Как голливудская красотка изобрела технологию, без которой бы не было Wi-Fi, Bluetooth и GPS
«Хеди Ламарр — австрийская и американская киноактриса, чья популярность пришлась на 1930—1940-е годы», — так коротко голливудскую диву описывают в Сети. Правда, зачастую забывают добавить: в XXI веке женщину включили в Национальный зал славы изобретателей США за разработку технологии, принципы которой через полвека стали основой для Wi-Fi, Bluetooth и GPS.
«Природное любопытство»
Хеди (полное имя — Хедвиг Ева Мария Кислер) родилась в Вене в 1914 году, причем в достаточно обеспеченной еврейской семье. Отец, по материалам History, был банкиром, а мать — концертной пианисткой. Первое образование у девушки было соответствующим: дебютанткам давали уроки балета, игры на фортепиано и верховой езды.
Американский писатель Ричард Роудс, впоследствии написавший биографию Хеди, упоминает: признаки того, что у девушки имеется «природное любопытство в инженерии», [якобы] проявлялись еще в детстве. К таким выводам можно прийти исходя из того, что Эмиль Кислер рассказывал дочери об устройстве электростанций и питающего трамваи электричества. А еще из того, что в пятилетнем возрасте Хеди сама, как утверждают биографы, сделала музыкальную шкатулку.
Впрочем, устремлений в этой области — по крайней мере, на тот момент — у девушки, очевидно, не было. Да и в целом полноценную карьеру инженера в 30-е годы XX века для женщины, особенно в послевоенной Европе, представить сложно (даже почти невозможно).
Скандальный «Экстаз»
Важный дисклеймер: по Роудсу, «Хеди всегда чувствовала, что окружающие не ценят ее интеллект, так как мешает ее красота». Но как минимум в начале карьеры девушка не брезговала образом роковой красавицы. Хотя впоследствии, как много раз заявляла актриса, это вышло ей боком.
Коротко: Хеди в 16 лет начала карьеру как сценаристка (история гласит, что против воли родителей, подделав подпись матери), но вскоре получила несколько эпизодических киноролей, затем переехала в Берлин и в 18 лет снялась в ставшем скандальным фильме «Экстаз» режиссера Густава Махаты.
«Мировую известность картина получила как первая кинолента в истории художественного полнометражного кино, содержащая эротическую сцену с обнаженным женским телом», — так «Экстаз» описывают в Сети. В фильме героиня Хеди порядка десяти минут обнаженной купается в озере, что для 1933 года стало большим откровением, вызвавшим шквал порицаний.
В итоге фильм осудил папа римский Пий XII, в ряде стран в прокат «Экстаз» не вышел вовсе, а в других — в цензурированной версии, с вырезанными сценами. Впрочем, именно эта роль принесла Хеди известность, пускай и наряду с критикой.
«Оставаться красивой и молчаливой»
В том же 1933 году Хеди в первый раз вышла замуж (забегая наперед, заметим, всего браков у актрисы было шесть). Избранником оказался Фридрих Фриц Мандль — глава ведущей австрийской компании по производству оружия, один из самых состоятельных людей страны. Родители актрисы, как пишут источники, были против брака, но он состоялся.
Важно: Мандль заключал сделки с выходцами как из Германии, так и Италии того периода, включая Муссолини. Также известно, что Хеди приходилось сопровождать мужа во время официальных приемов. По словам Роудса, на них «никто, конечно, не задавал ей никаких вопросов». «Она должна была оставаться красивой и молчаливой», — упоминает писатель. И продолжает: но, вероятно, «благодаря этому опыту [она] приобрела знания о том, как работает наведение торпед» (это важно для ее будущего изобретения).
Впрочем, их брак оказался относительно недолгим. И, как впоследствии вспоминала Хеди, непрочным «с самого начала». Хеди, как утверждается, совершенно не разделяла взглядов Мандля и его «партнеров» и описывала мужа как «чрезвычайно контролирующего человека». В конце концов, в 1937-м Хеди бежала из страны, поддерживающей гитлеровскую Германию, и позднее смогла получить развод.
Переезд в Голливуд и Metro-Goldwyn-Mayer
На какое-то время Хеди осела в Лондоне, где познакомилась с Луисом Бартом Майером — одним из основателей голливудской киностудии Metro-Goldwyn-Mayer. Тот предложил актрисе подписать эксклюзивный контракт на $125 в неделю (порядка $2,3 тысячи на сегодняшние деньги). Но Хеди отказалась, впоследствии сумев договориться на $500 в неделю.
Луис Барт Майер
Впрочем, именно кинопродюсер настаивает на том, чтобы девушка стала зваться Хеди (по его мнению, псевдоним в США воспринимался бы ощутимо проще Хедвиг Евы Марии). Кроме того, это позволило бы отделаться от устоявшегося образа в провокационном «Экстазе».
