Как превратить страну в Прибалтику. 10 ярких примеров.
После второго Майдана Украина вот уже третий год движется в Европу по балтийскому пути, всё заметнее превращаясь в Прибалтику. RuBaltic.ru подобрал 10 ярких примеров прибалтизации Украины.
Псевдолюстрация
В странах Прибалтики после «восстановления независимости» и на Украине после «революции достоинства» была поставлена задача очистить власть от людей, которые были связаны со старым режимом. В обоих случаях эта задача не была выполнена: в Прибалтике у власти остались бывшие комсомольцы и перекрасившиеся члены КПСС, а на Украине высшие посты заняли люди, которые все до единого были связаны с олигархами и ближайшим окружением сбежавшего президента Януковича.
Декоммунизация
За отсутствием реальной люстрации и настоящей смены власти правящие кадры постсоветской Прибалтики с 1991 года и постмайданной Украины с 2014 года принялись за форсированную политику декоммунизации: демонтаж советских памятников, запрет советской символики, переименование улиц и городов. В Литве город Снечкус, построенный в 1980-е годы для работы Игналинской атомной станции и названный в честь первого секретаря литовской Компартии Антанаса Снечкуса, был переименован в Висагинас. Экономическая столица Украины — город Днепропетровск, бывший Екатеринослав, переименованный в честь украинского большевика Григория Петровского, был переименован в Днепр. Игналинскую АЭС при городе Висагинасе в постсоветской Литве ликвидировали; если продолжать эту аналогию, то и город Днепр по итогам политики декоммунизации растеряет весь свой промышленный потенциал.
Разрушение связей с Россией
В течение 2015 года Украиной было полностью остановлено авиасообщение с Россией, запрещён транзит российских самолётов над территорией Украины, отменены 48 пассажирских поездов из Украины в Россию, а украинские власти регулярно угрожают введением визового режима с Россией. Введение в действие зоны свободной торговли Украины с ЕС означает выход Украины из зоны свободной торговли СНГ. Разрываются украинско-российские производственные цепочки, останавливают производство предприятия-смежники. Точно такой же путь по разрыву всех старых интеграционных связей на востоке в 1990-е годы прошли Литва, Латвия и Эстония — Украина сейчас идёт балтийским путём.
Деиндустриализация
В советский период доля промышленности составляла 60-65% экономик Литвы, Латвии и Эстонии. Сегодня доля промышленности в прибалтийских экономиках колеблется в пределах 10-15%. За первые пять лет «второй независимости» в Латвии были уничтожены две трети индустриальных предприятий. Фабрики и заводы были разрушены, в прямом и в переносном смысле распилены и отданы в металлолом. Теперь по тому же пути идёт Украина: за два года промышленное производство в республике сократилось на треть, из списка крупнейших налогоплательщиков Украины исчезли предприятия машиностроения, после разрыва кооперационных цепочек с Россией остановились сотни производств, на грани банкротства такие гиганты украинской индустрии, как «Южмаш», «Турбоатом», Одесский припортовый завод, «Метинвест», КБ «Антонов» и многие другие.
«Демократическая» цензура
Украинские власти быстро освоили прибалтийскую манеру запрещать неугодные телеканалы, вводить цензуру и составлять «чёрные списки» неугодных экспертов, журналистов, писателей и деятелей культуры, намного превзойдя в этом отношении своих прибалтийских учителей. На Украине были запрещены все (!) российские фильмы и сериалы, снятые после 1 января 2014 года, и все советские фильмы с участием актёров, признанных Украиной персонами нон грата. В соответствии с последним решением украинским телеканалам было запрещено показывать фильмы «Кавказская пленница», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Трое из Простоквашино», «Москва слезам не верит» и многие другие.
