Как и на что живется архитектору в Москве
Архитектор из небольшого московского бюро рассказала о том, сложно ли поступить в МАРХИ, как оплачиваются заказы и на что уходят деньги.
По данным портала Superjob, средняя зарплата архитектора в Москве составляет 75 тысяч рублей. При этом начинающий специалист может рассчитывать только на 40 тысяч рублей, а специалистам с многолетним опытом работы готовы платить 100 тысяч рублей и больше. The Village узнал у архитектора, которая окончила МАРХИ и работает на одном месте десять лет, сколько она получает и на что тратит деньги.
Как стать архитектором
Я училась в МАРХИ. Где-то на пятом курсе я пошла работать, потому что просто нужны были деньги. С тех пор я работаю в одной студии. Архитекторов в семье у меня не было, поэтому мое решение было неочевидным. Наверное, мне очень нравились математика и рисование. Я сходила в институт на разведку и влюбилась: там было так офигенно! Как только я туда пришла, вопросов, куда поступать, уже не было. Я стала ходить в МАРХИ на вечерние подготовительные курсы. У меня получилось поступить с первого раза на платное отделение. Но я узнала, что поступила, только после того, как подала документы в архитектурный колледж. Зато после колледжа можно было оказаться сразу на третьем курсе МАРХИ, поэтому с третьего курса я училась там. Тогда речь шла не о таких деньгах, которые люди платят сейчас (сейчас стоимость года обучения по программе бакалавриата составляет 280 200 рублей. — Прим. ред.).
Чтобы поступить на бесплатное отделение, нужно было потратить не один год. Многие мои друзья поступили не с первого раза. Люди идут сначала на нулевой курс и прямо хреначат там, чтобы была большая вероятность поступить. Я умудрилась хорошо сдать черчение, поэтому меня это миновало. Я поступала в 2002 году, еще до ЕГЭ, поэтому сдавала русский язык, математику, два экзамена по рисунку и черчение. Каждый профильный экзамен длился от четырех до шести часов.
Когда я училась, я знала, что наш институт — единственный российский архитектурный, который котируется в мире. Но я уверена, что, если быть пробивным, можно самому всему научиться. Когда я начала работать, у меня не было образования. Основные знания я получила во время общения с коллегами и заказчиками.
Выбор для архитектора с дипломом широк: есть маленькие фирмы, которые занимаются частными заказами, есть гиганты типа Speech, есть государственные конторы типа «Моспроекта». Можно открыть что-то свое. У нас очень сильно развито сарафанное радио: если ты что-то кому-то построил, потом, скорее всего, посоветуют именно тебя.
Я пришла устраиваться в архитектурную мастерскую с портфолио, которое наработала в институте и на производственных практиках. Мой нынешний начальник увидел макеты, которые я делала в мастерской его хорошего друга. Мне кажется, за это меня и взяли, хотя сейчас уже никто и не вспомнит.
Особенности работы
В архитектурной мастерской я работаю уже десять лет. Многие мои друзья сначала искали и меняли места работы, а потом тоже где-то осели. Если ты не собираешься основывать что-то свое, лучше работать в одном коллективе.
У нас маленькая фирма, где постоянно работают около десяти человек. Но на большие заказы приглашают дополнительных людей. Когда я только пришла, в мастерской как раз проектировали здоровенную гостиницу, и нас было много. На подмогу иногда набирают студентов — они у нас учатся, и кто-то остается. Частенько бывает, что человек уходит на диплом и потом не возвращается. Я думала, что у меня будет так же, но почему-то вернулась, о чем не жалею.
Кто-то из заказчиков находит нас на выставках, кто-то приходит, увидев сайт или публикацию в журнале, но чаще срабатывает сарафанное радио. Это зависит и от времени: в кризис заказчики из больших контор переходят в маленькие. Сейчас есть тенденция: крупные компании-застройщики заказывают отделку квартир небольшим мастерским. Но частные заказы не исчезают. Когда у нас мало работы, мы участвуем в тендерах. Наш начальник давно хочет выйти из ниши малой архитектуры. Недавно мы участвовали в конкурсе концепций нескольких станций Московского метрополитена. Это всегда забавный опыт и классные картинки в портфолио.
На эскиз интерьера и фасада обычно уходит две недели — это момент притирки: если у нас с заказчиком совершенно не сходится мировоззрение, легче разойтись сразу и не влезать в большую работу. Если эскиз понравился, заключается большой договор на все остальные визуализации и чертежи. Бывают взбалмошные заказчики, с которыми сразу лучше распрощаться.