В 1938-м девушка оказывается в Голливуде, ее первым тамошним фильмом (после более беглого освоения английского языка) становится «Алжир» — за карьеру Хеди сыграет более чем в 20 картинах. Но за ней, несмотря на все уловки с псевдонимом, вновь закрепится амплуа роковой женщины-обольстительницы.
window.yaContextCb.push(() => {Ya.adfoxCode.createAdaptive({ownerId: 260941,containerId: 'adfox_155263550867099776',params: {p1: 'cdtqq',p2: 'gekv',puid1: 'tech',puid2: 'bluetooth:gps:wi-fi',puid3: 'internet'},lazyLoad: {fetchMargin: 100,mobileScaling: 2},},['phone'],{tabletWidth: 1000,phoneWidth: 640,isAutoReloads: false});}); window.yaContextCb.push(()=>{Ya.adfoxCode.createAdaptive({ownerId: 260941,containerId: 'adfox_17182868027974695',params: {p1: 'dcyel',p2: 'fzvf',puid1: 'tech',puid2: 'bluetooth:gps:wi-fi',}}, ['desktop'], {tabletWidth: 1000,phoneWidth: 640,isAutoReloads: false})})
Со временем, если верить Хеди, этот образ начал раздражать ее все сильнее. «Любая девушка может быть очаровательной, — однажды пошутила актриса. — Все, что от вас требуется, — это стоять на месте и выглядеть глупо».
«Система прыгающих частот»
По словам Роудса, такое отношение подтолкнуло Хеди к более серьезному взгляду на свое на тот момент «хобби» — изобретательство. «Большую часть работы Хеди делала сама дома за инженерным столом, где создавала наброски проектов. В дополнение к светящемуся ошейнику для собак она, например, придумала сиденье для душа для пожилых людей, безопасно выдвигающееся из ванны», — пишет биограф.
Среди тех, кто знал о ее «инженерных» порывах, был и авиационный магнат Говард Хьюз (вероятно, он состоял с девушкой в отношениях). Хеди, если верить источникам, предложила ему изменить форму самолетов на более обтекаемую, чтобы увеличить скорость. Как пример привела изображения наиболее быстрых птиц и рыб. Хьюз, как утверждается, задумывался над тем, чтобы согласиться на доработки, но помешала начавшаяся Вторая мировая война.
Говард Хьюз
17 сентября 1940-го немецкая торпеда потопила эвакуационный корабль, жертвами стали более 200 человек, включая 77 детей. Хеди, как полагается, услышала об этом по радио — сообщение оказало на нее сильное влияние. Женщина начала размышлять, чем может помочь союзным войскам.
Почему именно эта новость о трагедии так сильно подействовала на актрису? Вероятно, из-за того, что ее первый муж (Мандль) обсуждал на встречах, где девушка присутствовала вместе с ним, устройство управляемых торпед и невозможность использования радиосвязи для их запуска.
Ламарр в определенный момент приходит к мысли: если передавать торпедам часть радиосигнала на одной частоте, а часть — на другой, то враг не сможет обнаружить орудие и заглушить его. Так и появилась «система прыгающих радиочастот» (или «система секретных сообщений»), которую Хеди запатентовала, но безвозмездно передала армии США, отказавшись от возможных выплат.
Проще говоря, на основе обычного фортепиано она с другом-композитором Джорджем Антейлом спроектировала устройство, позволяющее шифровать радиосигнал дистанционного управления торпедами. Подобный «аппарат» должен был отличаться 88 радиочастотами — по числу клавиш на музыкальном инструменте.
Джордж Антейл
Впрочем, тогда изобретение не оценили — Хеди обратилась к высшим чинам военно-морских сил США, но те отказались от возможного использования системы. Несмотря на броские заголовки в газетах — американские СМИ прознали о самой разработке, но не о принципах работы, — патент засекретили.
При чем тут Wi-Fi?
В конце 1950-х о патенте с развитием микроэлектроники вспомнили вновь. Принцип «прыгающих частот» применили для создания защищенных каналов связи с подводными лодками. В 1960-х годах технологию применяли на военных кораблях США во время Карибского кризиса (а позднее — и во Вьетнамкой военной кампании).
Зарисовка из патента
Сам патент рассекретили в середине 1980-х — со временем усовершенствованные принципы его действия стали технологическим стандартом, требуемым Федеральной комиссией по связи США в гражданском поле. Можно сказать, что «система прыгающих частот» оказались основной технологий с расширенным спектром частот, которые используются для беспроводной передачи данных: Wi-Fi, Bluetooth и даже в GPS. Ведь все это похожим образом шифрует радиосигнал.
В 2014 году Хеди Ламарр и Джорджа Антейла посмертно включили в Национальный зал славы изобретателей США. А в Австрии, Германии и Швейцарии день рождения актрисы (9 ноября) отмечают как День изобретателя.
После засекречивания патента в 1940-х Хеди так и осталась в амплуа роковой красавицы, сумев добиться более серьезных ролей к концу десятилетия лишь несколько раз. В 1950-е годы голливудская карьера актрисы начала идти на спад, а 1965-м женщина развелась в последний (шестой) раз и впоследствии переехала в Майами для спокойной жизни с детьми и внуками.
Хеди Ламарр умерла 19 января 2000 года в возрасте 85 лет.
Комментарии
Отправить комментарий