Подавление нелояльных
В Прибалтике в начале 1990-х годов и на Украине в 2014-м было выбрано самое радикальное решение проблемы многочисленного нелояльного новому режиму населения, несогласного с радикально антироссийской политикой, разрывом всех связей на востоке, разрушением промышленности, переписыванием итогов Второй мировой войны. В Латвии и Эстонии практически все русскоязычные жители, составляющие до трети населения этих стран, были лишены гражданства и всех сопутствующих ему прав, включая избирательные. На Украине против жителей Донбасса, весной 2014 года потребовавших от Киева налоговой и культурной автономии и федерализации страны, была развёрнута военная операция.
Новые герои
Неотъемлемая часть балтийского пути, по которому сейчас идёт Украина, — это фальсификации, переписывание старой и сочинение новой истории страны. В Прибалтике в 1990-е годы новыми национальными героями были сделаны бойцы националистического подполья — «лесные братья», местные коллаборационисты, в борьбе против Советского Союза сотрудничавшие с нацистской Германией, ветераны Латышского легиона и Эстонской дивизии СС. На Украине после первой неудачной попытки президента Ющенко с 2014 года предпринимается новая решительная попытка по превращению в национальных героев боевиков ОУН и УПА — согласно прошлогоднему решению Рады бандеровцы официально причислены к борцам за независимость Украины со всем положенным увековечиванием и чествованием их памяти.
Внешнее управление
После «революции достоинства» кандидатура премьер-министра Украины утверждается в телефонном разговоре с помощником госсекретаря США, последнее слово в борьбе украинских политико-олигархических групп остаётся за американским послом, а итоги работы правительства прилетает оценивать с инспекцией вице-президент США Джо Байден, выслушивающий отчёты украинских подопечных в кресле президента Украины. Скажете, ничего подобного в истории ещё не было? Не совсем. Двадцать лет назад «демократический транзит» стран Балтии тоже курировали эмиссары из США. Выходцы из прибалтийских диаспор Северной Америки в разные годы становились президентами Литвы, Латвии и Эстонии: от американского или канадского гражданства они отказывались за пару суток до инаугурации. Случались и ещё более забавные казусы: сын беглого легионера СС Янис Кажоциньш в 2004 году был назначен главой латвийской контрразведки и получил доступ к государственной тайне Латвии, оставаясь при этом гражданином Великобритании. Так что Украине есть куда расти.
Рынок сырья и рынок сбыта
Создание зоны свободной торговли с ЕС превратило Украину в рынок сырья и рынок сбыта. Вопреки всем обещаниям евроинтеграторов, украинский экспорт в ЕС после подписания евроассоциации сократился на треть, заградительные пошлины, предусмотренные соглашением о зоне свободной торговли, закрыли для многих украинских товаров выход на европейские рынки, а отечественные производители вынуждены отступать под давлением хлынувшего на украинский рынок дешёвого европейского экспорта. А основным пунктом сбыта в Европу для Украины стали… сами украинцы. Даже без отмены визового режима европейские рынки неквалифицированного и низкоквалифицированного труда пополнились украинскими гастарбайтерами. Только в Польшу за последние два года прибыло более миллиона трудовых мигрантов из Украины. На родине украинцам делать нечего, работы там нет и не предвидится, предприятия закрываются, и другого выхода, кроме эмиграции, просто не остаётся. Чем не балтийский путь: ведь Прибалтика за годы «европейского выбора» потеряла четверть населения и теперь стоит полупустая.
Эмиграция и депопуляция
Повальная эмиграция населения из зоны социально-экономического бедствия в долгосрочной перспективе грозит вымиранием украинской нации. Никаких альтернатив, кроме отъезда, нынешняя модель развития экономически активному населению не предлагает, и эмиграция превращается в жизненную цель украинской молодёжи. О своём намерении уехать из Украины сейчас заявляют 65% жителей страны. Аналогичная ситуация сложилась в Прибалтике: массовое бегство населения из Литвы, Латвии и Эстонии в перспективе ближайших десятилетий означает исчезновение местных языков и вымирание балтийских народов. Украинцев на псевдоевропейском балтийском пути ждёт та же участь.
Комментарии
Отправить комментарий