Как найти трилобита?
Трилобитов на Земле больше нет. Последние из них издохли более 200 миллионов лет назад, еще до динозавров. Временем их расцвета и гибели была вся палеозойская эра, начавшаяся 550 миллионов лет назад. В начале ее жизнь еще не вышла на сушу, в конце – по лесам уже бродили предки млекопитающих и динозавров, и за всё это время (особенно в раннем палеозое, под конец-то они уже подвымерли) трилобитов было так много, что по численности и разнообразию видов они превосходили большинство обитавших тогда групп многоклеточных животных.
Если мезозойская эра может быть названа эрой динозавров, то палеозойская — эрой трилобитов. Несмотря на такой большой промежуток времени с исчезновения трилобитов, окаменелости этих ископаемых встречаются довольно часто и их под силу найти каждому. Чего не скажешь например о тех же динозаврах. Давайте узнаем подробнее об этих животных и где проще найти их останки.
Трилобиты внешне походили на современных мокриц – равноногих раков, возможно, и занявших их ниши после вымирания, однако это не ракообразные, а отдельный класс членистоногих, очень примитивный, некоторыми чертами строения, как считают, напоминающий многощетинковых червей. У них даже челюстей не было, а пищу они измельчали специальными выростами трех передних пар ножек.
Известно свыше 15000 видов трилобитов от самых мелких, не больше нескольких миллиметров в длину, до почти метровых. Были они разные: гладкие, бугристые, шипастые, с глазами огромными, маленькими и совсем без глаз, с длинными ветвящимися выростами, с туловищем, состоящим из двух сегментов или из нескольких десятков. В одном и том же месте, не мешая друг другу, могли обитать десятки видов трилобитов с панцирями разнообразной формы – их питание и образ жизни сильно различались.
Большинство их ползало по дну и пожирало детрит, водоросли и мелкий бентос. Желудок у них располагался на переднем конце тела, между глазами – там, где у приличных существ должны располагаться мозги. Некоторые трилобиты проводили жизнь, целиком зарывшись в ил – такие имели глазки на стебельках, чтобы высовывать их наружу:
Подобно многим морским членистоногим, трилобиты в своем развитии проходили стадию планктонной личинки, а некоторые маленькие трилобиты вели планктонное существование всю жизнь. У них огромные глаза, а при сворачивании по бокам панциря оставались большие незащищенные отверстия — места выхода длинных плавательных конечностей.
Плавающие трилобиты обзавелись широкими и плоскими хвостовыми щитами. У таких видов были легкие панцири и множество отростков, выполняющих роль подводных крыльев, чтобы парить в толще воды:
Утрата глаз некоторыми группами трилобитов в одних случаях может быть связана с жизнью в иле или в сильно взмученных течениями водах в зонах илонакопления, в других — с жизнью в темноте на больших глубинах. Так, некоторые мелкие слепые трилобиты считаются обитателями больших глубин, измельчавшими в связи с недостатком пищи.
Некоторые виды трилобитов были хищниками – в Швеции обнаружены следы каких-то живших в грунте животных и следы, оставленные трилобитами. При этом след трилобита накрывает след жившего в грунте животного, и тот обрывается – трилобит его съел. В Якутии найдены трилобиты с сохранившимися частицами тел губок и брахиопод в кишечнике.
У некоторых трилобитов пищеварительный тракт вообще был атрофирован, а питательные вещества они получали благодаря симбиозу с хемоавтотрофными бактерями, живя вблизи подводных вулканических источников:
Другие трилобиты рыли в грунте сложные сети тоннелей, в которых и обитали – в таком виде их обнаружили в шведском известняковом карьере. Подробности подземной жизни трилобитов пока неизвестны. Возможно, в тоннелях они скрывались от хищников вроде наутилусов, которые прочесывали палеозойские океаны в поисках добычи. А может быть, использовали текущую по туннелям воду, чтобы насыщать кислородом жабры, как делают некоторые современные омары.
Как и все остальные членистоногие, трилобиты время от времени линяли. Сброшенные экзоскелеты иногда лежат большими кучами – видимо, трилобиты, подобно современным крабам и омарам, во время линьки собирались вместе для защиты друг друга.
Кроме того, обнаружены трилобиты, которых смерть застала в момент, когда они выстроились длинными цепочками – видимо, это древнейший пример кочевой вереницы, ныне встречающейся у ракообразных — возможно трилобиты тоже предпринимали сезонные миграции.
