении лаосских саперов противоминному делу. Как проходит эта работа – в сегодняшнем фоторепортаже из Лаосской деревни.
Начиная с 1963 года, когда США вмешались в войну во Вьетнаме, большая часть боевых действий велась как раз на территории соседнего Лаоса – именно здесь проходила знаменитая "тропа Хо Ши Мина", по которой передвигались войска Северного Вьетнама.
Хотя формально США никогда не объявляли войну Лаосу, по факту Штаты активно бомбили эту страну и, кстати, не всегда ради уничтожения революционных повстанцев.
С таиландских авиабаз американские бомбардировщики поднимались в небо и через Лаос летели бомбить Вьетнам.
Но часто вьетнамские вооруженные силы не давали американским бомбардировщикам возможности прицельно отбомбиться, а возвращаться на базу со смертоносным оружием на борту было небезопасно. И бомбардировщики, возвращаясь на базы в Таиланд, сбрасывали бомбы над пустынными районами Лаоса – на тот момент это были джунгли.
Большинство бомб взорвались сразу, многие сдетонировали позже, а немалую часть обезвредили лаосские сапёры.
Историки подсчитали - на протяжении девяти лет американцы сбрасывали на Лаос по одной бомбе каждые 8 минут.
Никто не знает, сколько ещё бомб, мин и снарядов ждут своего часа. Взрывы в этой стране звучат до сих пор.
Американские бомбы и мины, ушедшие глубоко в почву, со временем стали выходить на поверхность – земля выталкивает инородные предметы. И лаосцы обратились за помощью к России.
В октябре 2018 года 36 российских сапёров Международного противоминного центра из подмосковного Нахабино выехали в пятимесячную командировку в джунгли. Их задача - очистить два участка общей площадью 190 гектаров – это около 200 футбольных полей.
Разминирование ведётся в окрестностях города Кхамкет в провинции Боликхамсай, тут есть деревня Лак Сао, где и проводилась съемка.
Основная доля неразорвавшихся боеприпасов находится не у поверхности, а под землёй и поэтому эти предметы представляют опасность в первую очередь для тех, кто собирается копать эту землю – например, для строителей.
Красными точками отмечены места, где нашли бомбы.
Перед поездкой в Лаос наши сапёры прошли курс по изучению американских мин, бомб и снарядов.
На полигоне в Нахабино были отработаны способы поиска этих боеприпасов - в земле, камнях, траве.
Ещё до прихода сапёров площадку осваивают солдаты народной армии Лаоса – джунгли очень густые, работать тут с миноискателем невозможно, и лаосцы вырубают всю растительность под корень.
Каждый день с утра до обеда лаосцы готовят новые участки джунглей – вырубают траву, кусты, выгоняют змей.
Сапёры огораживают определённый квадрат на территории, который называют боксом – примерно 25х25 метров.
После бокс разделяют на полосы шириной метр.
В пределах выделенной зоны выполняется работа по сплошной очистке местности.
Так полоса за полосой, бокс за боксом, день за днём наши сапёры должны пройти весь этот район.
Прежде, чем выставлять боксы, местность проверяют с помощью глубинных миноискателей, после чего начинается более тщательная проверка такими приборами, как импс – селективный переносной индукционный металлоискатель – ни один гвоздь не уйдёт от его внимания.
На время работы сапёры облачаются в специальный костюм ОВР-2 – общевойсковой комплект разминирования второго поколения.
ОВР-2 предназначен для защиты сапера от поражающих факторов взрыва противопехотных мин фугасного и осколочного действия и поражающего действия пуль огнестрельного оружия, для повышения безопасности сапера и предотвращения вероятности гибели при разминировании местности и объектов вручную и проделывании проходов в минно-взрывных заграждениях. ОВР-2-02 имеет систему охлаждения.
Об обнаружении сильного сигнала сапёр передаёт по рации. Пока непонятно что это – тяжелый, но уже безобидный снаряд или мина из кассетной бомбы или просто кусок старого железа – лопаты и т.п.
Дальше начинается обкопка – сапёр буквально по миллиметру снимает слови почвы.
Снаряд помечают красным флажком и продолжают работу. Взрывать эту бомбу будут уже лаосцы.
Пока один работает в поле, второй его всегда страхует в случае каких-то непредвиденных ситуаций, например, вынести в случае ранения.
Территорию надо не только разминировать, но и очистить от взрывоопасного металла на 100%.
После такой работы в земле не то, что бомб – ни одного ржавого гвоздя не должно остаться.
Найденная оболочка кассетной бомбы.
Целая гильза с запалом.
Вперед приходится продвигаться буквально по шагу - местность засорённая, в среднем в день наши сапёры находят по пять-шесть боеприпасов.
Большинство - осколки от авиационных снарядов, но больше всего откапывают сельских бытовых принадлежностей. Это очень сильно отвлекает, так как выкопать надо всё, чтобы понять, что за сигнал идёт.
Чаще всего из опасных находок попадаются бомбочки из рбк - разовых бомбовых кассет. Бомба раскрывается после сброса с самолёта и рассеивает на значительную территорию авиабомбы малого калибра – те самые кассетные боеприпасы, которые очень похожи на теннисные мячи.
Даже пролежав в земле полвека, эти боеприпасы способны взорваться. Лежащая у поверхности, такая бомбочка может сработать от любого, даже самого слабого прикосновения.
Бывает, что некоторые участки обрабатывают по несколько дней, но никаких боеприпасов не находят – в этот момент работа становится рутинной и бдительность притупляется.
А бывает наоборот – небольшой участок сплошь начинён железом
Эту груду колючей проволоки выкапывали почти две недели.
Помимо работы в джунглях нашим сапёрам предстоит обезвредить бескрайние рисовые плантации. Рис обычно сажают на глубину около полуметра, а сапёры проводят очистку местности глубиной до 3 метров.
И наши, и лаосские военные называют эту операцию "гуманитарным разминированием".
Своих специалистов, способных искать бомбы на большой глубине, в Лаосе пока нет. Поэтому одной из задач российских саперов станет подготовка местных коллег.
В течение месяца военнослужащие армии Лаоса под руководством российских преподавателей МПЦ ВС РФ изучали стандарты противоминной деятельности, матчасть российских средств поиска взрывоопасных предметов, а также свойства защитных костюмов сапера.
Очередной выпуск специалистов-инструкторов отряда разминирования Народной армии Лаоса состоялся в филиале Международного противоминного центра ВС РФ, открытом в ЛНДР.
В ближайшее время российские специалисты приступят к подготовке новой группы инструкторов.
После того как российские военнослужащие уедут домой, разминирование продолжат их ученики.
Места, которые могут заинтересовать туристов, давно очищены от бомб и кассетных боеприпасов, но по статистике ещё около 97% территории Лаоса остаётся загрязнённой и работы предстоит ещё не на одно десятилетие...
И еще репортаж про недавнюю передачу Лаосом России танков Т-34
Комментарии
Отправить комментарий