Как растет дерево, которому 3200 лет: человечество уйдет, а оно, похоже, останется
Рассказ Дэвида Куаммена, который вместе с фотографом Майклом Николсом исследовал одно из самых огромных деревьев на земле, которое растет на нашей планете 3240 лет. Сложно себе представить: цивилизации сменяли друг друга, сменялись поколения людей, мы изобретали колесо, атомную бомбу и мобильный телефон, а это дерево как росло, так и растет себе в далеких лесах.
Гигантская секвойя любит снег и отлично переносит долгие зимы высоко в горах. Огонь ей тоже по душе: если вдруг ударит молния и начнется пожар, толстая кора не даст дереву сгореть, зато шишки на нем раскроются. Фото: Майкл Николс
"B национальном парке Секвойя на юге горного хребта Сьерра-Невада есть место, куда приводят все тропы. Там на ровном пологом склоне на высоте 2100 метров над уровнем моря растет исполинское дерево. Его красновато-коричневый, будто выкрашенный охрой ствол покрыт несколькими слоями морщинистой коры. Диаметр ствола у основания составляет 8 метров: мог бы уместиться целый обеденный зал! Чтобы увидеть верхушку или рассмотреть форму кроны, приходится до боли в шее запрокидывать голову. И все равно охватить взглядом громадное дерево практически невозможно. У этого дерева есть имя – Президент. Так нарекли гигантскую секвойю, или, правильнее, секвойядендрон (Sequoiadendron giganteum), девять десятков лет тому назад в честь американского президента Уоррена Хардинга.
Это едва ли не самое огромное дерево на Земле, хотя и не абсолютный чемпион. Исследования, проведенные Стивом Силлеттом из Университета Гумбольдта и его коллегами, подтвердили, что Президент занимает второе место среди всех когда-либо измерявшихся больших деревьев – а надо сказать, команда Силлетта поработала изрядно.
Хотя Президент и ниже самых высоких из редвудов (секвойя вечнозеленая, Sequoia sempervirens) Тихоокеанского побережья Северной Америки или королевских эвкалиптов Австралии, зато это дерево гораздо толще, чем любой редвуд или эвкалипт. Его верхушка, пораженная молнией, возвышается на 75 метров над землей, и примерно на половине этой высоты от ствола расходятся четыре исполинские ветви, каждая сама размером с приличное дерево. Венчает их густая крона, грибовидным облаком повисшая в небе.
Хотя ствол Президента не такой громадный, как у самого массивного секвойядендрона – Генерала Шермана, крона у него более раскидистая, а ветви покрыты почти двумя миллиардами листьев.
Живая крона (в центре снимка – Генерал Шерман) в своей недосягаемой вышине когда-то была окутана тайной. Недавние исследования ученого Стива Силлетта увенчались множеством открытий. Так, удалось установить, что эти гиганты продолжают быстро расти даже в весьма преклонном возрасте. Фото: Майкл Николс
Высота и широкая крона – оружие в борьбе за существование. Дерево тянется ввысь и разрастается вширь, отвоевывая себе место под солнцем и достаточное количество влаги. Более того, в отличие от наземных млекопитающих и птиц, чей рост сдерживает сила тяжести, деревья не перестают расти даже тогда, когда достигают зрелости. Сила тяжести влияет и на них, но иначе, чем, скажем, на кондора или жирафа. Дереву нет нужды передвигаться, и потому оно укрепляет свой остов, постоянно наращивая слои древесины. Вынужденное постоянно добывать средства к существованию то с неба, то из почвы, со временем дерево может достигнуть неимоверной величины и – при этом продолжает расти.
Фото: Майкл Николс
Надежно укрывшись среди горных вершин, гигантские секвойи невозмутимо и непрестанно несут бремя зимних снегов и многих других испытаний. Под их кронами сменяли друг друга эпохи и народы. Мы тоже уйдем, а они, похоже, останутся".
Комментарии
Отправить комментарий