При всем разнообразии все они походили друг на друга, и увидев окаменевшего трилобита, всегда можно сразу сказать, что это именно трилобит, а не что-нибудь еще. Само их название «трилобиты» означает «трехдольчатые» – их панцирь состоял из трех секций — центральной, или осевой, и двух сплюснутых боковых по обе ее стороны. Это если поперек делить, а если вдоль – то из сплошных головного и хвостового отделов и гибкого членистого торакса между ними.
На каждом сегменте торакса было по паре конечностей, а на головном – несколько, и все они, за исключением пары антенн, были устроены одинаково – каждая ножка имела отросток, приспособленный для хождения (ногу), для дыхания (жабру), для перетирания и передвижения ко рту частичек пищи.- сзади наперед.
На многих окаменевших останках трилобитов имеются повреждения, говорящие, что на них охотились рыбы, до них – головоногие моллюски, а еще раньше – разные непонятные твари вроде аномалокариса. Чтобы защитить себя, трилобиты научились сворачиваться в клубок, как мокрицы-»трамвайчики», некоторые отрастили на панцирях шипы, рога и другие хитрые загогулины. Многие трилобиты перед смертью испугались и именно в таком положении были найдены.
Хитиновые панцири их еще при жизни были пропитаны минеральными солями, что делало их в буквальном смысле слова каменными. После смерти за миллионы лет, проведенные в земле, минералы панцирей обычно оказываются замещенными другими соединениями – это обычный процесс для окаменелостей. Однако фасеточные глаза многих трилобитов остались неизменными, такими же, как при жизни. Особое впечатление производят глаза некоторых трилобитов, найденных в отложениях формации Хамар Лангдад в Марокко – они имеют зеленый цвет, от бирюзового до изумрудного.
При этом панцири этих трилобитов окрашены в красновато-бурые оттенки:
Оказалось, что в фасеточных глазах сохранились линзы, состоящие из кальцита с примесью магния. Исследование с помощью электронного микроскопа показало, что у части трилобитов глаза сохранились практически такими, какими они были при жизни этих давно вымерших существ – линзы не подверглись замещению, так как представляют собой фактически монокристаллы кальцита. Они даже сохранили свои оптические свойства. Атомы в них упорядочены таким образом, что оптическая ось кристаллов совпадает с оптической осью линзы.
Под каждой кальцитовой линзой находилась вторая, «живая» — из хитина. Коэффициенты преломления кальцита и хитина соотносились друг с другом таким образом, что каждая фасетка трилобита по сути представляла собой классический ахроматический дублет – применяющуюся в современной оптике двуслойную линзу, препятствующую рассеиванию света с разной длиной волны – в отличие от омматидиев современных насекомых и ракообразных, являющих собой однолинзовые «монокли»* – способностью к «наведению на резкость» глаза трилобитов, как и у насекомых, не обладали, но это им было и не нужно: объекты на расстоянии нескольких сантиметров или нескольких метров были для них в фокусе одновременно. Деталей меньше диаметра фасетки, правда, трилобиты все равно не различали, но это им было и не нужно. Зато волшебные хрустальные глаза были почти не подвержены повреждениям.
Такие дела. Как выглядели трилобиты в динамике – показать не смогу, вместо этого для тех, кто умеет разглядывать стереопары – 3D-трилобиты:
___________________________________________
*С учетом наличия в омматидиях т.н. хрустального конуса, возможно, с ахроматами следует сравнивать глаза насекомых, а глаза трилобитов в этом случае – с апохроматами.
Что в первую очередь привлекает внимание посетителей палеонтологических музеев? Скелеты динозавров и мамонтов! Более мелкие экспонаты: окаменевшие ракушки, губки, кораллы, рыбы, отпечатки листьев, а подчас целые стволы древних растений, пусть даже возрастом в сотни миллионов лет, — кажутся большинству из нас, неискушённому в науке, привычными. Мы зачастую равнодушно скользим по ним взглядом: мол, мы и сейчас на море видим почти такие же раковины. Однако овальные существа на каменных плитках, размером чаще всего со спичечный коробок, заставляют остановиться. Они своим обликом не похожи ни на одного из знакомых животных, и в то же время отдельные их органы легко узнаваемы и имеют аналоги.
Разные виды трилобитов, принадлежащие к десяткам семейств и отрядов, освоили различные экологические ниши. Больше всего среди них было ползавших по дну илоедов, но имелись и свободноплавающие виды, даже хищники.