Над одним проектом может работать несколько архитекторов, и у одного архитектора может быть несколько проектов. Но, как правило, один человек отвечает за проект, и кто-то его подстраховывает — стройка ведь идет не один месяц. От получения заказа до окончания строительства проходит примерно год, но у нас есть одна квартира, которую мы делаем четыре года из-за того, что заказчик не живет в России. Мне кажется, в какой-то момент эта 500-метровая квартира стала ему просто не нужна.
График у нас не очень строгий. Мы приходим на работу к 09:00, только если у нас назначена встреча с заказчиком или нужно присутствовать на стройке. В другое время мы приходим на работу где-то к 11:00. Но при этом я могу уйти и в полночь, и под утро. Может получиться так, что нужно работать в выходные, — все зависит от загруженности.
Если мы делаем малую форму — дом, ресторан, офис продаж, — то, как правило, занимаемся и интерьером. Эскиз может получиться с первого раза, а иногда надо ковыряться. Процесс придумывания никогда не бывает одинаковым. Иногда сидишь, у тебя ничего не получается, но нужно из себя что-то выдавить. Потом переключаешься, делаешь что-то клевое за два часа, что все сразу хвалят. И возвращаешься опять к первому. Заказчик может принести самый безумный план дома в мире, но ты ему уже никак не докажешь, что он не прав. Из этого надо умудриться сделать красивый фасад.
Доходы
У нас есть фиксированная часть зарплаты и бонусы. Фиксированная часть — это 40 тысяч рублей в месяц. К этому добавляются проценты за каждый выполненный проект.
Мы с мужем совершенно не умеем вести учет расходов. Когда у нас появляются деньги, то они сразу куда-то исчезают. Сколько бы наша семья ни получила, в конце месяца денег всегда нет. Поэтому частенько я не могу уследить, сколько заработала за месяц. Бонус может быть и 40 тысяч рублей, и 100 тысяч рублей. Выплаты растягиваются, потому что проект начинается в одном месяце, а заканчивается в другом. После свадьбы у нас остались долги, и все, что мы получаем дополнительно, сразу отдаем.
Траты
Фиксированная часть моей зарплаты равна стоимости аренды квартиры. Мы снимаем ее за 40 тысяч рублей. Получается (если забыть про бонусы), что я работаю бесплатно. Живем на зарплату мужа, доход которого тоже нестабилен. Если он ездит в командировки, то получает больше, чем в Москве. 120 тысяч рублей — это наш минимальный семейный бюджет.
Раз в неделю мы покупаем что-то из продуктов домой примерно на 3 тысячи рублей. Обед в рабочий день стоит 300 рублей. Раньше я покупала 60 поездок на метро, а теперь просто закидываю деньги на «Тройку», когда они заканчиваются. Иногда езжу на машине. На проезд уходит около 3 тысяч рублей в месяц. Когда в конце месяца у нас заканчиваются деньги, мы от чего-то отказываемся — например, ходим больше пешком.
Я занимаюсь спортом и с 14 лет играю в любительском театре. За эти занятия я плачу 7 тысяч рублей ежемесячно.
Когда я получаю лишние деньги, то покупаю себе одежду. Мне кажется, около 10 тысяч в месяц на это точно уходит. Есть еще траты на дни рождения. В каком-то месяце их бывает много, в каком-то нет. Последний раз мы потратили 9 тысяч рублей на посиделки в честь дня рождения подруги, но обычно так много мы не тратим.
Обычно денег на все хватает, но каждый раз что-то случается. То я сломала руку и потратила 10 тысяч рублей на всякие снимки, то нужно было срочно к врачу и пришлось потратить 30 тысяч рублей на анализы, то на ремонт автомобиля.
Живем мы без оглядки на возможные финансовые сложности. Мы с будущим мужем сначала не хотели большую свадьбу, но потом поняли, что ничего не поделать и если праздновать, то надо звать всех. В итоге на нашу свадьбу было приглашено больше 100 человек. Решили поехать в страну мечты — и поехали. А то, что потратили столько, что машину можно было купить, становится понятно уже потом. Чтобы отдавать долги, иногда берем кредиты, но быстро их гасим. Деньги — это фигня.
Неудобно куда-то ехать, пока мы все не отдали, поэтому мы на время отложили путешествия. Хотя скоро я поеду в командировку в Италию, а летом мы, наверное, придумаем что-то недорогое.
Комментарии
Отправить комментарий