Разнообразие в однообразии
Именно благодаря этому свойству окаменевшие трилобиты оказались популярными объектами коллекционирования. И не только серьёзного собирательства. Каменного «глазастика» на свою полку с удовольствием поставит и человек, далёкий от палеонтологии.
В том, что спрос на трилобитов достаточно высок, легко убедиться на минералогических выставках-ярмарках, хотя цены там немаленькие. Чаще всего выставляют и продают трилобитов из Марокко. Они угольно-чёрные, некоторые очень красивы, особенно зеленоватые и с красными стебельчатыми глазами (конечно, это не прижизненная расцветка, а приобретённая в процессе минерализации).
Бывают на выставках и трилобиты, найденные на территории России. Они желтовато-коричневые, относятся к ордовикскому периоду (450—490 млн лет назад). Посетители выставок, как правило, думают, что эти окаменелости встречаются чрезвычайно редко и обнаружить их самостоятельно сложно. На самом же деле найти трилобита может практически каждый в европейской части страны, особенно в Северо-Западном федеральном округе.
Вот несколько советов
Двигаясь из Питера по Мурманской трассе, километрах в пятидесяти от города, из окна машины можно заметить справа, на юге, резкий уступ высотой около сотни метров, тянущийся параллельно дороге в нескольких километрах от неё. Длина его — более сотни километров. Геологи называют такое образование глинтом. Поднявшись на глинт в любом месте, оказываешься на плато, сложенном известняками, по сути дела окаменевшим илом, который откладывался на дне морей почти полмиллиарда лет назад — в эпоху расцвета трилобитов. На дне рек и оврагов, прорезающих массив, окаменевшие останки древних обитателей морей попадаются очень часто, хотя и, как правило, в «перетёртом» виде.
Окаменелости хорошей сохранности лучше искать в карьерах — ордовикские известняки издавна разрабатываются на плитняк и щебёнку. Администрация карьеров обычно не против любительского сбора окаменелостей, но разрешение, скажем у горного мастера, спросить всё же следует. Один из карьеров находится близ посёлка Путилово. В кучах глыб и обломков известняка на его дне попадаются всевозможные раковины плеченогих, «шайбочки» морских лилий, чуть реже — похожие на копья раковины головоногих моллюсков-цилиндроцерасов длиной до метра. Несложно найти и трилобитов, но обычно в виде фрагментов, в лучшем случае — сброшенные при линьке панцири, без головных щитков. Ведь окаменелости столь сложно устроенных организмов (панцирь состоял из отдельных пластин) легко распадаются и разрушаются — гораздо легче, чем вмещающая порода! Чтобы заполучить более или менее целый экземпляр, приходится бить камни молотком. Твёрдость известняка в разных слоях различна, и количество трилобитов в них неодинаковое.
Лучше всего трилобиты сохранились в глинистом, насыщенном водой слое в верхней части карьера, почему-то именуемом коллекционерами «гореликом». Поднявшись на бровку карьера, видишь пробитые в камне ямы, а возле них — груды колотого камня. Масштабы их вполне сопоставимы с работой экскаваторов на дне карьера! Всё это — следы деятельности собирателей-коммерсантов. Нередко встречаешь и их самих, разбивающих молотками глыбы из продуктивного слоя. Люди эти обычно интересные, искренне любящие палеонтологию и готовые объяснить новичкам что к чему. Можно встретить на карьерах ордовикского плато и студентов геологических и географических факультетов, каждое лето проходящих здесь обычную полевую практику.
Не советую останавливаться лишь на верхней части карьера. Во-первых, при его разработке (расширении) куски из «горелика» во множестве оказываются на дне, а во-вторых, в нижних слоях чаще попадаются более редкие виды, чем типичные для верхней части представители трилобитов рода Asaphus.
Неплохие образцы трилобитов попадаются и в девонских отложениях, характерных для Псковской и Новгородской областей, и даже в подмосковных известняках каменноугольного периода (карбон). Правда, в этот период эпоха трилобитов уже шла к концу, и даже в наиболее древних отложениях нижнего карбона, например в Калужской области, трилобиты встречаются довольно редко и обычно лишь сброшенные при линьке задние части панцирей. Число известных видов можно пересчитать по пальцам, и почти все они мелкие — длиной 2—3 см, обнаруживаются, как правило, рядом с «кустиками» окаменевших кораллов-сирингопор. Возможно, в них трилобиты прятались от хищников.
Odontochile hausmanni, полностью аутентичный трилобит из Марокко, палеозой.
Сноровка и чутьё
Окаменелость всегда лучше брать с куском вмещающей породы, уменьшив молотком до разумного соотношения вес/сохранность. Чем более редкий вид обнаружен, тем больше камня следует оставить. И не только из боязни разрушить находку. Даже опытному собирателю по небольшому вскрывшемуся фрагменту не всегда понятно, как расположен трилобит в камне: ведь он может быть изогнут, свёрнут шариком. Отколовшиеся фрагменты сразу же подклеивают цианакрилатным клеем. Окончательно препарируют образцы дома, за столом. Используют инструмент, например керн или узкое зубильце, лучшие же помощники — скальпель и острая игла (подойдут всевозможные ножки циркулей из готовален, если приделать к ним удобные ручки).
К сожалению, научить искусству препарации палеонтологических образцов заочно практически невозможно — здесь важен опыт. Самые общие правила: направлять остриё инструмента к окаменелости (а не от неё) и стараться не царапать им породу, а давить. Редкие образцы (шипастые, рогатые и т.п.) лучше всего доверить людям опытным. При препарации гибнет очень много уникальных образцов, и утешение, что они всё равно попали бы в заводскую дробилку, помогает слабо.
Но как бы мы ни старались, выбоинки, утрата отдельных фрагментов неизбежны. Имитируют окаменевший хитин густой смесью эпоксидной смолы с просеянным порошком ордовикского известняка. Необходимо лишь подобрать цвета, а для этого взять сразу несколько камней разных оттенков. Те великолепные трилобиты, которые продают на выставках-ярмарках, нередко в значительной мере состоят из такой мастики, а среди марокканских встречаются настоящие подделки, целиком вылепленные из глины.
Отпрепарированную окаменелость можно очень аккуратно покрыть тонким слоем бесцветного цапонлака — это и улучшит внешний вид, и, что особенно важно, укрепит хитин на хрупких образцах.
Про живых трилобитов
Как уже говорилось, трилобиты полностью вымерли более 200 млн лет назад. Единственные отдалённо похожие на них животные, ныне живущие, — мечехвосты. Они появились тоже в ордовикском периоде, но, в отличие от трилобитов, пять их видов дожили до наших дней. Обитают эти «живые ископаемые» в нескольких участках Мирового океана и как по образу жизни, так и по многим деталям анатомии (фасеточные глаза, спинной панцирь, способ перемещения) похожи на трилобитов. Но хотя они и происходят от общего предка, относятся мечехвосты совсем к другому классу членистоногих. Возможно, где-то на океанском дне и прячутся последние из племени трилобитов. Обнаружение их было бы сенсацией, причём большей, чем находка живых динозавров, чья эпоха от нашей отстоит «всего» на 60 млн лет.
И подобные «сенсации» в последние годы случаются нередко! Причём находят трилобитов не в океанских глубинах, а в самых обжитых местах России.
Так, ещё в 2007 году неизвестные науке твари были обнаружены в одном из заброшенных котлованов в Челябинске. Примерно в то же время эти же существа величиной с ладонь вроде бы видели где-то в Подмосковье. А в прошлом году появилось сообщение о трилобитах, пойманных в каком-то пруду и доставленных в Алма-Атинский зоопарк.
На самом деле во многих районах России такие «трилобиты» кишат летом чуть не в каждой луже. В моих родных местах, на западе Калужской области, жители деревень называют их «ополовниками» и не считают необычными существами. Да и зоологи ещё лет двести назад этих животных описали и изучили. Называются они щитни и относятся к ракообразным. Проще говоря — это рачки, но не ползающие, а плавающие, подобно известным всем аквариумистам дафниям и циклопам, только покрупнее — бывают до 8 см шириной. На трилобитов они действительно похожи, но здесь мы имеем дело с конвергенцией: ведущие сходный образ жизни животные в процессе эволюции приобретают сходный облик, таковы, например, акулы и дельфины. Часто спрашивают, как щитни появляются в пересыхающих лужах и котлованах? Ответ очень прост: микроскопические яйца щитней переносятся ветром из высохших луж.
Заселяют щитни обширный ареал неравномерно, и численность их колеблется по годам. Знакомый мне зоолог, проведший много полевых практик, признался, что видел щитней только в заспиртованном виде. Но главная причина подобных «сенсаций» всё же психологическая: увидев животное сюрреалистичного облика, далёкие от природы горожане наивно полагают, что уж такое-то страшилище точно науке неизвестно. А некоторые ещё и марокканских трилобитов вспоминают.
Комментарии
Отправить комментарий